Найти в Дзене

7 золотых правил разбора любого предложения на отлично | СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИНФИНИТИВА ТУТ

А разве инфинитив подчёркивается определением? А разве можно спрашивать лист КАКОЙ? клёна, надо ведь лист ЧЕГО? клёна?

Вот такие вопросы часто слышу от школьников любого возраста, объясняя тему "Члены предложения".

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

ВНИМАНИЕ: НЕ ТОРОПИТЕСЬ ПРОЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦУ. ПОЖАЛУЙСТА, ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ДО КОНЦА. ЗДЕСЬ ЕСТЬ РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИЕ ЛАЙФХАКИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ КАЖДОМУ ШКОЛЬНИКУ ПРАВИЛЬНО ПОДЧЁРКИВАТЬ ЛЮБОЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЯТЬ СИНТАКСИЧЕСКУЮ РОЛЬ ИНФИНИТИВА.

Школьная программа по русскому языку – это не только Орфография и Пунктуация.

Данные разделы тесно дружат с Морфологией и Синтаксисом. Без знаний членов предложения, различных синтаксических конструкций, структуры предложений сложно получить устойчивый пунктуационный навык.

При выполнении любого синтаксического анализа необходимо сделать главное – подчеркнуть все члены предложения. Любой синтаксический разбор начинается именно с этого.

Однако мало знать список главных и второстепенных членов и вопросы, на которые они отвечают. Мы же помним, что теория сама по себе абсолютно бесполезная вещь.

Нужно уметь правильно задать вопрос, причём именно от того слова, от которого нужно задать, и никак иначе.

Поэтому предлагаю вам несколько рекомендаций по определению членов предложения, соблюдая которые вы сможете выполнить правильный разбор предложения, а также расскажу о том, как без проблем определять синтаксическую роль самого коварного слова – ИНФИНИТИВА.

Но сначала вспомним все члены предложения и вопросы, на которые они отвечают:

✔️ ПОДЛЕЖАЩЕЕ – кто? что?
✔️ СКАЗУЕМОЕ – что делать? что сделать? каков он? кто он такой? что он такое? какой он?
✔️ ДОПОЛНЕНИЕ – вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
✔️ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – какой? который? чей?
✔️ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – как? где? куда? откуда? когда? почему? насколько? зачем? и т.д.

А теперь некоторые советы по поиску главных и второстепенных членов.

1. ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА – ЛЮБОЕ СЛОВО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ В РОЛИ ЛЮБОГО ЧЛЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

В младшей школе, например, учат, что в роли подлежащего используются существительные и местоимения, а в роли сказуемых – глаголы. Это так, конечно.

Но в 9 классе разбирать предложение, опираясь только на данную информацию, нельзя.

✔️ Громкое "ура" послышалось за лесом (подлежащее "УРА" – это междометие, которое приобрело предметное значение, потому и стало подлежащим).
✔️ Ты – свой, а он – чужой (подлежащие ТЫ, ОН, сказуемые СВОЙ, ЧУЖОЙ – сказуемые выражены местоимением и прилагательным, хотя никакого действия они не обозначают).

Из сказанного выше вытекает второй пункт 👇👇👇

2. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ НЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО ВОПРОСАМ.

Чтобы найти подлежащее и сказуемое, вопросы задавать к ним не надо, хотя для поиска второстепенных членов это является обязательной процедурой.

Так как в роли подлежащего и сказуемого могут выступать любые части речи, лучше при поиске главных членов пользоваться обтекаемыми формулировками.

При поиске ПОДЛЕЖАЩЕГО спрашиваем себя: ПРО ЧТО ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?
При поиске СКАЗУЕМОГО спрашиваем себя: ЧТО ГОВОРИТСЯ ПРО ПОДЛЕЖАЩЕЕ?

Этим вопросам учат ещё в младшей школе, но потом школьники их благополучно забывают. Но именно они и помогут ПРАВИЛЬНО главные члены найти.

✔️ Курить здесь воспрещается.
ПРО ЧТО ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ? Про курение. Но вместо курение у нас инфинитив КУРИТЬ, который и будет подлежащим.
✔️ Настроение прекрасное.
Подлежащее НАСТРОЕНИЕ. ЧТО ГОВОРИТСЯ ПРО ПОДЛЕЖАЩЕЕ? Говориться, что оно ПРЕКРАСНОЕ. Данное прилагательное и будет выполнять роль сказуемого.
Если спрашивать себя ЧТО ДЕЛАЕТ ПОДЛЕЖАЩЕЕ?, сказуемое в этом предложении мы можем и не найти, потому как слово со значением действия здесь отсутствует.

3. "КАКОЕ НЕБО ГОЛУБОЕ..."

Как бы мы ни ленились, куда бы мы ни торопились, но определить член предложения можно только по вопросу, причём взятому не с потолка, как это обычно делают некоторые школьники, вознося глаза к небу и надеясь на чудо.

ВОПРОС ЗАДАЁТСЯ ОТ ОДНОГО СЛОВА К ДРУГОМУ. ТОЧКА! Иначе ошибок не избежать.

✔️ Пассажир приехал на вокзал к полудню.
❌ НА ЧТО? на вокзал ДОПОЛНЕНИЕ.
👍 приехал КУДА? на вокзал ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.
✔️ Альбом с рисунками лежал на большом деревянном столе.
❌ С ЧЕМ? с рисунками ДОПОЛНЕНИЕ.
👍 Альбом КАКОЙ? с рисунками ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

4. ВОПРОСЫ ЧАСТЕЙ РЕЧИ И ВОПРОСЫ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.

Почему-то большая часть учеников вопросы частей речи приравнивает к вопросам членов предложения.

Например, если слово отвечает на вопрос ЧТО?, то может рассчитывать или на роль подлежащего, или на роль дополнения. Но это не так.

✔️ Солнце светит ярко (СОЛНЦЕ – подлежащее).
✔️ Единственная звезда Солнечной системы – это Солнце (СОЛНЦЕ – сказуемое).
✔️ На солнце много пятен (много ГДЕ? НА СОЛНЦЕ – обстоятельство).
✔️ Картина "Сеятель на закате солнца" всем понравилась (картина КАКАЯ? "Сеятель на закате солнца", СОЛНЦЕ – определение).
✔️ Попроси помощи у Ветра и у Солнца (попроси У КОГО? У СОЛНЦА – дополнение).

5. ПОРЯДОК СЛОВ РУЛИТ

Все знают, что есть прямой и обратный порядок слов. Если забыли, поясню простым языком.

За каждым членом, главным и второстепенным, в предложении закреплено своё место.

ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ – это то, как должно быть построено идеальное предложение с точки зрения законов того или иного языка.
ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ – это нарушения стройности и гармонии прямого порядка, когда члены предложения занимают место другого члена.

Мы не будем сейчас разбирать подробно, кто где должен находиться. Но остановлюсь лишь на одном моменте – роль прилагательных и причастий. Вот с ними у школьников бывают проблемы.

👉 ПРЯМОЙ ПОРЯДОК:
✔️ ПОДЛЕЖАЩЕЕ + СКАЗУЕМОЕ (травка зеленеет, птицы поют),
✔️ ОПРЕДЕЛЕНИЕ + ПОДЛЕЖАЩЕЕ (сладкий чай, хорошая погода, нарисованный кораблик). Так говорить удобно, привычно, и ничто не режет слух.
Прилагательные СЛАДКИЙ, ХОРОШАЯ и причастие НАРИСОВАННЫЙ выполняют роль ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
👉 ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК:
Но, заняв позицию после подлежащего (чай сладкий, погода хорошая, кораблик нарисованный), прилагательные СЛАДКИЙ, ХОРОШАЯ и причастие НАРИСОВАННЫЙ становятся на место СКАЗУЕМОГО, ведь, согласно прямому порядку слов, после подлежащего должно стоять сказуемое.

6. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Вот здесь хочу сказать отдельно. Каждый первый школьник не знает главного правила, которое распространяется на большинство слов со значением предмета: ПРЕДМЕТЫ МЫ ОПИСЫВАЕМ! Значит от существительных можно задавать вопрос ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

✔️ Лист клёна медленно кружился в воздухе.
Лист КАКОЙ? клёна, но не лист ЧЕГО? клёна. Клён – это ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
✔️ Чай с лимоном был очень горячий.
Чай КАКОЙ? с лимоном, но не чай С ЧЕМ? с лимоном. С лимоном – это ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
КЛЁНА, С ЛИМОНОМ не могут быть дополнениями, потому что это противоречит самому понятию ДОПОЛНЕНИЕ (предмет, связанный с ДЕЙСТВИЕМ). А потому вопрос к дополнению задаём от сказуемого.

7. РОЛЬ ИНФИНИТИВА

Спрягаемый глагол (глагол не в начальной форме) в предложении выполняет только одну роль – СКАЗУЕМОГО.
Неспрягаемый глагол (инфинитив – что делать? что сделать?) может быть ЛЮБЫМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Ученики все глаголы отправляют в сказуемые, что, конечно, неправильно.

Как быстро определить роль инфинитива?

❤️ Инфинитив-ПОДЛЕЖАЩЕЕ, к сожалению, мы сможем определить только на общих основаниях, как и любое подлежащее, спросив себя ПРО ЧТО ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?
✔️ Жить – Родине служить (в предложении говорится про жизнь, вместо этого слова роль предмета берёт на себя инфинитив ЖИТЬ, который и будет подлежащим).

А вот для остальных членов есть простой и понятный АЛГОРИТМ. Делюсь им с вами.

❤️ 1. ЭТАП 1. Кто в предложении выполняет инфинитивное действие?
👉 ОТВЕТ: ПОДЛЕЖАЩЕЕ (перехожу к этапу 2)
👉 ОТВЕТ: НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ (перехожу к этапу 3)
❤️ 2. ЭТАП 2. Можно ли к инфинитиву задать вопрос С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?
👉 ОТВЕТ: ДА. ВЫВОД: Инфинитив – ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.
👉 ОТВЕТ: НЕТ. ВЫВОД: Инфинитив – ЧАСТЬ СКАЗУЕМОГО.
❤️ 3. ЭТАП 3. Можно ли к инфинитиву задать вопрос КАКОЙ?
👉 ОТВЕТ: ДА. ВЫВОД: Инфинитив – ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
👉 ОТВЕТ: НЕТ. ВЫВОД: Инфинитив – ДОПОЛНЕНИЕ.

ПРИМЕРЫ:

✔️ На небе начали собираться тучи.
ТУЧИ – подлежащее, НАЧАЛИ – сказуемое.
СОБИРАТЬСЯ – ИНФИНИТИВ.
Действие инфинитива выполняет подлежащее ТУЧИ. Задаю вопрос: начали С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? собираться. Вопрос задать нельзя. Вывод: СОБИРАТЬСЯ – ЧАСТЬ СКАЗУЕМОГО.
✔️ Сосед один иногда приезжает к нам в карты играть.
СОСЕД – подлежащее, ПРИЕЗЖАЕТ – сказуемое.
ИГРАТЬ – ИНФИНИТИВ.
Действие инфинитива выполняет подлежащее СОСЕД. Задаю вопрос: приезжает С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? играть в карты. Вопрос задать можно. Вывод: ИГРАТЬ – ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.
✔️ Хозяйка уговаривала меня посидеть ещё немного.
ХОЗЯЙКА – подлежащее, УГОВАРИВАЛА – сказуемое.
ПОСИДЕТЬ – ИНФИНИТИВ.
Действие инфинитива не выполняет подлежащее (уговаривала ХОЗЯЙКА, а посидеть должен Я). Задаю вопрос: хозяйка КАКАЯ? посидеть. Вопрос задать нельзя. Вывод: ПОСИДЕТЬ – ДОПОЛНЕНИЕ.
✔️Мысль остаться без товарищей, очутиться в чужой части подгоняла её.
МЫСЛЬ – подлежащее, ПОДГОНЯЛА – сказуемое.
ОСТАТЬСЯ, ОЧУТИТЬСЯ – ИНФИНИТИВЫ.
Действие инфинитивов не выполняет подлежащее (подгоняла МЫСЛЬ, а остаться и очутиться должна ОНА). Задаю вопрос: мысль КАКАЯ? остаться, очутиться. Вопрос задать можно. Вывод: ОСТАТЬСЯ, ОЧУТИТЬСЯ – ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Надеюсь, что некоторые проблемы, связанные с разбором предложений, больше не будут беспокоить ваших школьников.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Если остались какие-то вопросы или вы желаете получить личное сопровождение профессионального репетитора при изучении или повторении данной и иных тем, записывайтесь на бесплатную консультацию, где мы точно определим уровень знаний вашего ребёнка, выявим имеющиеся пробелы и составим чёткий план по их устранению для качественной сдачи выпускного экзамена (ОГЭ, ЕГЭ, ЦЭ) или написания ВПР.

Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?
ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для написания любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!