Найти тему
НУАР-NOIR

«Танец пыток» в провидческом криминале от студии «Эрос-фильм»

-2

Лента, о которой мы будем рассуждать – сама невинность. А потому название студии можно и не учитывать, ибо, судя по всему, подразумевался просто «Амур», активно размахивающий крыльями.

Впрочем, в изначальном значении «Эрос» был тёмной, мучительной страстью, обрекавшего любого с ним соприкоснувшегося, а потому название студии и производимые ею мрачноватые триллеры не являются каким-то парадоксальным взаимоисключением.

Лента 1955 года «Полковник Марч расследует» тому яркое подтверждение. Можно было бы сказать, что это одно из многочисленных малобюджетных порождений «мрачного кино» в стиле ужастиков студии «Хаммер», если бы не ряд обстоятельств.

Во-первых, роль указанного в названии полковника досталась мега-звезде классических хорроров Борису Карлоффу, который вопреки расхожему мнению, вовсе не русский актер-эмигрант, и даже не Борис, и даже не Карлофф. А в оригинале типичный британец Уильям Пратт.

Во-вторых, фильм для американцев снял британский режиссер Сай Эндфилд, находившийся в нескольких шагах от феноменального взлета благодаря ещё не снятым «Зулусам». В указанное время он делал не самые известные нуары: «Криминальная история», «Адские водители» и т.д.

В частности, он решил адаптировать под стилистику фильмов 30-ых эпизоды не нашедшего поддержки телевизионного сериала, которые собрал вместе и придал им видимость фильма «Три незнакомца» (1946).

И в итоге создал первую мрачную антологию, явленную зрителям за несколько лет до «Чёрной субботы» Марио Бава. Но и не это самое важное, а то, что в детстве этот фильм увидели люди весьма значимые в современном кино. Именно из недр «полковника Марча» было заимствовано несколько важных элементов.

Например, указанный персонаж служит в отделе «Д-три» или отделе странных жалоб при Скотланд-Ярде, который точь-в-точь напоминает будущие «Секретные материалы» в структуре ФБР. Однако сам полковник Марч более походит не на агента Малдера, а на патера Брауна из рассказов Честертона. Не внешне, но повадками…

Именно в его ведении находится шкаф с загадочными вещами, каждая из которых олицетворят отдельное происшествие. Что уже десятилетия спустя было «дословно процитировано» Гильермо дель Торо в «Кабинете редкостей».

Если же говорить о трех странных происшествиях, расследованием которых занялся полковник Марч, то они хотя и несут в себе сугубо детективную нагрузку, но структурно напоминают ранние рассказы Дэшшила Хэммета. Заскучать вам не удастся, так как динамика сохранена.

Кадр из фильма «Полковник Марч расследует» (1955)
Кадр из фильма «Полковник Марч расследует» (1955)

И не важно, о чём идет речь. Об ограблении банка, об убийстве исполнительницы «экзотических танцев» или же о загадочном видении «в окне напротив». Что показательно - последний эпизод выходит на экраны «нос в нос» с «Окном во двор» Хичкока, хотя и снабжен категорически иным контекстами.