Данное утверждение является не чем иным, как мудрствованием «учёных-историков» России, Европы и Америки, вследствие узкого кабинетного кругозора и отсутствия логического мышления не придумавших ничего иного, кроме как пресловутого монгольского вторжения как основной причины миграции тайцев на территории нынешнего места обитания.
Считается, что первоначально предки тайцев обитали на территории Южного Китая. Там у них в VII–XIII вв. н.э. якобы существовало государство Наньчжао, также называвшееся Дали. Затем в XII–XIII вв. часть из них переселилась на юг, где поселилась на землях Ангкорской империи древних кхмеров, т.е. на нынешних территориях Таиланда и Лаоса, и стала платить кхмерам дань. Затем, во второй половине XIIIв. Ангкорская империя ослабла, чем предки тайцев и воспользовались, основав независимые государства. По мнению учёных, основным мотивом переселения тайцев на новые земли стало монгольское вторжение, которое привело к падению государства Дали.
Нет никаких доказательств и того, что вездесущие монголы вторглись в земли, населённые тайцами, и заставили последних мигрировать на территорию Индокитая. Во всяком случае ничего подобного не говорится ни в китайских, ни в тайских источниках, а монгольских источников вообще не существует, поскольку собственная письменность у монголов появилась достаточно поздно. И даже если бы информация о некоем монгольском вторжении в тайские земли присутствовала в исторических источниках, поверить в неё невозможно в связи с тем, что те же китайские исторические хроники на самом деле представляют собой почти исключительно печатные публикации не ранее XVIII в. А бросающиеся в глаза параллелизмы с европейской историей заставляют не без оснований считать, что перед нами Всемирная история, персонажи которой названы китайскими именами (для удобства самих же китайцев) и одеты в китайские костюмы. Никаких на самом деле древних китайских рукописей просто не существует – есть лишь почти исключительно позднейшие печатные издания, в которые учёные слепо верят, ибо, во-первых, они получают за это гранты, а во-вторых, считается, что всё, связанное с Китаем, глубокая древность, и точка!
Интересно, что китайские источники крайне скупо сообщают о завоевании прародины тайцев – государства Дали, что якобы имело место в 1253 г. Это неудивительно, поскольку слово «Дали» является, скорее всего, транскрипцией с тайского «тай-йяй», т.е. «великие таи» (самоназвание тайского народа шанов), а его другое название – «Наньчжао» по-китайски означает «Южная Страна» или «Южные Страны». Поскольку в китайском языке нет разницы между единственным и множественным числом, порой невозможно понять, о чём именно идёт речь – об одной стране или о нескольких странах. Скорее всего, название «Наньчжао» или «Дали» отражает собирательное множество и не является наименованием единого государства. Сами тайцы ни о каком «монгольском» завоевании вообще ничего не знают.
Что касается собственно тайских источников, то древнейшим из них считается т.н. «Стела Рамы Камхенга», обнаруженная в 1833 г. в руинах одной из первых тайских столиц г. Сукхотхай принцем Монгкутом (король Сиама Рама IV в 1851–1868 гг.). Ряд крупных учёных, в т.ч. известный специалист по региону Майкл Уикери (Michael Wickery), считают стелу подделкой XIXв. Тем не менее, в ней опять же ничего не говорится о монгольском вторжении!
Таким образом, получается, что никакого монгольского вторжения в тайские земли не было. Тем более бросается в глаза тот факт, что и сегодня на землях Южного Китая проживают тайские народы – нунги, буи, кам (дун), суй, шаны, тай и некоторые другие. Что же получается – одни тайские народности по какой-то неизвестной причине снялись с насиженных мест и отправились на поиски новых земель, а другие благополучно остались и не заметили монгольского вторжения!? И почему вообще «учёные» приплели монгольское вторжение, решив, что именно оно подвигло тайцев на «последний бросок на юг»?
Скорее всего, никакого разового, «таборного» переселения тайцев с последующим обретением родины не было. Как и сегодня, тайские народы населяли территории от бассейна р. Янцзы в Южном Китае до нынешнего Таиланда. Имело место лишь частичное переселение тайского населения в XIII–XV вв. в бассейн р. Чаопрая и среднего течения Меконга, где они действительно заселили или завоевали кхмерские и монские земли, частично ассимилировав местное население, а частично вытеснив его в горы. Примерно то же самое имело место и в Южном Китае, где ту же самую роль сыграли китайцы, постепенно и безо всякой войны вытеснившие местные тайские народности в горные районы, где последние проживают и поныне.
Удивительно, как этого не заметили учёные, придумавшие фантомное монгольское вторжение, вместо того, чтобы гораздо логичнее всё объяснить расселением китайских земледельцев и колонизацией последними Южного Китая. И это при том, что сведения из китайских источников, при всём скептическом отношении к ним автора этих строк, прямо говорят об освоении китайцами территорий к югу от р. Янцзы именно в это время!
Что же касается вопроса, зачем учёные были вынуждены изобрести монгольское вторжение и связать с ним возникновение тайской государственности, то ответ на него довольно прост. Считается, что первые тайские государства возникли во второй половине XIIIв. Источником этих данных является по сути один-единственный документ, и то сомнительного происхождения – стела Рамы Камхенга. Соответственно, по мнению учёных, получается следующая картина – раз хронологически первые тайские государства возникли в то же самое время, когда монголы якобы вторглись в Южный Китай, то соответственно, в возникновении тайской государственности виноваты монголы. А если стела поддельна или хронология неверна!? На этот вопрос у учёных нет ответа.
Таким образом, ещё раз вынужден повторить, что никакого монгольского вторжения на самом деле не было. Ни исторические хроники, ни археологические данные его не подтверждают. Миграция тайских народов в центральный и южный Индокитай, во-первых, не имела массового, таборного характера, во-вторых, была связана с расширением жизненного пространства тайских народов в ходе становления у них государственности, а в-третьих, была связана с китайской экспансией на земли нынешнего Южного Китая.
К.А. Котков (из книги "Страны Белого Слона - правда и вымыслы")