Среди юрских аммонитов есть масса видов и родов, которые в равной степени привлекают как специалистов, так и коллекционеров. И среди них особое место занимает аммонит космоцерас (Kosmoceras Waagen, 1865), обитавший в средней юре.
Нашего сегодняшнего героя можно отличить от остальных сильно скульптурированной раковиной: все виды данного рода несут ярко выраженные рёбра, иногда вместе с 2-3 рядами бугорков - по бокам и на вентральной стороне раковины. Эти бугорки - основания шипов, которые помогали молодым космоцерасам защищаться от хищников. Причём форма шипов была самой разной - от тонкой игольчатой до широкой, похожей на зубы акул. Аналогичная вариативность была и в форме рёбер: встречаются виды с грубыми прямыми, изящными волнистыми, редкими и частыми.
При этом в процессе роста скульптура на раковине могла изменяться, бугорки пропадали, а также изменялась форма устья и иногда степень закрученность раковины. Например, у самок-макроконхов последний оборот был более эволютным, жилая камера была гладкой, с простым устьем с двумя изгибами-синусами по бокам. У самцов-микроконхов раковина оставалась полуэволютной, скульптура почти не менялась, а также появлялись ушки.
По строению скульптуры, бугорков и принадлежности к микро/макроконхам, всех космоцерасов учёные поделили на 10 подродов. Правда, зачастую такое деление не выходит дальше специализированной литературы, и большая часть этих аммонитов остаётся в пределах космоцераса. Исключение составляют Gulielmiceras Buckman, 1920 и Catasigaloceras Buckman, 1923, рассматриваемые как предковые переходные формы космоцераса.
Кроме космоцераса в семейство космоцератид (Kosmoceratidae Haug, 1887) входит ещё пять родов (без учёта спорных гульельмицераса и катасигалоцераса), из них два - предковые формы и одна форма - потомок космоцераса. Первым в списке предков идёт кепплеритес (Kepplerites (Neumayr et Uhlig, 1892)), отличавшийся широкой ребристой раковиной. Он дал начало двум новым родам - говерицерас (Gowericeras Buckman 1921) и сигалоцерас (Sigaloceras Hyatt, 1900), который был `уже своего предка и имел чётко выраженные основные и вторичные рёбра. Именно от сигалоцерасов и произойдут первые космоцерасы.
Космоцерасы процветали на протяжении всего келловейского века юры (165,1-161,5 млн лет), но потом, ближе к его концу, почему-то произошёл резкий спад популяции. Последние космоцерасы разделились на одну-две популяции, представленные в России и Западной Европе, что дали начало новым аммонитам - мойаровским (Mojarowskia Nikolaeva 1956). Мойаровскии отличаются от своих предков - космоцерасов вида Kosmoceras spinosum Sowerby, 1826 - тремя, а не двумя рядами шипов. Да, чуть выше уже было сказано, что некоторые космоцерасы обладали тремя рядами шипов, так что не все учёные признают мойаровскию отдельным родом. Тем не менее, в отечественной палеонтологии по ней проводят одну из зон позднего келловея.
Мойаровския была последним представителем космоцератид. Почему она вымерла - мы не знаем. Однако можно утверждать, что без давления хищников тут не обошлось: появление дополнительного ряда шипов как раз может быть связано с ними. А хищников, желающих поохотится на космоцерасов, всегда было хоть отбавляй.
Находка травмированных космоцерасов не столь редки, ведь охотились на них самые разные организмы - рыбы, другие головоногие (гигантские колеоидеи-белемниты), морские рептилии. Причём зачастую аммонитам удавалось пережить нападение хищника и восстановить раковину, после чего прожить ещё некоторое время.
К слову, не только мойаровския важна для стратиграфии юры. Например Kosmoceras ornatum (Schlotheim, 1820) принят в качестве одной из руководящих форм келловейского яруса. Космоцерасы вообще удобны в этом плане, ведь они были одновременно и многочисленны и достаточно плодовиты на число видов. Учёными описано не меньше сотни видов этого аммонита, причём часть из них - это синонимы, упоминаемые лишь в паре публикаций. Многие авторы стараются сокращать число видов, оставляя лишь самые известны или изученные. Однако даже так получившееся число переваливает за третий, а то и четвёртый десяток.
Количество видов космоцерасов объясняется очень просто двумя факторами. Первый - это эволюция, которая протекала у них крайне быстро. Второй - диморфизм, благодаря которому самцы и самки одного рода могут быть помещены в разные подрода на основе строения скульптуры, сечения и размера.
Хотя космоцерасы вымерли в конце келловея, есть пара казусов, связанных с их появлением в мелу. Например, упоминается о единичной находке аммонита Kosmoceras verrucosum в валанжинских отложениях Швейцарии, однако находка эта выглядит крайне сомнительно. Возможно, что это - результат переотложения моллюска в меловых слоях или же неправильного определения. Также в очень старой литературе можно найти перечень видов меловых космоцерасов, которые сейчас определены к самым разным семействам. Логика учёных тех лет основывалась на простом факте: к космоцератидам относятся все шипастые аммониты. Ни на онтогенез, ни на лопастные линии никто тогда не смотрел, из-за чего случались самые дикие казусы. Например, аммонит эпихелоницерас (Epicheloniceras Casey, 1954) некогда считался разновидностью космоцераса, хотя относятся они даже не к разным семействам, а подотрядам. Космоцерас - это типичный аммонитин со спиральной раковиной, эпихелоницерас - анкилоцератин, что закрутил раковину.