Первая часть здесь.
БЫВШЕЕ ЗДАНИЕ СИРОТСКОГО ПРИЮТА
Место: пр-т Азадлыг (ул. Станиславская), 66
Год создания: 1910
Проспект Азадлыг, спускающийся к морю, как меридиан отмечает границу жилых и промышленных районов города. Здесь в 1882–1885 годах один бакинский судовладелец и крупный нефтепромышленник на собственные средства построил двухэтажное здание благотворительной организации «Человеколюбивое общество», председателем правления которого он был. В двухэтажном доме открылись детские ясли, заработали швейная мастерская и прачечная.
В 1910 году по соседству возник еще один дом, имеющий прямое отношение к деятельности общества. В память о рано умершем сыне (вспомним историю с Исмаилией) другой состоятельный нефтепромышленник пожертвовал 24 тысячи рублей на постройку сиротского приюта. Имя архитектора, как, увы, нередко бывает, до нас не дошло, но он проявил немалую изобретательность, соединив в одном объеме форму характерного для Баку застекленного балкона-шушебенда с орнаментальной графикой модерна. Неизвестный зодчий противопоставил сильно выдвинутые, мощно трактованные каменные ризолиты сплошному остеклению центра и отметил вход крыльцом, выполненным из блоков местного камня.
В советское время здание сиротского приюта было отдано Институту управления народным хозяйством при Совете министров АзССР.
ДОХОДНЫЙ ДОМ ИСА-БЕКА ГАДЖИНСКОГО
Место: пр-т Нефтяников (бывшая наб. Императора Александра II, угол ул. Башенной), 103
Год создания: 1912
Иса-бек Абдул Саламбек оглу Гаджинский, в отличие от многих нуворишей – деревенских самоучек, принадлежал к знатному тюркскому роду. Воспитанному и образованному потомку древней фамилии оказались не чужды тщеславие и склонность к эпатажу. Его дом на набережной почти вплотную приблизился к Девичьей башне и сравнялся с ней по высоте. Общественность восприняла это как вызов, однако владелец керосинового завода в «Черном городе» и нефтяных промыслов на Абшероне именно на такой эффект и рассчитывал.
Приморские кварталы Баку в начале ХХ века были преимущественно одно-двухэтажными. Владение Гаджинского в пять этажей, да еще с башней-эркером на углу моментально стало доминантой, давая понять, кто здесь главный. С верхушек фронтонов на прохожих глазели головы невиданных стражников. На фасадах, как принято в модерне, царила непринужденная мешанина из романских мотивов и стилизаций под средневековые крепости с дозорными башнями и мощными колоннами. Суровость переходила в игривость. От соседства мозаик и витражей с пластическими рельефами виноградных лоз и пальмовых листьев можно получить эстетическое наслаждение. Иса-бек подарил городу чудный образец романтического ар-нуво. Жаль, имя архитектора не сохранилось. Зато на мемориальной доске можно прочесть французскую надпись о том, что в ноябре 1944 года в этом доме останавливался генерал Шарль де Голль.
ЖИЛОЙ ДОМ КЕРБАЛАИ ИСРАФИЛА ГАДЖИЕВА
Место: ул. Джафара Джабарлы (Шемахинская), 12
Годы создания: 1910–1912
Дом почтенного горожанина Кербалаи Исрафила Гаджиева – пример бакинского представления о том, как должен выглядеть богатый особняк. Раньше всего такие дома начали появляться в наиболее активно застраивавшихся частях города. Шемахинская улица – одна из них: она соединяла северные окраины с центром.
Несмотря на то что архитектор Юзеф Плошко обладал искрометной фантазией и богатым набором выразительных средств, его почерк всегда легко узнается. Дом Гаджиева он собрал из трех разных объемов, два из которых увенчал башней и куполом. Основания украшают композиции из декоративных элементов: женской маски, обрамленной то ли башнями, то ли шапками с помпонами, маски лесного существа, к которому с двух сторон как бы надвигаются волны. Цветочный орнамент и завитушки на этом фоне уже не удивляют. Хотелось бы разгадать символический смысл всех этих образов – если, конечно, таковой имеется. Но модерн всегда был щедр на загадки.
ДОХОДНЫЙ ДОМ АГА БАЛЫ ГУЛИЕВА (НЫНЕ СОЮЗ АРХИТЕКТОРОВ)
Место: ул. Мухтарова (Персидская), 24
Год создания: 1899
Модерн предпочитал четкие лаконичные формы, крупные пятна, ясные линии. Стиль на редкость всеядный, чему только не подражавший, но никогда не терявший лица. Даже скрытый под традиционными одеждами восточного зодчества с элементами ширвано-абшеронской школы, украшенный глубокими сталактитовыми нишами, очерченный подковообразными арками и вооруженный зубцами, он остается легко узнаваемым.
Антонио Гауди, предсказавший модерн, без конца цитировал в своих творениях мавританскую архитектуру. Евгений Скибинский пошел по аналогичному пути. В 1886 году архитектор, приехавший из Петербурга в Баку, построил для купца Гулиева, владельца мукомольных и рисоочистительных заводов, двухэтажное здание в типе, который к тому времени начинал набирать популярность в столице. Для П-образного дома с внутренним двором была выбрана выигрышная точка на пересечении бывших Персидской, Карантинной и Гимназической улиц. Благодаря основательно вынесенным эркерам и балконам второй этаж нависает над первым и пластически превосходит его. Интерьер дома был решен с известной роскошью и соответствовал экстерьеру: декоратор Дуров расписал стены сценами из истории Востока.
ЗДАНИЕ ТИФЛИССКОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Место: ул. Алиярбекова (Милютинская), 5
Год создания: 1901
Оживление экономики и промышленности в Баку требовало строительства банков. На знойном Востоке эти серьезные учреждения больше смахивали на элегантные особняки богатых буржуа, умеющих жить с шиком.
Тифлисский банк выбрал для собственного представительства участок в коммерческом центре города. Здание стало бесспорным и убедительным образцом не только бакинского модерна, но и резьбы по камню ширвано-абшеронской школы. Угловое положение двухэтажного дома его авторы превратили из недостатка в достоинство: центром композиции стала именно угловая часть, отмеченная граненой башенкой с куполом. Балкон опирается на кронштейны, щедро увитые виноградными лозами. Эта же тема, вероятно, символизирующая плодородие Грузии, раскрывается во фризе, опоясывающем все фасады, прерываясь разве что масками сатиров в венках из виноградной же лозы. То там, то сям глаз выхватывает из орнамента всяческие плоды и прочие символы богатого урожая.
В советское время здание принадлежало магазину «Детский мир» и обществу «Знание» Академии наук Азербайджана.
ЗДАНИЕ БАКИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО РОССИЙСКО-АЗИАТСКОГО БАНКА
Место: ул. Г. З. Тагиева (Горчаковская), 3
Годы создания: 1903–1905
Над входом в банк архитектор, имя которого до нас, к сожалению, не дошло, разместил физиономию Меркурия, бога торговли. На башне сохранился ряд вензелей СБ – Северный банк. Впрочем, это монументальное сооружение в сравнении, например, со зданием того же Тифлисского банка выглядит значительно строже и сдержаннее. Ничего удивительного: раннеромантический модерн уже начал сходить со сцены, актуальной становилась неоклассика с более рассудочным распределением масс и объемов, сухой прорисовкой деталей. Надо отдать должное неизвестному зодчему: планируя свое детище, он весьма корректно отнесся к уже стоявшему напротив ренессансному дворцу Тагиева работы Юзефа Гославского.
Статья опубликована в журнале «Баку» № 27 в 2012 году.
Читайте еще:
Феномен Тагиева: предприятия и проекты знаменитого промышленника и мецената
Дворянское гнездо: особняк семьи Ашурбековых в Баку
Текст: Евгения Гершкович («Мезонин»)
Фото: Юрий Пальмин