Новые железные фрегаты, в основном, стали флагманами региональных эскадр на дальних станциях. И в среднем прослужили по несколько десятилетий. Но есть нюансы...
«Инконстант» вошел в строй в Портсмуте 12 августа 1869 года, первый командир фрегата- Элфинстоун Д'Ойли Д'Овернь Аплин, он руководил до сентября 1870 года. Первое время он был приписан тогда к эскадре Ла- Манша.
В 1869 году кабинет Уильяма Глэдстоуна значительно урезал имперский бюджет, в том числе и Адмиралтейства. Первый лорд Хью Чилдерс был вынужден сократить количество кораблей на заморских станциях. Для компенсации Адмиралтейство создало Отдельную или «Летучую» эскадру (Detached Squadron или Flying Squadron) из нескольких фрегатов и корветов. Командовал этой эскадрой контр-адмирал. В задачи эскадры входило патрулирование Мирового океана с демонстрацией британского флага и решением по дороге различных политических проблем.
В 1869-1882 годах эскадра совершила 6 походов длительностью от 9 до 30 месяцев, сменив семь командующих.
В 1871 году в Гибралтаре «Инконстант» присоединился к Отдельной эскадре с новым командиром Чарльзом Уоддилавом. Эскадрой тогда командовал контр-адмирал Фредерик Бошан Пейджет Сеймур (Ф. Бичем-Сеймур). В состав эскадры входили винтовые фрегаты HMS Narcissus («Нарциссус») (флагман), НMS Immortality («Имморталит»), HMS Topaze («Топаз»), HMS Inconstant («Инконстант»), винтовые корветы HMS Cadmus («Кадмус») и HMS Volage («Волидж»).
Эскадра прошла по маршруту от Гибралтара по маршруту Портсмут - Копенгаген- Карслкрона-Христиания-Тронхейм-Берген- Киркуолл -Фёрт-оф-Форт- Спитхэдский рейд- Виго-Лиссабон-Мадейра- Рио-де-Жанейро -мыс Доброй Надежды-Бомбей- Маврикий-мыс Доброй Надежды- остров Св. Елены - о-ва Вознесения -Азорские о-ва - Плимут. В Портсмуте отделился «Топаз», в Бомбее «Кадмус». В Бомбее командование эскадрой принял контр-адмирал Фредерик Арчибальд Кэмпбелл.
В конце 1872 года фрегат закончил кампанию и был разоружен на пять лет. В этот период прошел капитальный ремонт, полностью заменена деревянная обшивка, расширены крюйт-камеры и артиллерийские погреба, установлена малокалиберная артиллерия и торпедные аппараты. Котлы оставили старыми, но запретили их использовать при повышенном давлении. Ремонт корпуса обошелся в 14 тысяч, а ремонт машины- в 5 тысяч фунтов.
Новый Восточный кризис 1877 года, связанный с очередным обострением отношений с Россией, заставил англичан мобилизовать весь флот. В конце 1877 года фрегат вернули в строй. С 5 февраля по 11 марта 1880 года «Инконстант» под командованием кэптена лорда Уолтера Тэлбота Керра нес службу в составе Средиземноморского флота в качестве флагманского корабля вице-адмирала Фредерика Бичем-Сеймура.
В августе 1880 года фрегат снова вошел в состав Отдельной эскадры в качестве флагманского корабля контр-адмирала Ричарда Джеймса, 4-го графа Кланвильяма. В октябре 1880 года Отдельная эскадра покинула Спитхед и ушла на Дальний Восток в двухлетнее кругосветное путешествие, с посещением Китая и Японии. Командиром «Инконстанта» в это время был кэптен Чарльз Купер Пенроуз-Фицджеральд. В эскадру также вошли корветы «Клеопатра» (HMS Cleopatra, оставлен в Гонконге) и «Кэрисфорт» (HMS Carysfort). В испанском Ферроле присоединились корветы «Баккант» (HMS Bacchante, оставлен в Гонконге) и «Турмалин» (HMS Tourmaline).
На флагманском корабле лейтенантом служил принц Луис Александр Баттенберг, будущий Первый Морской Лорд.
Но самая мякотка- на корвете HMS Bacchante в течение трёх лет с 1879 года служил мичманом Георг, герцог Йоркский, будущий король Георг V. И еще один мичман, принц Альфред (иногда ошибочно упоминают умершего в 1861 году Альберта 1819 г.р., староват для мичмана в любом случае). Задачей эскадры было кругосветное плавание внуков королевы Виктории. Видимо, его восторженные отзывы о путешествии стали толчком к путешествию наследника российского престола цесаревича Николая на броненосном крейсере "Память Азова" практически тем же маршрутом.
Эскадра посетила Виго, Мадейру, Сент-Винсент, Монтевидео, Фолклендские острова и 16 февраля прибыла к мысу Доброй Надежды. Там корабли задержались в связи с началом Первой бурский войны. 9 апреля 1881 года эскадра вновь вышла в море, посетив Мельбурн, Аделаиду, Сидней, Брисбен , Фиджи, Йокогаму, Кобэ, Симоносеки, Шанхай, Амой и Гонконг.
Сообщалось, что 11 июля 1881 года герцог Йоркский лично заметил корабль-призрак во время путешествия между Мельбурном и Сиднеем и это было подтверждено наблюдателями с двух других кораблей.
В Гонконге командование у заболевшего Джеймса принял контр-адмирал сэр Фрэнсис Салливан. Там же остались «Клеопатра» и «Баккант».
Обратно эскадра без особых приключений прошла по маршруту Сингапур , Анжер на острове Ява, Кейптаун, Сент-Винсент и 10 октября 1882 года вернулась на Спитхэдский рейд.
Слева направо: деревянный винтовой фрегат HMS Topaze, войсковой транспорт HMS Tamar, железный винтовой фрегат HMS Inconstant (флаг контр-адмирала Кланвильяма), винтовой композитный корвет HMS Tourmaline, железные винтовые корветы HMS Carysfort (створившийся с HMS Tourmaline), HMS Cleopatra и HMS Bacchante.
По первоначальному плану эскадра, посетив Виго, Мадейру, Сент Винсент и Монтевидео, после двухдневной стоянки на Фолклендских островах должна была двинуть в Тихий океан, минуя мыс Горн, однако Адмиралтейство телеграммой через канлодку HMS Swallow, приказало идти к мысу Доброй Надежды, вероятно из- за начавшейся войны с бурами. Пройдя за 22 дня 4000 миль из Порт Стэнли, корабли прибыли в Саймонс Бэй 22 февраля, где простояли до 9 апреля, после чего эскадра ушла в Австралию.
В 1898 году «Инконстант» был признан непригодным к дальнейшей службе, выведен из состава флота и переведен на портовую службу как блокшив. С июня 1906 года он был переименован в «Импрегнейбл II» ( Impregnable II) и переведен в Девонпорт в качестве несамоходного учебного судна.
В январе 1922 года корабль стал учебной базой Торпедной школы и сменил название на «Дифайенс IV» («Defiance IV»), а в декабре 1930 года на «Дифайенс II» (Defiance II). Он был продан и разобран на металл в Бельгии только в 1956 году. Почти 90 лет службы!
Фрегат «Рэйли» вступил в строй вторым, начав кампанию 13 января 1874 года. Его первым командиром стал кэптен Джордж Трайон (1832-1893), будущий адмирал, трагически погибший на броненосце «Виктория».
После первого, тренировочного, похода вокруг Ирландии осенью 1874 года «Рэйли» присоединился к Отдельной эскадре контр- адмирала Джорджа Рэндольфа. В ее состав также входили фрегаты «Нарциссус» (флагман), «Имморталит», «Топаз» и «Ньюкасл», позже присоединился «Дорис». Оказалось, что под парами «Рэйли» является самым быстроходным кораблем эскадры, а под парусами уступает только «Имморталиту».
Путь эскадры был проложен к Гибралтару, затем на Мадейру, в Сент-Винсент, Монтевидео, на Фолклендские острова и к мысу Доброй Надежды, а оттуда в Средиземное море. Достаточно стандартный маршрут Летучей эскадры. Но «Рэйли» получил специальное задание- доставить в Наталь генерала Гарнета Уолсли со штабом. Эскадру он нагнал у острова Св. Елены 14 апреля.
Немного о внутренней ситуации в британском флоте. Перед уходом из Англии с «Рэйли» дезертировало 30 матросов, еще одна большая группа моряков с разных кораблей эскадры не вернулась на борт в Монтевидео. Некоторых нашли после обыска британских торговых судов.
Командир «Рэйли» Джордж Трайон сделал из этого свои выводы.
«Большинство дезертиров, не представляют ценности для флота, и их стоит отпустить, тогда как другие, будучи умелыми моряками и оставшись по каким-либо неотложным делам на берегу, впоследствии боятся вернуться, опасаясь суровости наказания».
Заметив, что к концу похода моряки существенно теряют в весе и работоспособности, он самостоятельно ввел на корабле практику регулярного взвешивания матросов, уделял внимание матросскому питанию, введя на борту буфет не только для офицеров, но и для нижних чинов.
Еще один случай произошел во время шторма у мыса Доброй Надежды. Место само по себе нервное, а тут за борт упал один из матросов. Спуск шлюпки был рискованным мероприятием во время шторма, но Трайон приказал спустить шлюпку. Фрегат же в это время маневрировал, прикрывая ее корпусом от волн с наветренной стороны. Все закончилось хорошо, Трайон даже получил поздравления от командиров других кораблей за мастерство. Трайон заказал потом картину этого события, и фотографии картины раздавались каждому офицеру.
В 1875 году для обеспечения визита Принца Уэльсского (будущего короля Эдуарда VII) в Индию, была выделена эскадра адмирала Ламберта, в которую был включен и «Рэйли». 15 июля 1875 года корабли покинули Гибралтар и направились в Бомбей с единственной по пути остановкой в Кейптауне.
Уже 22 октября они были в Бомбее, незадолго до прибытия транспорта «Серапис» и яхты «Осборн», на которых находился принц со свитой.
В один из вечеров в честь Его Высочества был дан званый ужин в Слоновых Пещерах на острове близ Бомбея. Корабли в это время кружили вокруг острова, украшенные иллюминацией и фейерверками, специально привезенными из Англии. Когда подошла яхта принца, с кораблей одновременно было запущено около двух сотен ракет. От них загорелся один из парусов «Рэйли», и только благодаря загодя принятым мерам противопожарной безопасности огонь удалось потушить до того, как он перекинулся на другие снасти.
«Рэйли» единственный из эскадры мог сопровождать «Серапис» и «Осборн», остальные не выдерживали заданной скорости. Он с ними сходил в Гоа, Бепор и Коломбо, затем принял на борт многочисленную компанию журналистов различных изданий, освещавших вояж, вместе с ними сопроводил Высочество в Мадрас и Калькутту. Однако в устье реки Хугли фрегат зайти не мог из=за большой осадки, поэтому 14 февраля 1876 года вернулся в Бомбей.
Здесь на борт погрузили подарки для Принца Уэльсского, в числе которых были два тигра, леопард, множество мелких зверей и птиц, которые заняли все каюты
«Рэйли», «Серапис» и «Осборн» покинули Бомбей 13 марта 1876 года. Путь в метрополию лежал через Суэцкий канал. Остальные корабли «Летучей эскадры» отправились в Китай. 11 мая кортеж Его Высочества прибыл в Портсмут. При проходе через Солент на кожухе каждого гребного колеса «Осборна» стояло по живому индийскому слону. Публика была в восторге.
После ремонта «Рэйли» получил приказ присоединиться к Средиземноморской эскадре. Осенью 1876 года из-за очередного обострения отношений с Россией по Восточному вопросу фрегат вошел в Дарданеллы. Там его использовали в почетном эскорте русской императорской яхты с герцогиней Эдинбургской на борту.
В июне 1877 года командование кораблем принял кэптен Чарльз Трелони Джаго. В конце 1877 года «Рэйли» входил в состав эскадры адмирала Хорнби, которая, прибыв на рейд Стамбула, демонстрировала непреклонную волю Британии не допустить его захвата русскими войсками. А потом, чтобы два раза не ходить, отжала у турок Кипр.
В 1879 году фрегат вернулся в метрополию и был выведен в резерв.
С 1885 по 1890 год «Рэйли» был флагманом контр-адмиралов Уолтера Джеймса Хант-Граббе и Ричарда Уэллса, на мысе Доброй Надежды и Западноафриканской станции. С 1890 по 1893 год флаг на крейсере держал контр-адмирал Генри Фредерик Николсон. А гардемарином на фрегате был Уильям Фишер, оставивший о корабле свои воспоминания.
" Рейли был старым кораблем водоизмещением 5200 тонн, оснащенным барк-такелажем и зависшим от парусности при длительных переходах. У него было любопытное и смешанное вооружение из дульнозарядных и казнозарядных орудий, и в первые дни он развивал скорость в 15 узлов. Он была типичным для последних лет «эры нащупывания», и поэтому первые морские тренировки Фишера проходили на корабле с основными чертами двух разных возрастов конструкции корабля и вооружения ».
«Хотя и от офицеров, и от солдат требовалась тяжелая работа, но руководство было на высоком уровне».
«Лейтенанты милые, на самом деле милые без исключения. Командир О'Каллаган - один из лучших командиров, по общему признанию, на службе. Не за его ум или способности, а благодаря снисходительности и доброте к людям. Он безусловно, самый совершенный джентльмен.Капитан Бэрроу, вне всяких сомнений, хорош, когда не на службе, когда на службе, я думаю, поскольку он совсем недавно назначен капитаном, он пытается слишком развлечься и ведет себя довольно жестко. Возможно, тот факт, что он такой денди настраивает меня скорее против него. Вы должны увидеть его утром на инспекционных обходах в своих прекрасных белых перчатках и трости с униформой. Дэвид Невин, наш инструктор, - старый добрый мальчик, который уже многому меня научил. .. "
Когда сэр Джон Фишер стал контролером в конце 1890-х, он деньги, которые предназначались для ремонта «Рэйли», использовал для воплощения своих идей на броненосце HMS Renown (1895).
В сентябре 1902 года было объявлено, что «Рэйли» пока не будет продана, но останется доступным для обучения.
«Рэйли» был продан 11 июля 1905 года шеффилдской фирме Thos W Ward для разборки на металл.
«Рэйли» был счастливый корабль...
«Рэйли», «Серапис» и «Осборн» входят в гавань Бомбея (гравюра) во время визита принца Уэльского в Бомбей в 1875 году.
«Шах» стал третьим и последним фрегатом этого типа, построенным для Королевского флота. Его сразу назначили флагманом Тихоокеанской станции, где он стал самым крупным британским военным кораблем в регионе Южной Америки. В роли флагмана он сменил деревянный линкор HMS Repulse и в 1876 году поднял флаг адмирала де Хорси. «Шах» имел очень сильное вооружение, но не имел бронирования. Теоретически, броню ему заменяла скорость, при столкновении с более мощным противником он всегда мог уйти. Фрегат прослужил флагманом всего три года, а в остальном его военная карьера вообще не задалась.
Виноват, скорее всего, инцидент, получивший название «Бой при Пакоче» или «Сражение под Ило».
Началось все в традиционно бурной внутренней политике Перу. Бывший министр финансов страны Николас де Пьерола решил, что Перу нужен новый президент, а Мариано Игнасио Прадо Очоа должности не соответствует. Дело стало за малым, надо совершить военный переворот.
6 мая 1877 года два его соратника, полковник Лорранага и майор Эченике, посетили корабли перуанского флота, стоявшие на базе в Кальяо. "Дело было вечером"... командир и старший офицер перуанского монитора BAP «Уаскар» вместе с частью команды по делам были на берегу. Слово-за слово, перуанцы договорились, остававшиеся на борту офицеры приняли решение поддержать заговор.
Командование монитором принял капитана фрегата Луиса Хермана Астете (по другим данным монитором командовал лейтенант-коммандер Мануэль Карраско, скорее всего руководили они совместно). С расчетом на присоединение к мятежу других кораблей, он одновременно был назначен товарищами главкомом Escuadra Nacional Regeneradora (если правильно понял, эскадрой Национального Возрождения). Корабль направился в условленное место, в боливийский порт Антофагаста, где 16 мая принял на борт самоназначенного верховного вождя Перу Николаса де Пьеролу и группу его сторонников.
По дороге мятежный монитор занимался тем, что у него всегда лучше всего получалось, захватывал встречные торговые суда. Самых непонятливых брали на абордаж. Все бы ничего, дикие места, нравы простые, но среди пострадавших оказались английские торговые суда, владельцы которых обратились к командованию британской Тихоокеанской станции с требованием остановить беспредел и наказать преступников.
Перуанские власти тоже не бездельничали, отправив весь флот на поиски мятежника. Но, видимо, искали не очень активно, вдруг найдут и перейдут на его сторону? В латиноамериканских мятежах по-разному бывало. Тем не менее один бой с боевой ничьей восставший монитор и перуанская эскадра провели 28 мая. После боя правительственная эскадра вернулась в Икике.
Так что вся надежда была на британцев. Отряд из фрегата HMS Shah и корвета HMS Amethyst возглавил лично контр-адмирала сэра Алджернона Де Хорси. Все-таки правительство Прадо установило вознаграждение за поимку мятежного монитора.
29 мая в 13-00 англичане обнаружили «Уаскар» у Ило (Пакоча). HMS «Аметист» отрезал мятежнику дорогу к берегу, а «Шах» в 14-11 произвел предупредительный выстрел. Превосходство англичан (38 орудий и 825 человек против 5 пушек и 167 человек) было подавляющим.
Контр-адмирал Де Хорси отправил на переговоры лейтенанта Джорджа Райнера. Астете был проинформирован, что незаконный захват корабля и захват судов и имущества британскоподданных могут быть урегулированы добровольной сдачей корабля. Мятежников британцы гарантировали высадить в любом нейтральном месте, указанном их командиром. В противном случае монитор будет считаться пиратом со всеми вытекающими последствиями.
Однако Райнер вернулся с ответом, что на борту монитора находится президент Перу, никаких противозаконных действий «Уаскар» не совершал и спускать национальный флаг ни перед кем не будет.
В 15-06 по мятежникам открыл огонь HMS Shah, в 15-09 HMS Amethyst. «Уаскар» в это время попытался укрыться на мелководье (его осадка была ниже, чем у британцев), а «Аметист» пытался отрезать его от берега. Корабли сблизились на тысячу ярдов (около километра).
В этот момент ситуация кардинально изменилась. Пьерола обратился к экипажу корабля и своим сторонникам.
«Революция окончена, теперь мы не что иное, как перуанцы, чьей участью было защищать честь нашего флага и флага всей Америки»
Захваченные на одном из судов и сидевшие в карцере под охраной полковник Марселино Варела и подполковник Эспиноза через часового передали просьбу предоставить им любую возможность для участия в борьбе. Вчерашние противники обменялись аплодисментами и обнимашками под всеобщее ликование.
«Уаскар», вообще, корабль выдающийся. При внешней скромности и неказистости, он почти три десятилетия формировал военно-морскую историю западного побережья Южной Америки. Взять его противнику удалось только один раз, залив кровью в абордажном бою.
Здесь же, помимо единства всех перуанцев и брони, которой у противника не было, на стороне монитора была природа. У берега он был недоступен для низкосидящих английских крейсеров, кроме того перуанцы планировали в ходе преследования заманить «Шах» на прибрежные скалы.
Залпы «Шаха» никак не могли накрыть небольшой монитор. HMS Amethyst стрелял точнее, но пробить броню не смог.
«Уаскар» после перестрелки с соотечественниками имел проблемы с артиллерией, только в 16-36 ему удалось выстрелить по «Аметисту». Не полагаясь больше на свою артиллерию и не имея возможности заманить британцев на скалы, перуанцы около 17-00 решили попробовать таран и пошли на сближение, однако более маневренные английские корабли смогли уклониться.
Зато корабли противников («Шах» и «Уаскар») сблизились настолько, что англичане смогли применить свою картечницу Гатлинга по палубе противника. Перуанцы ответили огнем из винтовок. Через минуту по приблизившемуся монитору «Шах» прямо в борт выпустил торпеду Уайтхеда, но 11 узловой монитор кормой увернулся от 9-узловой торпеды.
Тем не менее в этом бою произошло первое боевое применение самодвижущейся мины (торпеды).
К 17-45 уже стемнело, монитор занял позицию напротив города и англичане прекратили стрельбу.
В 21-00 англичане отправили в сторону монитора две лодки с шестовыми минами, но те броненосца не нашли и в 3-30 вернулись.
Затем «Шах» ушел в порт Килька, а «Аметист» в Моллендо . На следующий день, в 19-00 «Аметист» прибыл в Кильку и сообщил адмиралу, что «Уаскар» находится в Икике. Британцы немедленно отправились туда, на 31 мая была вновь запланирована атака минными катерами, к 20-00 британцы заняли позицию в 7 км от Икике, но «Аметист» успел сообщить, что «Уаскар» уже слался правительственной эскадре.
1 июня британская эскадра встретилась с перуанской эскадрой, и они вежливо поприветствовали друг друга. Затем британцы разошлись по делам. Фрегат в Панаму, корвет в Вальпараисо.
Итоги безрезультативного трехчасового боя потом долго анализировались специалистами. Бой старого маленького броненосца с двумя новыми британскими крейсерами, первое применение торпеды...
В ходе боя «Шах» выпустил 237 снарядов, а «Аметист» 190, зафиксировано было около 60 попаданий в монитор, но эффективность оказалась почти нулевая. Качественную британскую броню 12-летней давности пробить непросто.
Хотя нет, одно пробитие имело место, 9-дюймовый снаряд пробил 3,5-дюймовую бронеплиту над ватерлинией, убил горниста Руперто Бехара и ранил трех моряков. Было еще одно "полупробитие", 7-дюймовый снаряд попал во вращающуюся башню, но пробил лишь 3 дюйма из 5,5-дюймовой брони.
Пострадали также надстройки, дымовая труба, мостик... но корабль сохранил ход, орудия и управление.
На тот момент сносную бронепробиваемость имели только снаряды Паллисера, на тысяче ярдов эти снаряды могли пробить железную брони сопоставимой с калибром толщины. 9-дюймовые пушки-порядка 9,5 люймов, а 7-дюймовые-примерно 7,5 дюймов железа. Снаряды Паллисера британцы использовали, из 32 выпущенных 229-мм снарядов было 11 снарядов Паллисера и 19 сплошных ядер Паллисера).
Ответный огонь перуанцев был гораздо скромнее, и с орудиями были проблемы и опытных артиллеристов не было, среди "революционеров" преобладала молодежь. Тем не менее "гол престижа" перуанцы забили, 40-фунтовая пушка смогла попасть в мачту фрегата.
Результаты боя были крайне неприятны для Королевского флота, подробности его британцы засекретили, чтобы не дать повода радоваться потенциальным противникам и расстраиваться потенциальным союзникам. Контр-адмирал Де Хорси был допрошен британским парламентом в связи с этим инцидентом. Для перуанского флота, наоборот, бой при Пакоча стал предметом национальной гордости.
А Пьерола все-таки стал президентом Перу. Дважды. Но это совсем другая история...
Дальнейшая служба фрегата была достаточно рутинной и умеренно беспросветной.
Фрегат, также в качестве флагмана станции, посетил известный остров Питкэрн. На обратном пути в метрополию в 1879 году на острове Святой Елены экипаж узнал о поражении британцев при Исандлване. Фрегат направили для перевозки подкреплений в Дурбан (Южная Африка). Здесь он и задержался, в составе отряда Королевского флота, поддерживающего британские войска в англо-зулусской войне.
Затем фрегат вернулся в метрополию и 24 октября 1879 года переведен в четвертое подразделение парового резерва. Затем служил на станции Северной Америки и Вест-Индии, в том числе и плавказармой на Бермудах, пока его не сменил HMS Malabar с 1897 года.
В декабре 1904 года «Шах» был переоборудован в халк для хранения угля и переименован в C.470 . Халк был продан 19 сентября 1919 года. В 1926 году остов потерпел крушение на Бермудских островах. Но по некоторым данным (главным образом по датским источникам), в 1934 году корабль был продан датской спасательной компании Petersen & Albeck, отбуксирован в Копенгаген и там разобран. Часть интерьера из тикового дерева позже использовалась в качестве досок для пола в Королевском замке в Гростене в 1936 году.
Железные мачты фрегата были использованы на HMS Victory, возможно еще в 1887 году во время ремонта в сухом доке, до сих пор служат.
Кормовая табличка фрегата, подарок персидского шаха, была восстановлена в 1974 году HMS Malabar (военно-морская база Ее Величества на Бермудских островах, остатки Королевской военно-морской верфи). Она выставлена в Музее исторического общества Святого Георгия в доме Митчелла в городе Сент-Джордж, Бермудские острова ).
В парке Виктория в Портсмуте установлен памятник экипажу корабля .
Вот так служили три товарища, три почти одинаковых корабля, но с очень разными судьбами- Блатной, Счастливый и Невезучий...
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам