Найти тему
18,7K подписчиков

Почему в древности женщинам нельзя было ходить без покрывала или как Авраам едва не потерял Сарру (Быт.20)

4,7K прочитали

Это сейчас в теплые времена года (а иногда даже и зимой, в лютый мороз) представительницы прекрасного пола ходят с непокрытой головой. Дабы всему миру явить красоту своих локонов, кудряшек, косичек или дредов.

Зато в древние времена на Востоке (в Палестине, Аравии, Персии, Ассирии) женщины в присутствии свободных мужчин своего рода (племени) покрывали голову большим покрывалом (платком). Или же широко известным сейчас в мусульманстве "хиджабом" (в переводе с арабского языка слово "хиджаб" означает "преграда", "покрывало").

Ревекка, жена патриарха Исаака. Изображение взято в открытых источниках.
Ревекка, жена патриарха Исаака. Изображение взято в открытых источниках.

Это покрывало представляло собой длинную, часто доходящую до пола накидку особого типа (покроя). В Церковнославянской Библии такая накидка именуется "летней ризой". В Септуагинте она (накидка) представляется как "теристр" ("τὸ θέριστρον"). По выражению блаженного Иеронима Стридонского такая накидка (теристр) представляла собой "вид арабской одежды" (Иероним, бл. Еврейские вопросы на Книгу Бытия). Такое покрывало, по мысли архимандрита Никифора (Бажанова), совершенно закрывало лицо женщины (Библейская энциклопедия арх. Никифора). По мнению Эрика Нюстрема, это покрывало скрывало не только лицо, но и все формы тела (Библейский словарь Нюстрема).

Носить покрывала на головах женщины стали ни во времена Мухаммеда, ни во времена Христа, но гораздо раньше... В связи с этим возникает ряд вопросов: 1. Когда возникает традиция ношения женщинами покрывал на голове? 2. Почему возникает такая традиция? 3. Какой был практический смысл в ношении на голове длинных покрывал или что происходило с теми, кто пренебрегал данной традицией? Давайте разбираться...

1. Когда возникает традиция ношения женщинами покрывал на голове? Согласно Библии, эта традиция возникает в патриархальные времена, то есть где-то за 2000 лет до Рождества Христова. В это давнее время отношения между людьми ограничивались тесным кругом семьи, а старший ее член (глава рода) был и начальником, и судьей одновременно.

В эту эпоху покрывало на голове женщины обозначало ее высокий статус замужней дамы. Оно также выгодно отличало эту даму от других лиц женского пола: девиц, служанок, рабынь и женщин легкого поведения (последние не имели права покрывать голову). Иначе говоря, покрывало в патриархальную эпоху было чем-то вроде обручального кольца - символа замужества. Или же принадлежности женщины определенному мужчине.

Именно в таком, "обручальном" контексте возникает покрывало в истории встречи Исаака и Ревекки. Это происходит, когда Ревекка, будучи еще невестой Исаака, приезжает в Ханаан на верблюде в составе каравана Елиезера (слуги Авраама). Пока Ревекка находится среди слуг, она пребывает с непокрытой головой. Но когда замечает жениха, Исаака, который вышел из шатра, сразу же покрывает голову покрывалом:

"При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась" (Быт.24:63-65).

В этом месте покрывало становится символом брачных уз или же знаком принадлежности Ревекки Исааку. Невеста не покрывается, находясь среди слуг Авраамовых, ибо ни один из них не предназначен ей в мужья (да и социальный статус этих мужчин слишком низок, чтобы при них покрываться). Но она покрывается, видя мужа - будущего главу рода.

Е. Константини. Встреча Исаака и Ревекки. Изображение взято в открытых источниках.
Е. Константини. Встреча Исаака и Ревекки. Изображение взято в открытых источниках.

В том же самом "обручальном" аспекте покрывало появляется в истории встречи на развилке дорог патриарха Иуды (сына Иакова) и Фамари. Исторический контекст здесь немного иной. Фамарь - не девица, но вдова. Она успела дважды побывать замужем, ибо ее мужья умирали один за другим. И теперь по закону левирата Фамарь должна выйти замуж за Иуду, который либо забыл об этом, либо делает вид, что забыл.

Чтобы напомнить Иуде о его законном долге, Фамарь снимает с себя одежды вдовства своего, покрывает себя обрядовым покрывалом и садится на развилке дорог в ожидании будущего мужа (Быт.38:14).

Здесь покрывало вновь выступает в роли некоего символа брачных уз, связывающих вместе мужчину и женщину (Иуду и Фамарь). Кроме того, из этого места мы узнаем, что древнее покрывало закрывало не только голову и тело, но даже лицо покрывшейся им женщины. Ибо Иуда из-за покрывала не узнал Фамари, как свидетельствует Септуагинта (Быт.38:15).

В Книге Притчей покрывала на голове женщин становятся уже общим местом. Образцовая жена, по мысли автора Книги, "делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским" (Прит.31:24).

2. Почему возникает такая традиция? Это очень непростой вопрос... Начать следует издалека - со времен сотворения Адама и Евы. Согласно Книге Бытия (и замыслу Божию), первые люди не были абсолютно равноправными. Их связывали четкие иерархические отношения, где на первом месте находился Адам, а на втором - Ева. Откуда это видно?

Во-первых, Адам создается первым (Быт.2:7). И только после Адама появляется Ева (Быт.2:22). Во-вторых, Адам нарекает имена животным, а не Ева (Быт.2:20). В-третьих, Ева создается из ребра Адама, а не наоборот. В-четвертых, Ева творится как помощник Адама (Быт. 2:20). И так далее...

Все это говорит о том, что жена в семье (согласно Библии) занимает не первенствующее, но подчиненное мужу положение. Поскольку, как говорит Павел, "не муж создан для жены, но жена для мужа" (1Кор.11:9).

Отсюда возникает необходимость в некоем знаке (символе), указывающем на определенный иерархический семейный расклад и на специфику отношений между супругами. Апостол Павел говорит: "Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов" (1Кор.11:10 ). И если у мужа символом власти над своим родом в Ветхом Завете становится посох или жезл (зачастую волшебный, как у пророка Моисея), то у жены символом подчинения мужу становится покрывало.

Женщины, сопровождающие Иисуса. Изображение взято в открытых источниках.
Женщины, сопровождающие Иисуса. Изображение взято в открытых источниках.

О жезле Моисея можно прочитать здесь: Откуда Моисей взял чудесный, превращающийся в змея жезл и где этот жезл находится сейчас?

Свт. Иоанн Златоуст так говорит о причинах покрытия покрывалами:

«Покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель; добродетель же и честь подчиненного состоят именно в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается это делать, так как он — образ самого Владыки; а жене справедливо (предписывается)» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы (гомилии). Беседа 26).

Итак, в Ветхом Завете женщины покрывается покрывалом не потому что им холодно (на Востоке вообще жарко и покрытие - целый подвиг), но для того, чтобы продемонстрировать послушание мужу и верность ему.

Что же касается неверной жены, то таковая при одном лишь подозрении со стороны мужа теряла все преимущества своего положения замужней дамы. В том числе и покрывало. Последнее снималось во время прохождения сложного обряда "ревнования" (был такой обряд у иудеев). Горькую воду свидетельства Господня, которая открывала чистоту/нечистоту жены, последняя пила с непокрытой головой (Числа 5:18).

3. Какой был практический смысл в ношении на голове покрывал и что происходило с теми, кто пренебрегал данной традицией? Мы уже говорили, что на Востоке (в Палестине, Аравии, Персии, Ассирии) весьма жарко и носить на голове одежду, покрывающее все тело и даже лицо, очень и очень трудно (достаточно вспомнить современные маски).

Тем не менее, ветхозаветные жены никогда не порицали покрывало (паранджу) как форму бытия. Но напротив всегда носили его в общественных местах; там, где могли встретить посторонних мужчин (у себя дома, в кругу семьи, понятно, покрывало можно было не носить).

Зачем носили? Затем, чтобы намеренно скрыть свою красоту от чужих мужчин. Ибо красота замужних жен предназначалась в те времена только для их мужей. Как говорится в Книге Притчей: "Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его" (Прит.12:4).

Покрывало на голове женщины создавало образ преграды или защищенного пространства: дома, шатра; напоминало любому, что у этой женщины уже есть свой дом и свой мужчина, которому она принадлежит.

Благодаря сплошному покрывалу никто не прельщался внешним видом замужней дамы, но спокойно шел дальше по своим делам. В противном случае, то есть при отсутствии покрывала на голове замужней женщины, у нее и ее мужа, который допустил такое вопиющее нарушение этикета, могло возникнуть немало проблем. Женщину без покрывала могли легко оскорбить (назвав особой "легкого поведения") и даже просто похитить.

Именно это и произошло с Саррой, женой Авраама, которую последний решил выдать за свою сестру (Быт.20:2), боясь, чтобы жители Герар не убили его самого. Сара, судя по всему, ходила по городу без покрывала на голове. Видя это, женщину взял себе (похитил) Авимелех, царь Герарский.

Царь возвращает Сарру Аврааму. Изображение взято в открытых источниках.
Царь возвращает Сарру Аврааму. Изображение взято в открытых источниках.

Однако Бог явился ночью Авимелеху во сне и пригрозил царю смер-тью за покушение на жену Своего избранного раба (Авраама). Авимелеха Богоявление поразило настолько, что он решил искупить свою вину перед супругами. Аврааму царь Герарский в качестве "откупного" (извинений) дал тысячу сиклей серебра (по угаритским текста такова была цена выкупа за невесту), мелкого и крупного скота, а также рабов и рабынь.

Что же касается Сарры, то она получила в подарок от Авимелеха покрывало, как символ своей невинности (А. П. Лопухин). Вот цитата:

"И Сарре сказал (Авимелех - Христофор+): вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана" (Быт.20:16).

Надо сказать, что Авимелех подарил Саре отнюдь не обычное, грубо вещественное покрывало. Это просто неточность Синодального перевода. В Церковнославянской Библии царь дарит Саре "честь лица". Вот цитата: "Сiя́ бу́дутъ тебѣ́ въ че́сть лица́ тво­его́" (Быт.20:18). В Септуагинте это не обычный "теристр", а "τιμές", что означает "почесть" (словарь "Glosbe").

Иначе говоря, когда Авимелех произносит перед домочадцами Авраама речь, царь тем самым восстанавливает подпорченную им же репутацию (честь) Сарры, воздает ей "почтение" как замужней женщине, долженствующей хранить верность мужу и хранящей эту верность. Эта царская речь и становится "покрывалом" Сарры, защищая ее от обид.

Таким образом, традиция носить покрывало женщинам на голове возникает в патриархальные времена - при Аврааме, Исааке и Иуде. Жены патриархов: Сара, Ревекка, Фамарь - носят покрывала как знак своего замужества. Для них покрывало - символ супружеской власти. Одновременно покрывала защищают женщин от чужих, нескромных глаз. Без покрывала на голове женщина теряла статус человека, защищенного мужем, становилась потенциальной добычей для местных и заезжих мачо.

А что думаете о женских покрывалах вы, дорогие читатели? Следует ли современным христианкам покрывать голову или нет? Если нет, то почему не следует... Если да (следует), то где: только в храме или во всех общественных местах? Как: целиком (в хиджаб) или только частично? Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если, конечно, статья вам понравилась) и, конечно же, подписывайтесь на канал «Христофор+».

Читайте также другие статьи:

Зачем Авраам вышел на "тропу войны" и разгромил царя Кедорлаомера

7 интересных фактов о сотнике, который командовал распятием Христа

Какое Копье судьбы (из четырех известных) принадлежало Лонгину?

Каким был рост Голиафа и почему израильтяне "ужаснулись" при виде его?