Найти тему
Христофор+

Чем Богоматерь покрывает нас и от чего защищает Своим омофором?

Ровно 10 лет назад (а именно: в 2013 году) автор канала "Христофор+" пережил страшное, волнительное и знаковое событие: он произнес проповедь в Покровском академическом храме на престольный праздник Покрова Божией Матери. Эта проповедь читалась перед лицом ректора МДА - архиепископа Евгения Верейского (Решетникова), в присутствии любимых преподавателей Христофора: игумена Мелетия (Соколова), иерея Димитрия Барицкого, иерея Михаила Вахрушева и др. А также в присутствии товарищей-семинаристов.

В преддверии праздника Покрова Богородицы автор канала Христофор+ просматривал архивные жесткие диски со старыми семинарскими записями прошлых лет, наткнулся на свою проповедь, составленную для произнесения на престольный праздник и решил ее опубликовать без купюр. Итак, слушаем...

Покров Богоматери. Икона  Изображение взято в открытых источниках.
Покров Богоматери. Икона Изображение взято в открытых источниках.

"Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором". Этими словами акафистного пения мы молитвенно прославляем Матерь Бога нашего, Пресвятую Деву Марию, надеясь на Ее помощь и заступление. Однако мало кто задумывается о смысле произносимых нами слов. Что это за омофор, которым Богородица нас покрывает? И почему, по какой причине Она покрывает нас? Что значит Ее Покров?

Такие вопросы задавал себе всякий человек, со вниманием и благоговейно читавший акафист Покрову Божией Матери. И, возможно, не находил ответа, занятый деланием своим. Однако ответы на эти вопросы очень важны для нашего спасения. Ибо именно Богородица, как говорится в акафисте, есть "неусыпающая Наставнице всех заблуждших и ослепленных" (Икос 2).

Об омофоре Богородицы повествует житие святого Андрея Христа ради Юродивого. Святой Андрей жил в X веке в Византии, в Константинополе. В то время Константинополь был осажден врагами, и народ просил помощи Божией. Святой Андрей пришел во Влахернский храм и увидел Божию Матерь, молящуюся за христиан с распростертым над ними омофором.

В буквальном переводе омофор – это одежда, носимая на плечах. Слово «омос» означает плечо, слово «феро» – несу. В эпоху Ветхого Завета омофор был атрибутом женской одежды. В эпоху Нового Завета – это атрибут одежды мужской. Точнее, это часть архиерейского облачения.

Однако на иконе Покрова Божией Матери представлен не один, а два омофора… Посмотрите на образ Богородицы над иконостасом. Это классический вариант суздальского (среднерусского) извода Покрова.

Что мы видим? Один омофор – ветхозаветный – находится на честной главе Божией Матери, под ефодом (ефод – это темно-красный плащ, сколотый застежкой). А второй омофор – новозаветный – у Богородицы в руках. Но ведь по житию святого Андрея, Богородица снимает омофор со своей главы...

Почему так? Так происходит потому, что эти покрывала обозначают образы двух пониманий Священного Писания: буквальное и символическое.

Архиерейский омофор. Изображение взято в открытых источниках.
Архиерейский омофор. Изображение взято в открытых источниках.

Первый омофор мы понимаем буквально – как головную повязку, покрывало. В эпоху Ветхого Завета таким омофором покрывались все верные иудейские жены: Сарра (Быт.20:16), Ревекка (Быт. 24:64-65). Женщины покрывали голову в знак смирения, а также для того, чтобы обозначить иерархическую подчиненность мужу – своему господину. Подробно об этом можно прочитать в этой статье: Почему в древности женщинам нельзя было ходить без покрывала? Ревекка, например, когда видит Исаака, сразу набрасывает на голову покрывало. Набрасывает не потому, что хочет понравиться жениху, но «для ангелов» (1Кор.11:10), как говорит апостол Павел. Чтобы угодить Богу. С той же целью – чтобы угодить Богу – покрывают головы женщины на молитве. Потому что, вспомним Павла, «рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]?» (1Кор.11:13). Конечно, нет, неприлично. И вот, даже Матерь Божия молится Богу с покрытой омофором головой.

Второй омофор Богородица держит в руках. В иконографии он изображается в виде длинного белого шарфа с крестами на концах. Мы понимаем этот омофор символически – как невидимый покров от всяких бед и напастей. Как молитвенную помощь и заступничество Божией Матери.

Понимаем правильно, однако есть и другое понимание Покрова, тесно связанное с нашим внутренним устроением. Ведь в омофоре, который над нами, можно видеть не только «духовную крышу», но преграду, перегородку между землей и небом, между нашим греховным состоянием и благодатью.

Такое понимание Покрова восходит к определенному – ветхозаветному – прообразу. А именно: к покрывалу Моисея. Пророк Моисей закрывал лицо покрывалом, когда говорил с сынами Израилевыми (Исх. 34:34), ибо те не могли взирать на лице его. А когда надо было идти в скинию, Моисей снимал покрывало с лица. И так, без покрывала, беседовал с Богом.

А разве Матерь Божия молится не по этому древнему пророческому чину? Она тоже просит Бога об избранном народе – христианах. Лицо Ее сияет, будучи озаренным от Христа – «мысленного Солнца» (Икос 4). И мы не можем смотреть на лицо Ее по причине благодатного сияния. А отнимает Она покрывало от лица, чтобы невозбранной была Ее молитва ко Христу.

Во что же превращается омофор Богородицы, когда Она простирает его над нами? Ее Омофор в этом случае становится епитрахилью. Он и внешне напоминает епитрахиль: и длинный, и с крестами. Омофором Божия Матерь напоминает нам о наших грехах; о том, что нужно покаяться и достигнуть святости. По молитве Божией Матери ко Христу Богу происходит и отпущение наших грехов. Ведь Господь слышит молитву Своей Матери.

Мы же не должны пассивно стоять под омофором-епитрахилью. От нас требуется активная позиция. Мы должны непрестанно бороться со грехом и стремиться к совершенству, ибо совершен Отец наш небесный (Матф. 5:48).

В противном случае наши грехи и беззакония закроют от нас Царство Небесное. Они – грехи – будут нашим греховным покрывалом-покровом.

Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Икона. Изображение взято в открытых источниках.
Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Икона. Изображение взято в открытых источниках.

Вспомним историю преподобного Михея Радонежского. Он прославлен Церковью в лике преподобных. Храм в честь этого святого стоит в Лавре рядом с Трапезным. Многие из нас в этом храме были. Вот вы были? А вы? Но святой Михей, хотя и преподобный, однако явления Богоматери не вынес. Пал на землю. Закрылся покрывалом. Он даже не понял, что произошло. А ведь всю свою многотрудную монашескую жизнь только и делал, что молился, да постился. Но этого преподобному Михею не хватило, чтобы стать совершенным.

Ситуация преподобного Михея – это наша ситуация. Мы с вами выстаиваем долгие службы, отказываемся от мяса, рыбы, даже масла, но совершенными не становимся. У сынов Израилевых греховное покрывало лежало при чтении Ветхого Завета. А у нас оно лежит при чтении Нового.

Это греховное покрывало, как говорит апостол Павел, снимается только Христом (2 Кор.3:14). Будем же подражать в подвиге преподобному Сергию Радонежскому. Будем просить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он снял с нас греховное покрывало. Будем просить Божию Матерь, чтобы Она вернула нам духовное зрение и покрыла нас благодатным Своим Покровом.

Читайте также другие статьи:

Зачем Авраам вышел на "тропу войны" и разгромил царя Кедорлаомера

7 интересных фактов о сотнике, который командовал распятием Христа

Какое Копье судьбы (из четырех известных) принадлежало Лонгину?

Каким был рост Голиафа и почему израильтяне "ужаснулись" при виде его?