Предки самарского первой гильдии купца Александра Ивановича Гребежева ни в купеческих, ни в мещанских городских сословных списках не упоминаются. Это позволяет предположить, что будущий известный кондитер был в Самаре человеком пришлым – явившимся в поисках лучшей доли и, что называется, сделавшим себя сам.
В 1880-е годы купец А. И. Гребежев был известен как владелец мыловаренного завода. Находилось предприятие рядом с поставщиками сырья –многочисленными салотопнями - в нынешнем поселке Запанской на улице Петрашевского. Надо сказать, что в честь мыслителя-вольнодумца улицу переименовали в 1926-м, а до того она, в честь заводчика-мыловара, называлась Гребежевским переулком.
После строительства петербургским предпринимателем Николаем Левинсоном сахарного завода в Богатом в Самаре в дополнение к традиционным начала развиваться новая отрасль промышленности – кондитерская. Одна за другой открывались «конфектные» фабрики, и деловая интуиция Александра Гребежева не позволила ему остаться в стороне от перспективного «сладкого производства».
Открытая в 1890-м, гребежевская фабрика стала в Самаре четвертой по времени возникновения, а по товарным объемам быстро вышла на третье место, уступая лишь предприятиям А.А. Савинова и его тестя И.В. Каргина и их же родичей А.В.Косолаповой и С.М. Решетникова. Продукция отличалась отменным качеством и пользовалась спросом. Гости города привозили из Самары конфеты фабрики Гребежева в качестве местного сувенира, а знаменитые ореховые пряники вообще стали одним из тогдашних самарских брендов.
Кондитерское производство Александр Иванович разместил прямо на территории собственной усадьбы на улице Николаевской (Чапаевской). Производственно-жилой ансамбль состоял из нескольких зданий П-образной компоновки, выстроенных в стиле кирпичной эклектики, формирующих собой полузакрытый двор вокруг центрального здания в глубине усадьбы.
«Главное» здание, слегка напоминающее загородные дома помещиков, отличалось выразительной пластикой и богатым декором. Двухэтажную центральную часть, фланкированную широкими пилястрами с разделкой под каменный руст, венчал треугольный фронтон. По центру располагался арочный портал парадного входа, полуциркульную форму изначально имели и высокие оконные проемы по бокам. Арки перекрытий соединялись в простенках широким профилированным поясом с вертикальными нишками в уровне пят, украшенные поясами сухариков архивольты проемов венчались замковыми камнями.
Цокольный этаж с поясом подоконных ниш-ширинок отделялся массивным «валиком», разделял этажи карнизный пояс с тягами и сухариками. Под окнами второго этажа кирпичными выпусками выполнена имитация балюстрады, поле фронтона украшает розетка в виде кольца с кирпичными узорами. Профилированный венчающий карниз украшен двойным рядом сухариков.
Оконные проемы изначально одноэтажных боковых крыльев имели лучковые перемычки и декор, аналогичный центральной части – наличники с сухариками, междуоконные пояса в уровне пят перемычек и подоконные ниши-ширинки. Венчающие карнизы, в результате позднейшей надстройки превратившиеся в междуэтажные, так же были выполнены из нескольких выпусков кирпича, декорированы зубцами-сухариками и фигурными подкарнизными нишами.
Гармоничный архитектурный ансамбль усадьбы дополняли производственные, складские и подсобные корпуса, выстроенные в духе той же собравшей все стили кирпичной эклектики. Помимо производства, на усадьбе работал , как называют сейчас, «фирменный» кондитерский магазин .
Оптовая торговля велась в арендованном магазине на углу Соборной (Молодогвардейской) и Панской (Ленинградской) в доме Т.В. Работновой, еще один магазин открылся в 1908-м в новом роскошном доходном доме Гребежева на нынешней Молодогвардейской,78.
Кроме доходного дома, ставшего самым дорогим и великолепным на Соборной и словно воплотившего собой процветание самарского купечества и соседнего личного особняка (на Молодогвардейской, 80) , Александр Иванович имел загородную дачу.
Описание ее можно найти в краеведческой картотеке Константина Головкина: «В 1910-х годах это была первая по счету дача, расположенная на берегу Волги... Дача была расположена на обрывистом берегу Волги в устье Аннаевского оврага, на склоне, обращенном на юг и запад. Долгое время этот небольшой клочок земли был никем не занят и представлял собой голое, лишенное растительности место. Позднее оно перешло к самарскому купцу Гребежеву, который огородился заборами и встроил довольно хорошей архитектуры деревянный дачный дом с террасами, балконами и вышками. Место кругом дома засадил деревьями и кустарниками и разбил цветник».
После революции национализированную дачу передали под размещение детского дома – но вскоре заселения новые обитатели устроили пожар, спаливший все строения дотла. К 1923-му, по словам того же К.П. Головкина, дачный участок возвратился «в первобытное состояние и вид».
До какого времени работала кондитерская фабрика на Чапаевской, точно неизвестно. Усадьба в послереволюционные времена неоднократно перестраивалась - производственные цеха и службы приспосабливали под жилье. В бывшем хозяйском доме сейчас действует Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Самарского района. До 2015-го года ансамбль числился в реестре ОКН как "Усадьба купца А.И. Гребежева. Двухэтажный каменный дом и каменные надворные службы. 1873 - 1898 годы постройки" – а затем был без лишней огласки из реестра выведен и охранного статуса лишен.
Попал в поле зрения СМИ после того, как в одной из квартир первого этажа провалился пол. Обошлось без пострадавших – однако с тех пор над историческими строениями в атмосферном зеленом дворике висит опасная перспектива признания их аварийными с последующим сносом.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете