30 октября на кораблях Военно-морского флота России свой профессиональный праздник отмечают моряки-надводники. Именно они стали первыми военными моряками в истории нашей страны. Именно на легендарных фрегатах и барках, крейсерах и броненосцах рождались и крепли наши славные морские традиции…
Дата празднования выбрана не случайно – она продиктована отечественной историей. В этот день по настоянию Петра I Боярская дума издала указ с судьбоносным решением: «Морским судам – быть!» С тех пор 30 октября 1696 года по праву считается датой рождения регулярного российского флота, а с марта 1996-го это ещё и День моряка-надводника.
В ДАЛЬНЕЙ МОРСКОЙ ЗОНЕ
Свой праздник экипажи надводных кораблей Черноморского флота встречают в активном режиме, выполняя задачи специальной военной операции. Причём они не только действуют в Чёрном и Азовском морях в общих интересах СВО, но и продолжают нести боевую службу в Средиземном море, успешно решают поставленные задачи в составе оперативного соединения ВМФ в дальней морской зоне (ДМЗ). Свидетельством тому стала завершившаяся недавно боевая служба нового противоминного корабля ЧФ «Владимир Емельянов» под командованием капитана 3-го ранга Максима Смирнова. Сейчас его экипаж на Балтике проводит послепоходовый ремонт и обслуживание материальной части и после соответствующей подготовки и отдыха продолжит решение поставленных задач.
А в дальней морской зоне его сменил другой корабль Черноморского флота – современнейший корвет «Меркурий». Он взял имя легендарного брига, построенного на верфи в Севастополе в 1820 году. Первый памятник в городе был возведён командиру героического брига капитан-лейтенанту Александру Казарскому, чей подвиг золотыми буквами вписан в летопись города-героя и Черноморского флота. Моряки прекрасно понимают, что славное имя «Меркурий» ко многому их обязывает, налагает особую ответственность. И вот очередной черноморский экипаж, как и планировалось, вышел на просторы Средиземного моря и несёт свою первую боевую службу в ДМЗ.
На Балтике находится и другой черноморский корабль – фрегат «Адмирал Григорович», который также нёс долгую, многомесячную боевую службу в ДМЗ и продолжит её по планам ВМФ.
Как известно, Турция в марте прошлого года предупредила все иностранные государства о запрете прохождения военных кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы в связи с проведением РФ специальной военной операции. Корабли ЧФ, несмотря на эти ограничения, по-прежнему несут боевую службу в ДМЗ и в составе ВМФ решают поставленные Верховным главнокомандующим ВС РФ задачи. В составе ЧФ продолжают действовать большие десантные корабли Северного и Балтийского флотов, и День моряка-надводника их экипажи отметят совместно с черноморцами.
КРЕПКИЕ ДОЛГОЖИТЕЛИ
Наряду с современными кораблями, к числу которых, бесспорно, принадлежат и патрульные корабли проекта 22160 «Василий Быков», «Дмитрий Рогачёв», «Павел Державин», продолжают выполнять задачи и наши крепкие долгожители – сторожевые корабли «Пытливый» и «Ладный», малые противолодочные корабли «Суздалец» и «Муромец».
СКР «Ладный» – на сегодняшний день рекордсмен долгожительства некогда самой многочисленной и продвинутой серии сторожевых кораблей проекта 1135 – «Буревестник». Проект был разработан в 1964–1966 годах. Всего было построено 32 корабля, которые служили на всех четырёх флотах Советского Союза.
В преддверии праздника мне удалось побеседовать с офицерами двух сторожевых кораблей. В частности, с командиром «Пытливого» капитаном 2-го ранга Николаем Афанасьевым, который более года командует сторожевиком, находящимся в составе сил постоянной готовности.
– С начала минувшего учебного года «Пытливый» прошёл более 16000 миль, – сообщил командир. – И это, заметьте, не выходя за Босфор. Экипаж отработал десятки самых разнообразных задач – начиная с конвоирования судов и заканчивая отработкой противовоздушной обороны назначенных объектов.
СКР «Ладный» за 42 ходовых дня прошёл 5430 миль. Поэтому с высокими результатами в боевой подготовке ко Дню моряка-надводника подошли многие офицеры и моряки.
Ноябрь – месяц подведения итогов учебного года, месяц анализа проделанной за год работы, обобщения передового опыта, поиска неиспользованных резервов, учёта допущенных ошибок и просчётов. И тут есть над чем поработать экипажам надводных кораблей, с тем чтобы в новом учебном году выйти на новые, ещё более высокие рубежи.
Капитан 1-го ранга в отставке Владимир ПАСЯКИН