Найти в Дзене
Журнал «Баку»

Бакинский модерн. Путеводитель. Часть 1

Рубежи веков спокойными не бывают. Для Баку рубеж XIX–XX столетий стал вихрем приключений, шальных денег, сумасшедших проектов, ярких судеб. Прежде ничем не примечательный город внезапно стал всемирно знаменитым.

В архитектуре господство классических форм было прервано бурным взлетом модерна. Его пропагандистами оказались влиятельные купцы: соревнуясь в строительстве особняков и доходных домов, они расставались с былыми представлениями о красоте и увековечивали свои имена на каменных барельефах, в народной памяти и нередко в анекдотах.

До Баку модерн докатился лет на пять позже Петербурга и Москвы. Возле старой крепости Ичери шехер стремительно вырос деловой и энергичный город, ограниченный с севера Колюбакинской (ныне Н. Рафибейли) и Молоканской (Хагани) улицами, с юга – Врангельской (А. Джавада) и Биржевой (У. Гаджибейли), с запада – Персидской (Мухтарова) и с востока – Каспийской (Р. Бейбутова) улицами.

Помимо заезжих польских и немецких архитекторов строили и местные уроженцы, прошедшие столичную выучку: Джахангирбек Алиев, Анатолий Кальгин, Никанор Твердохлебов, Федор Никулин, Николай Баев, Александр Никитин, Павел Когновицкий, Мешади Измайлов и другие. На смену домам с плоскими крышами пришли живописные дворцы со сложными кровлями и нарядными карнизами, пронзившие небо башенками и куполами. Появились динамичные здания новых гостиниц, театров, банков, торговых пассажей. Местный известняк как нельзя лучше подошел для текучих и плавных линий модерна, его стремительной графики и прихотливой резьбы. И хотя в новомодное ар-нуво настойчиво вплетались восточные мотивы, улицы Баку вполне ассоциировались с кварталами Петербурга и Парижа.

ВИЛЛА БРАТЬЕВ НОБЕЛЬ ПЕТРОЛЕА (VILLA PETROLEA)

Место: пр-т 8 Ноября, в парке им. Низами (тогда – граница «Черного города» у селения Кишлы)

Годы создания: 1882–1884

«Нам принадлежит около десяти туниландов земли, на которой мы возводим поселок для примерно ста служащих компании. Все дома расположены на одном склоне, так что из каждого окна, обращенного на восток или на юг, видно море», – живописал управляющий Густав Тернудд 10 августа 1882 года в послании к семье. Швед не скупился на информацию: «Все здания сооружаются в византийском стиле из белого, тонко обработанного песчаника, некоторые будут в один, другие – в два этажа, а вокруг раскинутся прекрасные сады и парки. С южной и восточной сторон дома окаймлены изящными просторными верандами. Пресную воду ежедневно доставляют с Волги и заливают в резервуар, откуда она по трубам поступает в кухни, ванные комнаты и к брандспойтам».

Бакинский клондайк манил умных и предприимчивых со всей Европы. Шведские промышленники и изобретатели братья Нобель не могли не оказаться в их числе. Купив нефтяной участок у селения Кишлы, «Товарищество братьев Нобель» создало обнесенный капитальной стеной оазис площадью десять гектаров для проживания инженерно-технического персонала компании. Вилла Петролеа стала своеобразным феноменом европеизированного социального поселения, где было всё для труда, отдыха и быта: школа, аптека, больница, бани, столовая, хлебопекарня, кегельбан, теннисный корт, бильярд и театр. Разбивать «сады Семирамиды» в керосиновом уголке, куда даже землю пришлось привозить из Лянкярана, шведские братья пригласили ландшафтного архитектора Э. Бекле, прославившегося созданием парков в Варшаве.

Парадный фасад собственной резиденции Нобелей напоминал неприступный средневековый замок, зато другой фасад с открытой лоджией выходил к прелестному мавританскому садику с бьющим фонтаном и цветниками. Когда после революционных потрясений виллу покинули хозяева, здесь последовательно располагались и дом отдыха, и детский приют, и конная рота. В 1923 году сад, пребывавший в изрядном запустении, переименовали в честь Луначарского и вскоре открыли в нем первый бакинский зоопарк. Весной 2008 года полуразрушенный особняк был отреставрирован и превращен в Музей семьи Нобель, единственный за пределами Швеции.

-2

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. М. Ф. АХУНДОВА

Место: ул. Низами (Губернская-Торговая), 95

Годы создания: 1910–1911

Этот проект реализовался благодаря пари. В 1910 году великая певица Антонина Нежданова месяц гастролировала здесь, давая концерты то в казино, то в деревянном цирке, то в здании Биржи. Два рыбопромышленника-меломана, если верить легенде, очаровались заезжей примадонной и устроили ей пышные проводы. «Когда ханым вновь обрадует нас своим приездом?» – поинтересовались они за торжественным ужином. «Наверное, никогда, – пожала плечами певица. – В таком богатом городе нет оперного театра, где певцы могли бы демонстрировать свое искусство».

Рыбопромышленники поклялись за год построить театр, а с Неждановой взяли обещание приехать на открытие. За составление проекта усадили архитектора Николая Баева – с одним условием: чтобы театр напоминал здание тифлисской оперы (бизнесмены владели цехами по производству черной икры на берегах Куры). Миллионер Тагиев, знавший толк в строительстве, позволил себе усомниться в успехе предприятия: «За год такое здание не возвести!» Один из заказчиков предложил пари: «Давай поспорим, Гаджи! Не уложусь в срок – отдам оперу тебе. Уложусь – возместишь мне все затраты, а театр останется моим!»

В результате этот броский образец стиля модерн был готов меньше чем за десять месяцев. Его владельцы не без гордости отбили Неждановой телеграмму. 28 февраля 1911 года та пела на открытии театра.

-3

ДОМ КАСПИЙСКО-ЧЕРНОМОРСКОГО ОБЩЕСТВА (БЫВШАЯ КОНТОРА РОТШИЛЬДА)

Место: ул. Мухтарова (Персидская), 13

Годы создания: 1898–1899

Владение баронов Ротшильдов, прибывших из Франции осваивать нефтеносные земли, должно было стать чем-то по-заморски импозантным, открытым и вместе с тем демонстрирующим городу некоторую неприступность. Польский архитектор Казимир Скуревич тонко выразил все эти черты, воздвигнув палаццо в духе героической средневековой романики. Три этажа, смотровые башенки и, как всегда, открытые лоджии, необходимые при жарком климате и приземистой колонной подчеркивающие угловое положение здания.

Место для конторы было выбрано в самом центре, где кипела деловая жизнь Баку и предпочитали селиться местные богачи. Нижний этаж выложен крупными квадрами облицовочного камня аглая, между которыми четко прочитываются швы. Ряды часто расположенных окон на каждом этаже имеют свой рисунок наличников.

Впоследствии в здании размещалась прокуратура Азербайджанской Республики, а затем консульство Нидерландов.

-4

ЖИЛОЙ ДОМ БРАТЬЕВ САДЫХОВЫХ

Место: ул. Истиглалият (Николаевская), 21

Годы создания: 1910–1912

На углу Николаевской и Садовой (Ниязи) улиц, где идет крутой спуск к морю, был построен доходный дом братьев Садыховых в национально-романтическом стиле. На разработку проекта был объявлен всероссийский конкурс. Победили бакинские зодчие, которые умели весьма выигрышно маркировать угловые участки и стыки улиц элегантными эркерами, тонкой графикой лоджий и к месту приставленными пилястрами, филигранно оснащать фасады балкончиками-шушебендами и мавританскими арками. До постройки дома на этом месте было старое кладбище. Сохранился анекдот о заказчике, представителе одного из знатнейших бакинских семейств, якобы спрошенном друзьями, отчего он выбрал для дома столь неудачный участок. «Место преотличное! – заявил в ответ Кербелай Садыхов. – Сам губернатор разбил сад перед моими окнами!»

В советские времена в здании размещался Центральный исполнительный комитет АзССР.

-5

ДОХОДНЫЙ ДОМ АШУМОВА

Место: ул. Азиза Алиева (Михайловская), 11

Год создания: 1908–1909

Ходят слухи, будто здесь когда-то жил Лев Нуссенбаум, по одной из версий – автор романа-бестселлера «Али и Нино», опубликованного под псевдонимом Курбан Саид. Бывший доходный дом бакинского нефтяного магната Гаджибабы Пирверди оглу Ашумова на бывшей Михайловской улице – типичная для начала XX века постройка секционного типа с комфортной планировкой квартир. Четырехэтажное здание стилизовано под романскую архитектуру и увенчано живописным карнизом. Фасад вертикально расчленен мощными балконами с ажурными металлическими решетками и ритмом окон, завершенным полуциркульными арками. Каменные кронштейны, пышно украшенные растительным орнаментом, в данном случае зарослями бамбука, – прием, свойственный бакинскому модерну.

Вторая часть здесь.

Статья опубликована в журнале «Баку» № 27 в 2012 году.

Читайте еще:

Бакинская нефть братьев Нобель

Про любовь: путешествие по Баку с романом «Али и Нино»

Текст: Евгения Гершкович («Мезонин»)

Графика: Сергей Снурник

Фото: Юрий Пальмин

https://baku-media.ru