Как известно, обгон - один из самых опасных манёвров. Именно при его неправильном выполнении наиболее часто случаются происшествия с тяжкими последствиями. Поэтому за нарушение этих правил законом и предусмотрена строгая ответственность. Однако закон не должен применяться произвольно, и отличать два этих вида обгона («паровозик» и «двойной обгон») не просто необходимо, но и жизненно важно. Однако, к сожалению, на практике борьба с нарушителями напоминает игру без правил (не Правил дорожного движения, настольной «Библии» водителя), а других - презумпции невиновности, например, законности и многих других. Именно так и случилось в примере, речь о котором пойдёт ниже…
Недавно высшим судебным органом страны в пользу водителя было рассмотрено дело о лишении того «прав» за выезд на встречную полосу при обгоне. Ситуация банальнейшая - он обгонял попутный автомобиль, следуя за другим, который тоже обгонял этот же автомобиль. Однако дежурившему неподалёку инспектору ГИБДД это сильно не понравилось и он составил протокол за выезд на «встречку». Все суды с этим согласились и на некоторое время из водителя сделали пешехода.
Поводом для наказанием стала трактовка Правил, которой придерживался инспектор и все его поддержавшие суды. Дело в том, что п. 11.2 ПДД запрещает обгон, если движущееся впереди транспортное средство тоже производит обгон или объезд препятствия. И при некоторой извращённой фантазии такая формулировка допускает двойное понимание.
Первое (вполне логичное) - запрещается обгон именно того транспортного средства, которое само уже совершает обгон другого и находится в процессе выполнения этого манёвра (это и называется «двойной обгон», пример - на Рис. 1).
Однако другое, альтернативное понимание (в рассматриваемом примере именно оно и было использовано инспектором и нижестоящими судами), предполагает, что запрет распространяется и на те случаи, когда при совершении этого манёвра обгон также совершает не только обгоняемый автомобиль, но и любой другой - ведь в ПДД сказано лишь про наличие впереди обгоняющего автомобиля, а какого именно - не конкретизировано. И когда несколько автомобилей одновременно, друг за другом, кого-то обгоняют («паровозиком») - лишить «прав» можно всех следующих за «лидером». Ведь они совершают обгон при наличии впереди обгоняющего (Рис. 2).
И здесь надо признать, что нормы Правил действительно допускает такое толкование. Однако ещё в 2019 году Пленум Верховного Суда в своём постановлении за № 20 разъяснил, что изложенный в 11.2 ПДД запрет касается именно случаев «обгона обгоняющего», а не просто наличия впереди автомобиля, одновременно кого-то обгоняющего. То есть недопустим именно «двойной обгон», а не движение «паровозиком» нескольких автомобилей при обгоне ими другого транспортного средства.
Правда, как мы видим, для того, чтобы доказать такие очевидные вещи (да ещё и точно описанные Пленумом Верховного Суда), зачастую приходится идти аж до самого этого суда. А нижестоящие судьи делают вид, что они либо не знают разъяснений высшего судебного органа страны (гнать надо таких судей, если честно), либо откровенно плюют на закон (за что надо не только выгонять с позором…). Но это, как говорится, уже совсем другая история…
Чтобы не быть голословным, даю ссылку на решение Верховного Суда
Всем удачи на дорогах!