Лисимах, правитель Фракии с 323 года (здесь и далее все даты до новой эры) и царь Македонии с 285 года в Персидском и Индийском походах являлся телохранителем Александра Македонского. Он родился в столице Македонии городе Пелла около 361 года и по утверждению летописцев обладал огромной физической силой. Согласно рассказу историка Юстина, Лисимах стал предметом гнева царя Александра, когда тайно и из чувства сострадания дал яд приговоренному к мучительной казни Каллисфену. В наказание Александр приказал бросить Лисимаха в клетку со львом, но телохранитель царя убил хищника голыми руками и за проявленную смелость был прощен. Доказательством правдивости данной истории могут служить найденные монеты, на одной стороне которых изображен Лисимах, на другой – лев. По утверждению Юстина Лисимах был повсюду известен как храбрый и энергичный воин, но, по-видимому, не обладал большим умом, хотя и умел выждать благоприятный момент и скрывать свои намерения.
Лисимах убийством своего сына Агафокла спровоцировал войну с Селевком Никатором, который под мнимым предлогом мести вторгся в азиатские владения царя Македонии. В 281 году в битве при Курупедионе между армиями Селевка и Лисимаха, царь Македонии погиб. Это было последнее сражение между диадохами Александра Македонского. Примечательно, что по причине семейных интриг сын Лисимаха Александр в битве сражался на стороне противника отца – Селевка. Мемнон приписывает убийство Лисимаха своему земляку из Гераклеи Понтийской, воину по имени Малакон. Став царем Македонии Лисимах предпринял поход против независимого города Гераклеи и Малакон, таким образом, сводил счеты с царем. По свидетельству Павсания: «Александр, который был сыном Лисимаха от одрисиянки, с трудом умолив Лисандру, получил труп Лисимаха и впоследствии, отвезя в Херсонес, похоронил его там. Гробницу Лисимаха и сейчас еще можно увидеть между поселком Кардией и Пактией». Поясню, что Павсаний жил в II веке новой эры и под названием местности, где находилась гробница Лисимаха, подразумевает полуостров Херсонес Фракийский (современный Галлиполийский полуостров) в Эгейском море. В 309 году Лисимах основал на перешейке полуострова Лисимахию. Говоря о Лисандре, летописец имел в виду жену убитого Лисимахом сына Агафокла, которого он уже ранее назначил своим наследником. В то время она находилась в свите Селевка. Александр отвез останки своего отца в Лисимахию и похоронил его там, в Лисимахионе, храме, посвященном царю. Лисимах уничтожил города Кардия (родину историка Иеронима) и Пактия для того, чтобы освободить место для возведения нового города, который носил его имя – Лисимахия и был заселен жителями разрушенных городов.
По свидетельству Аппиана царя Лисимаха похоронил фессалиец Форак. Юстин пишет, что на момент смерти царю было 74 года, а Аппиан утверждает, что 70. И то и другое неправдоподобно, так как в начале Персидской войны в 334 году Лисимах был бы слишком молод для занимаемых им должностей. В правдивой оценке возраста царя наиболее близок Иероним Кардийский, который дал ему на момент гибели 80 лет. Поэтому родиться Лисимах мог предположительно около 360 года.
По скудным сообщениям летописцев сразу после гибели Лисимаха в битве при Курупедионе его войско сложило оружие. Но тело самого царя Македонии оставалось на поле сражения еще несколько дней и его искали долго. Только собака Лисимаха, оставшаяся возле тела хозяина и отгонявшая от него птиц и хищных зверей, позволила опознать уже полуразложившееся тело царя. Маловероятно, чтобы собака сопровождала Лисимаха в битве. Скорее всего, преданный хозяину пес мог прибежать к трупу царя из лагеря Лисимаха. После Восточного похода Александра Македонского греко-персидская знать разводила и держала при себе крупную гирканскую породу собак, которые отличались верностью к своим хозяевам. Хотя об участии в боях гирканских собак свидетельствует Элиан: «Вместе с гирканцами и магнетами воюют псы». Латинский поэт I века новой эры Валерий Флакк Сентин также описывает боевые качества собак жителей юго-западного побережья Каспийского моря: «Свора собак выскакивала на резкие сигналы рожков и стремилась в битвы хозяев». Данная порода в древности считалась происходящей от льва и собаки. По сообщению историка Дуриса пес Лисимаха бросился в погребальный костер своего хозяина и сгорел вместе с ним. Об этом же пишет Плиний Старший: «А собака, которую Дурис называет Гирканом, бросилась в огонь после того, как на костре был сожжен царь Лисимах».
По сведениям Юстина Лисимах был неразборчив в средствах для достижения своих целей и кроме сына Агафокла убил зятя Антипатра, а свою дочь Эвридику заключил в темницу. Он подверг казни своих ближайших сподвижников – первых лиц государства за то, что они жалели убитого Агафокла. Не дожидаясь преследования, многие другие военачальники с вверенными им воинскими контингентами стали переходить на сторону Селевка, что значительно ослабило армию царя Македонии перед решающим сражением. Одновременно с этим Филитер, которому была доверена охрана царской сокровищницы, потрясенный кончиной Агафокла, захватил Пергам и также перешел на сторону сирийского царя. В конечном итоге по Юстину: «Лисимах, который еще ранее по разным причинам потерял пятнадцать своих детей, не без славы окончил свою жизнь и завершил своей гибелью гибель своей семьи».