Ровно 10 лет назад (а именно: в 2013 году) автор канала "Христофор+" пережил страшное, волнительное и знаковое событие: он произнес проповедь в Покровском академическом храме на престольный праздник Покрова Божией Матери. Эта проповедь читалась перед лицом ректора МДА - архиепископа Евгения Верейского (Решетникова), в присутствии любимых преподавателей Христофора: игумена Мелетия (Соколова), иерея Димитрия Барицкого, иерея Михаила Вахрушева и др. А также в присутствии товарищей-семинаристов.
В преддверии праздника Покрова Богородицы автор канала Христофор+ просматривал архивные жесткие диски со старыми семинарскими записями прошлых лет, наткнулся на свою проповедь, составленную для произнесения на престольный праздник и решил ее опубликовать без купюр. Итак, слушаем...
"Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором". Этими словами акафистного пения мы молитвенно прославляем Матерь Бога нашего, Пресвятую Деву Марию, надеясь на Ее помощь и заступление. Однако мало кто задумывается о смысле произносимых нами слов. Что это за омофор, которым Богородица нас покрывает? И почему, по какой причине Она покрывает нас? Что значит Ее Покров?
Такие вопросы задавал себе всякий человек, со вниманием и благоговейно читавший акафист Покрову Божией Матери. И, возможно, не находил ответа, занятый деланием своим. Однако ответы на эти вопросы очень важны для нашего спасения. Ибо именно Богородица, как говорится в акафисте, есть "неусыпающая Наставнице всех заблуждших и ослепленных" (Икос 2).
Об омофоре Богородицы повествует житие святого Андрея Христа ради Юродивого. Святой Андрей жил в X веке в Византии, в Константинополе. В то время Константинополь был осажден врагами, и народ просил помощи Божией. Святой Андрей пришел во Влахернский храм и увидел Божию Матерь, молящуюся за христиан с распростертым над ними омофором.
В буквальном переводе омофор – это одежда, носимая на плечах. Слово «омос» означает плечо, слово «феро» – несу. В эпоху Ветхого Завета омофор был атрибутом женской одежды. В эпоху Нового Завета – это атрибут одежды мужской. Точнее, это часть архиерейского облачения.
Однако на иконе Покрова Божией Матери представлен не один, а два омофора… Посмотрите на образ Богородицы над иконостасом. Это классический вариант суздальского (среднерусского) извода Покрова.
Что мы видим? Один омофор – ветхозаветный – находится на честной главе Божией Матери, под ефодом (ефод – это темно-красный плащ, сколотый застежкой). А второй омофор – новозаветный – у Богородицы в руках. Но ведь по житию святого Андрея, Богородица снимает омофор со своей главы...
Почему так? Так происходит потому, что эти покрывала обозначают образы двух пониманий Священного Писания: буквальное и символическое.
Первый омофор мы понимаем буквально – как головную повязку, покрывало. В эпоху Ветхого Завета таким омофором покрывались все верные иудейские жены: Сарра (Быт.20:16), Ревекка (Быт. 24:64-65). Женщины покрывали голову в знак смирения, а также для того, чтобы обозначить иерархическую подчиненность мужу – своему господину. Подробно об этом можно прочитать в этой статье: Почему в древности женщинам нельзя было ходить без покрывала? Ревекка, например, когда видит Исаака, сразу набрасывает на голову покрывало. Набрасывает не потому, что хочет понравиться жениху, но «для ангелов» (1Кор.11:10), как говорит апостол Павел. Чтобы угодить Богу. С той же целью – чтобы угодить Богу – покрывают головы женщины на молитве. Потому что, вспомним Павла, «рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]?» (1Кор.11:13). Конечно, нет, неприлично. И вот, даже Матерь Божия молится Богу с покрытой омофором головой.
Второй омофор Богородица держит в руках. В иконографии он изображается в виде длинного белого шарфа с крестами на концах. Мы понимаем этот омофор символически – как невидимый покров от всяких бед и напастей. Как молитвенную помощь и заступничество Божией Матери.
Понимаем правильно, однако есть и другое понимание Покрова, тесно связанное с нашим внутренним устроением. Ведь в омофоре, который над нами, можно видеть не только «духовную крышу», но преграду, перегородку между землей и небом, между нашим греховным состоянием и благодатью.
Такое понимание Покрова восходит к определенному – ветхозаветному – прообразу. А именно: к покрывалу Моисея. Пророк Моисей закрывал лицо покрывалом, когда говорил с сынами Израилевыми (Исх. 34:34), ибо те не могли взирать на лице его. А когда надо было идти в скинию, Моисей снимал покрывало с лица. И так, без покрывала, беседовал с Богом.
А разве Матерь Божия молится не по этому древнему пророческому чину? Она тоже просит Бога об избранном народе – христианах. Лицо Ее сияет, будучи озаренным от Христа – «мысленного Солнца» (Икос 4). И мы не можем смотреть на лицо Ее по причине благодатного сияния. А отнимает Она покрывало от лица, чтобы невозбранной была Ее молитва ко Христу.
Во что же превращается омофор Богородицы, когда Она простирает его над нами? Ее Омофор в этом случае становится епитрахилью. Он и внешне напоминает епитрахиль: и длинный, и с крестами. Омофором Божия Матерь напоминает нам о наших грехах; о том, что нужно покаяться и достигнуть святости. По молитве Божией Матери ко Христу Богу происходит и отпущение наших грехов. Ведь Господь слышит молитву Своей Матери.
Мы же не должны пассивно стоять под омофором-епитрахилью. От нас требуется активная позиция. Мы должны непрестанно бороться со грехом и стремиться к совершенству, ибо совершен Отец наш небесный (Матф. 5:48).
В противном случае наши грехи и беззакония закроют от нас Царство Небесное. Они – грехи – будут нашим греховным покрывалом-покровом.
Вспомним историю преподобного Михея Радонежского. Он прославлен Церковью в лике преподобных. Храм в честь этого святого стоит в Лавре рядом с Трапезным. Многие из нас в этом храме были. Вот вы были? А вы? Но святой Михей, хотя и преподобный, однако явления Богоматери не вынес. Пал на землю. Закрылся покрывалом. Он даже не понял, что произошло. А ведь всю свою многотрудную монашескую жизнь только и делал, что молился, да постился. Но этого преподобному Михею не хватило, чтобы стать совершенным.
Ситуация преподобного Михея – это наша ситуация. Мы с вами выстаиваем долгие службы, отказываемся от мяса, рыбы, даже масла, но совершенными не становимся. У сынов Израилевых греховное покрывало лежало при чтении Ветхого Завета. А у нас оно лежит при чтении Нового.
Это греховное покрывало, как говорит апостол Павел, снимается только Христом (2 Кор.3:14). Будем же подражать в подвиге преподобному Сергию Радонежскому. Будем просить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он снял с нас греховное покрывало. Будем просить Божию Матерь, чтобы Она вернула нам духовное зрение и покрыла нас благодатным Своим Покровом.
Читайте также другие статьи:
Зачем Авраам вышел на "тропу войны" и разгромил царя Кедорлаомера
7 интересных фактов о сотнике, который командовал распятием Христа
Какое Копье судьбы (из четырех известных) принадлежало Лонгину?
Каким был рост Голиафа и почему израильтяне "ужаснулись" при виде его?