В зале № 154 Государственного Эрмитажа, где до 1917 года находилась Малая (Сретенская) церковь Зимнего дворца, сейчас проходит выставка, название которой вынесено в заголовок данной статьи.
Экспозиция выставки посвящена основным этапам развития русского стиля в период с 1825 по 1917 г.
Зал Малой церкви совсем небольшой по меркам Зимнего дворца, и обычно он не указывается на схемах. Его не так просто найти тем, кто не очень хорошо знаком со сложной системой нумерации залов Эрмитажа. Поэтому сначала расскажу, как туда попасть (на схеме путь к Малой церкви я показал красными стрелками).
Посетители Эрмитажа обычно начинают свой маршрут с подъема на второй этаж по Посольской (Иорданской) лестнице. Поднявшись по Иорданской лестнице, следует пройти по залам Невской парадной анфилады (№№ 192, 191, 190) до Арапского зала (№ 155) и из него повернуть в Ротонду (№ 156), а из Ротонды можно пройти в зал № 154. Второй вариант: можно пройти в Ротонду по Портретной галерее дома Романовых (№№ 151, 153).
В центре экспозиции выставки находятся две витрины, в которых представлены маскарадные костюмы бала 1903 года в Зимнем дворце, который был посвящен Московской Руси и времени правления царя Алексея Михайловича. На всех участниках этого грандиозного праздника были костюмы в стиле XVII века, специально созданные для этого бала выдающимися художниками и лучшими портными-модельерами.
На выставке представлено более 100 экспонатов, среди которых живопись, графика, мебель, изделия из фарфора, стекла, металла, дерева, серебра, а также костюмы и ткани. Поделюсь фотографиями некоторых из экспонатов выставки.
Каминные часы и канделябры (1876 год):
Самовар в форме бочонка (первая половина XIX века):
Деревянное резное подносное блюдо с изображением мастеров различных ремесел и видом Казани (подарок Казанского ремесленно-цехового общества императору Николаю Александровичу и императрице Александре Федоровне по случаю их бракосочетания, Казань, 1894 г.):
На стенде, представляющем русский стиль в фарфоре, обращают на себя внимание чайник и сахарница из сервиза великого князя Константина Николаевича (1848 год). Общий вид стенда:
Стенд предметов конца XIX – начала XX века:
Деревянные бирюльки (конец XIX века):
Экспозиция выставки хотя и небольшая (по меркам Эрмитажа), но очень интересная. Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский дал выставке такую характеристику: «Выставка насыщена красотой и содержанием. Её глубинный смысл – рассказ о русификации русской культуры как части русификации Российской империи и реакции на культурный настрой эпохи Петра и Екатерины».