Как в кризис расти и привлекать новых клиентов, рассказал владелец салона красоты и эксперт в бьюти-бизнесе.
Российский бизнес живет в условиях кризиса уже фактически третий год: сначала была пандемия, потом начались глобальные экономические сложности. Несмотря на то, что картина на рынке выравнивается, компании до сих пор сталкиваются с резким ростом цен, вынужденным сокращением штата сотрудников, сменой поставщиков и партнеров. Тем не менее любое сложное время можно использовать как точку роста для бизнеса — в этом убежден Роман Хрипков, основатель и руководитель салона красоты ZFLAT, бизнес-эксперт в бьюти-индустрии, действующий член Московской ассоциации предпринимателей и обладатель медали «Трудовая Слава России». Бизнес стартовал в пандемию и успешно развивается благодаря стратегии и инновационным идеям Романа Хрипкова.
Кризис как точка роста
Современные реалии стали вызовом для российской бьюти-индустрии. Уход основных мировых брендов, усложнение цепей поставок профессиональной косметики, товаров и оборудования, а также рост курса мировых валют по отношению к рублю обернулись для владельцев салонов повышением цен, снижением рентабельности, дефицитом части продукции и падением потребительского спроса. Общая ситуация отразилась и на поведении клиентов: они стали более избирательными и экономными. Однако все эти трудности владелец ZFLAT Роман Хрипков сумел обойти без потерь. Самостоятельно развивать бизнес он начал в период пандемии коронавируса, и еще тогда понял, что кризис — это вовсе не катастрофа, а возможность.
«Когда мы с коллегами-бизнесменами начинаем общаться на тему профессионального выгорания и карьерного кризиса, практически каждый собеседник рассуждает в негативном ключе. Но я всегда считал, что кризис — это поворотный пункт в бизнесе и отличная возможность для профессионального роста», — говорит Роман Хрипков.
В годы пандемии, когда коллеги по индустрии сокращали мощности, урезали штат и зарплаты сотрудникам или вовсе закрывали дело, Роман выкупил долю бизнеса у своего партнера и сумел вывести салон в лидеры рынка. По словам эксперта, именно тогда при выборе поставщиков профессиональной продукции для использования в салоне и реализации он принял решение, которое оказалось беспроигрышным и в новый экономический кризис: делать ставку не на известные бренды, а на качество и инновационность продукции. Роман сотрудничает с Authentica — официальный представитель косметических брендов Kevin.Murphy (Австралия, США), Olaplex (США) и Cloud Nine (США).
«Ни один бренд, с которым мы глобально сотрудничали изначально и продолжаем работу до сих пор, не ушел с российского рынка. Да, безусловно, увеличилась стоимость закупок и время доставки, но с тотальным и шоковым дефицитом продукции мы не столкнулись», — объясняет основатель и руководитель салона красоты ZFLAT.
Понимая, что логистические цепочки удлинились, Роман со своей командой провел анализ наиболее популярных бьюти-продуктов и профессиональных средств. Их закупки были увеличены на 50 %. Сегодня на постоянной основе поддерживается критический остаток на складе, которого будет достаточно для бесперебойной работы в течение 2 месяцев.
Роман работает в индустрии красоты более 10 лет, благодаря своему уникальному опыту, обширным знаниям и таланту, он глубоко знаком с продуктами и спецификой услуг, что позволяет принимать обоснованные решения при выборе материалов и оборудования, подборе персонала, что обеспечивает высокое качество.
Эксперт убежден, что среди небольших локальных косметических брендов, которые остаются доступными, есть достойные альтернативы продукции известных ушедших с российского рынка компаний. Чему не найти замену, так это качеству и честности оказания услуг при работе с клиентами — именно эти принципы Роман Хрипков сделал основой своего бизнеса. Ответственное отношение ко всем стадиям ведения бизнеса и управления салоном — от построения стратегии развития, закупки материалов, обучения сотрудников и контроля качества до простого оформления помещения — позволяет салону ZFLAT под руководством Романа не просто оставаться на рынке, но и развивать бизнес и выходить на ТОП-уровень вне зависимости от внешнеэкономических факторов.
Звездные клиенты
Репутация салона и подход мастеров к работе играют большую роль в привлечении новых и сохранении прежних клиентов. Роман Хрипков с самых первых этапов своего становления в бьюти-индустрии ставил перед собой задачу предоставлять услуги только высокого уровня. Именно его профессионализм и высокое качество предоставляемых услуг, помогли сформировать пул постоянных клиентов, среди которых многие медийные личности: актриса Полина Максимова и основатель онлайн-академии маркетинга, специалист по новым медиа, автор тренингов для малого бизнеса и самозанятых Марго Былинина. Услугами салона Романа пользуется и блогер-миллионник, VIP-стилист и основатель Школы шопинга Татьяна Тимофеева.
«Для развития моего бизнеса я выбрал нестандартный подход к привлечению клиентов в отличие от многих других компаний, которые полагаются на стандартные методы рекламы. Я пришел к выводу, что наиболее эффективными средствами привлечения являются личные рекомендации. В большинстве случаев люди больше доверяют советам, полученным от своих друзей, семьи или знакомых, чем рекламным сообщениям. Моя стратегия сосредоточена на развитии личного бренда, с особым вниманием к достижению высоких результатов и предоставлению услуг высокого качества. Это приводит к повышению уровня обслуживания, росту лояльности клиентов и их регулярным рекомендациям салона своему окружению. Видя, что медийная личность уже на протяжении нескольких лет продолжает пользоваться услугами только одного салона, люди понимают, что это не реклама, а действительно честная рекомендация, и тоже записываются в наш салон. Реклама уже давно не работает, — убежден Роман Хрипков. — Работает только визуал, личный опыт и рекомендации».
Это развитие личного бренда позволило увеличить аудиторию только блога салона до 32 тысяч человек. Удерживать интерес подписчиков помогают не только красивые фотографии профессиональных работ мастеров салона, но и полезная информация, например, об уходе за волосами.
Лучший предприниматель
Быть полезными для клиентов — одно из ключевых правил в работе Романа Хрипкова. Так, одним из инструментов работы в кризисный период пандемии стал инновационный продукт Color Pack: его реализация сохранила клиентскую базу и принесла операционную прибыль, в то время когда большинство салонов находились в стагнации, а часть из них не выдерживала кризисных последствий и закрывалась. Роман разработал и создал продукт — набор для окрашивания, основанный на индивидуальной формуле. Color Pack позволяет поддерживать качественное окрашивание волос как в салоне, но только в домашних условиях. Таким образом, даже во время самоизоляции, когда работа салонов была практически парализована, клиенты Романа могли чувствовать заботу профессиональных мастеров.
«К набору мы добавили гайд с пошаговой инструкцией, описывающей алгоритм окрашивания волос, а также все необходимые одноразовые материалы: кисточки, пеньюары, перчатки, которые могли понадобиться клиенту при проведении процедуры в домашних условиях. Концептуальная идея продукта в последствии стала вирусной и очень популярной в салонной сфере: многие салоны красоты ввели наборы для домашнего окрашивания в свои линейки предлагаемых услуг», — рассказывает эксперт.
Каждый готовый набор разрабатывается индивидуально под клиента, так как профессиональный краситель не имеет готовых цветов, а грамотный парикмахер-колорист никогда не работает с одним цветом. В конечном итоге в готовом продукте всегда присутствует широкий спектр цветов и оттенков до полутонов. Также в набор входят разные проценты окислителя, в зависимости от конкретной задачи красителя, например, для окрашивания основной длины волос в набор входил более низкий процент окислителя равный 3 %. В большинстве бытовых красителей, продающихся в массмаркете, содержится универсальный процент оксида равный 6 %, который по своим универсальным свойствам подойдет под любые задачи, но при этом его агрессивное воздействие может привести к потере качества волос их пересушиванию, тусклости, тонкости и ломкости. Помимо всего прочего в каждый готовый продукт была интегрирована уникальная в современном мире Bond-система в виде эликсира для защиты волос под названием OLAPLEX.
Инновационные идеи, вроде наборов Color Pack, предлагаемых в салоне Романа, а также его способность постоянно поддерживать высокий уровень обслуживания, несмотря на внешние обстоятельства, и стабильное качество предоставляемых услуг, а главное, умение развивать бизнес даже в кризисные периоды, оценило экспертное жюри международной премии Best Business Awards 2022. Романа Хрипкова члены жюри признали победителем в номинации «Лучший предприниматель и эксперт в сфере бьюти». Главная цель премии — популяризация малого и среднего бизнеса, а также укрепление сотрудничества между предпринимателями и экспертами из разных стран. Участие в подобных конкурсах бьюти-бизнесмен тоже использует как точку роста для своего дела.
«Для меня важен сторонний экспертный взгляд и профессиональный опыт. Период с 2020-го по 2022-й оказался сложным для всех. Пандемия коронавируса стала своего рода вызовом всему бизнес-сообществу: она заставила многих людей стать более гибкими в принятии и реализации долгосрочных стратегий и решении текущих задач. Я считаю, что мы с моей командой с достоинством пережили это время, сумели сохранить салон, рабочие места, само пространство и, конечно, клиентскую базу», — делится эксперт.
Опыт таких бизнесменов как Роман Хрипков, сумевших в кризис открыть успешное дело, доказывает, что в каждой ситуации можно найти потенциал для роста и возможности выхода на лидирующие позиции.
Развитие для других
Чтобы проявить себя как лучший предприниматель, выстоять в штормовые времена, нужен целый комплекс мер: собрать прогрессивную команду профессионалов, генерировать инновационные идеи и обмениваться опытом с другими лидерами отрасли. С 2019 года Роман Хрипков активно занимается общественной деятельностью, связанной с поддержкой среднего и малого бизнеса на площадках Московской ассоциации предпринимателей. Так, благодаря уникальному опыту и высокой экспертности его пригласили в состав жюри конкурса «Лидер высоких технологий», который стимулирует развитие инновационной деятельности российских компаний, а также привлекает инвестиции в сферу наукоемких технологий. В судейской комиссии Роман работал с такими профессионалами, как Александр Хребтов, вице-президент Национальной технологической палаты, руководитель рабочей группы по корпоративным инновациям и когнитивным технологиям подкомитета по цифровой экономике и инновациям РСПП, а также Илья Чураков, председатель оргкомитета группы номинаций DeFi, основатель и председатель совета директоров «DAO Consensus: бизнес-ассоциация цифровых организаций».
«Меня заряжают успешные люди, поэтому работать с такими яркими бизнес-личностями для меня — показатель моего успеха, большая честь и высокая мотивация роста», — говорит Роман Хрипков.
Выбор членов жюри, включая Романа, определяет лидеров в предпринимательстве, которые будут обозначать тренды развития отрасли и своими идеями развивать и менять бизнес-индустрию. Тем, кто только начинает свой путь в предпринимательстве эксперт рекомендует уделять больше внимания исследованиям рынка, составлению четких планов, фокусироваться на качестве, анализировать обратную связь от клиентов, продолжать обучаться и не бояться трудностей, при необходимости, обращаясь за помощью и поддержкой к опытным предпринимателям и бизнес-менторам.
«Если вы боитесь начинать и рисковать, просто вспомните значение слова «кризис» — это поворотный момент, сигнал о необходимости изменений. Хотя перемены нравятся не всем, они всегда учат новому и открывают двери к следующему этапу развития. Если бы я не рискнул, у меня бы не было своего бьюти-пространства», — добавляет эксперт.