Найти в Дзене
Христофор+

Что рубил апостол Павел мечом, говоря: "Возьмите... Меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф.6:17). И зачем?

В невидимой брани с врагом центральное место у Павла занимает меч. Под мечом апостол, конечно, понимает совсем не тот вещественный меч из металла, который в гонениях может отлучить от любви Божией (Рим.8:35) и который в древности носили военные начальники - центурионы (Рим.13:4) . Нет... Под мечом Павел понимает меч невещественный, духовный, который "проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр.4:12). А именно: "Слово Божие" (Еф.6:17). Что же это за духовный меч такой? Откуда он взялся? Что из себя представляет? Какие у него свойства? Что он рубит? И зачем? Давайте разбираться... 1. Что значит выражение "меч духовный"? В самом общем смысле духовный меч или "Слово Божие" - это божественное учение и заповеди Христовы (Матф.4:4;13:22; Лук.5:1). Или "глаголы вечной жизни" (Иоан.6:68). То есть та живительная духовная сила, которой были составлены небеса и земля (2Пет.3:5) и которой могут жить и живы люди по домостроительству Божию (К

В невидимой брани с врагом центральное место у Павла занимает меч. Под мечом апостол, конечно, понимает совсем не тот вещественный меч из металла, который в гонениях может отлучить от любви Божией (Рим.8:35) и который в древности носили военные начальники - центурионы (Рим.13:4) . Нет... Под мечом Павел понимает меч невещественный, духовный, который "проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр.4:12). А именно: "Слово Божие" (Еф.6:17).

Что же это за духовный меч такой? Откуда он взялся? Что из себя представляет? Какие у него свойства? Что он рубит? И зачем? Давайте разбираться...

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. Слева - меч. Изображение взято в открытых источниках.
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. Слева - меч. Изображение взято в открытых источниках.

1. Что значит выражение "меч духовный"? В самом общем смысле духовный меч или "Слово Божие" - это божественное учение и заповеди Христовы (Матф.4:4;13:22; Лук.5:1). Или "глаголы вечной жизни" (Иоан.6:68). То есть та живительная духовная сила, которой были составлены небеса и земля (2Пет.3:5) и которой могут жить и живы люди по домостроительству Божию (Кол.1:25).

В концепции духовного воина апостола Павла духовный меч - это "различающая способность, отделяющая лучшее от худшего" (прп. Максим Исповедник). Или, дадим собственное определение, творческая устремленность человека к Богу. А именно: чтение Евангелия, Псалтири и святых отцов, домашняя и церковная молитва, добрые дела, любовь к ближним... А также непрерывная Иисусова молитва. Свт. Игнатий (Брянчининов) говорит, что "правилом жизни их (святых Божиих людей - Христофор+) было Евангелие, а словом их, словом уст, ума и сердца был «глагол Божий» (Еф. 6:17), имя Господа Иисуса Христа" (Аскетические опыты, том 3, "Слово о смер-ти", глава 36).

2. Откуда взялся образ духовного меча? Апостол Павел писал послание к Ефесянам, будучи в заточении (в тюрьме) в Кесарии (или в Риме). В тексте послания он многозначительно называет себя "узником о Господе" (Еф. 3:1; 4:1). А в шестой главе прямо говорит, что совершает посольство (миссию, проповедь) "в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно" (Еф. 6:20).

Стерегли апостола Павла в тюрьме римские легионеры - лучшие солдаты тогдашнего мира, победители всех (или почти всех) окрестных народов. Легионеры славились не только отменной дисциплиной, но и превосходным снаряжением и вооружением. Экипировка тюремных стражей и вдохновила Павла на создание оригинальной концепции христианина - духовного воина.

Гладиус типа "Фулхем". Изображение взято в открытых источниках.
Гладиус типа "Фулхем". Изображение взято в открытых источниках.

3. Что из себя представлял меч легионера? Меч римского воина (gladius) являлся оружием ближнего боя. Он был обоюдоострым, имел небольшую длину (до 60 см.) и совершенную форму острого листа, почему и назывался "гладиусом" (родственное "gladiolus"" означает "мечевидный лист").

Гладиус использовался в тесном строю легионеров и идеально подходил для нанесения колющих ударов. Во времена императоров Клавдия и Нерона римские пехотинцы употребляли тип гладиуса под названием «Фулхем» (меч, который дал название типу, был выкопан в Британии возле города Фулхем на Темзе). Клинки типа «Фулхем» имели малую талию (в отличие от клинков типа "Майнц") и отличались, подчеркнем, треугольным завершением острия.

Павел, говоря о духовном мече, воображает, конечно, именно меч-гладиус типа "Фулхем". Кончик этого меча получает символическое значение и указывает на святую Троицу. Апостол полагает, что как кончик гладиуса (представляющий один из трех углов равнобедренного треугольника) пробивает любую защиту, так и Слово Иисуса Христа, Второго Лица Святой Троицы, прободает насквозь всю тварь; поскольку "все обнажено и открыто перед очами Его" (Евр. 4:13).

4. Какими свойствами обладает духовный меч? Духовный меч формально обладает теми же свойствами, что и древнеримский гладиус. То есть свойством поражать врага. А конкретно: колоть и рубить, наносить раны, прорубать дорогу, устрашать... Как обычный меч может проникать везде, так и духовный меч "проникает до разделения души и духа, составов и мозгов" (Евр. 4:12).

Однако духовный меч, помимо всего этого, имеет еще одно поразительное чудесное свойство он наделяет абсолютной властью его обладателя. Евангелист Лука говорит: "И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью" (Лук.4:32). Обладатель духовного меча может бить диавола так же, как Христос бил врага во время искушений в пустыне. Свт. Лука Крымский говорит:

"Словом Божиим, этим страшным для врага мечом можем мы творить чудеса. Слово Божие так бесконечно сильно, так действенно, так глубоко проникает в сердца людей, умеет так потрясать их, что иногда внезапно человек, погрязший во грехах и нечестии, вдруг преображается, пораженный силой слова Божия" (Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Евангельское злато).

Ф. М. Достоевский в романе "Братья Карамазовы" приводит яркую сцену такого духовного поражения грешника - Федора Павловича Карамазова - словом Божиим, исшедшим из уст старца Зосимы. В контексте этой сцены Федор Павлович и старец говорят о духовном. Федор Павлович, кривляется и юродствует, а Зосима остается совершенно спокойным. Насмехаясь над верой старца, антагонист, спрашивает Зосиму о своей душе. И получает настолько точный ответ, что восклицает в изумлении: "Вы меня замечанием этим как бы насквозь проткнули и внутри прочли" (Ф. Достоевский. "Братья Карамазовы").

Старец Зосима среди духовных чад. Иллюстрация к роману "Братья Карамазовы".
Старец Зосима среди духовных чад. Иллюстрация к роману "Братья Карамазовы".

5. Что рубит духовный меч? Прежде всего, супостата диавола. С ним следует воевать прежде всего. Об этом - здесь. Но и не только. Павел говорит, что духовный меч рубит "помышления и намерения сердечные" (Евр.4:12). Возникает вопрос: какие именно намерения? Отвечаем: только плотские. Св. Иоанн Кассиан полагает, что духовный меч "отсекает в душе нашей то, что относится к плоти и земному" (Седьмое собеседование аввы Серена). У архиепископа Никифора Феотокоса "меч посекает терния злобы", проходит "до самых внутреннейших помыслов ума, потребляет лукавые расположения души" (Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами").

6. Зачем христианину короткий меч? У древних римлян, помимо меча-гладиуса (короткого меча), существовал меч-спата (длинный меч). Если гладиус был оружием пехотинцев, то спатой вооружались кавалеристы, всадники. Возникает вопрос: почему Павел вооружает христиан мечом-гладиусом, а не мечом-спатой? Ведь спата длиннее, она предназначена и для рубки в том числе.

Ларчик открывается просто. Гладиус являлся оружием ближнего боя и использовался в строю. Он предназначался не для индивидуалов, а для большого подразделения воинов, команды. Павел видит христиан не отчужденными друг от друга уникумами, а единой общностью, собором, Церковью. Поэтому и мечи для верных предполагаются короткие... Ведь христиане должны бороться с врагом-диаволом не порознь, не поодиночке, но вместе, единодушно, "едиными усты и единым сердцем" (Рим.15:7).

Читайте также другие статьи:

Какие артефакты были найдены во Гробе Господнем после Воскресения Христова?

Тайные ученики Иисуса: сколько их было и кто они такие?

Кем был Варавва и почему на праздник Пасхи помиловали его, а не Христа

7 интересных фактов о римском сотнике, который командовал распятием Христа

Какое Копье судьбы (из четырех известных) принадлежало Лонгину?

5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому (Матф.27:19)".