Найти в Дзене

Чередования гласных в корнях

Оглавление

Как в ОГЭ, так и в ЕГЭ выпускники столкнутся с заданиями, проверяющими знания орфографии. К тому же, знание орфографических правил и умение их применять придется продемонстрировать в письменных работах (сочинения и изложения).

Сегодня мы поговорим об одном из самых распространенных орфографических правил, в котором многие выпускники допускают ошибки, а именно о чередовании гласных в корнях.

В ЕГЭ знание этих правил проверяют в задании 9, в ОГЭ – в задании 6 и 7.

Важно помнить, что не всегда безударные гласные в корне слов можно проверить ударением, если речь идет о чередующихся гласных, как, например, в этих словах:

• изложить, но излагать;

• касаться, но коснуться;

• растение, но росла.

В одном и том же корне происходят традиционные чередования гласных, написание которых зависит от разных факторов. Рассмотрим все эти факторы:

1. Выбор безударной гласной зависит от конечного согласного корня:

- лаг/лож (предложить, предлагать);

- скак/скоч (скакать, вскочить). Искл: скачу, скачок, скачи;

- раст/ращ/рос (вырасти, выращу, выросли). Искл: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, подростковый, отрасль.

2. Выбор безударной гласной зависит от ударения:

В безударной позиции пишем гор, клон, твор, зар. В позиции под ударением – что слышим.

Загорать, поклоняться, творить, заря.

Искл: утварь, выгарки, изгарь, пригарь.

3. Выбор безударной гласной зависит от суффикса а:

- кас/кос. Если есть суффикс а, пишем КАС. Если нет – КОС. (Речь идет о корнях со значением касания, прикосновения!). Пример: касаться – коснуться.

- бер/бир, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, стел/стил, блест/блист, чет/чит, жег/жиг. Если есть суффикс а после корня, пишем корень через И, если нет – через Е. Пример: выберу-выбирать, выдеру-выдирать, замереть-замирать, запереть-запирать, вытереть-вытирать, застелить-застилать, блестеть-блистать, счётчик-высчитать, прожёг-прожигать. Искл: сочетать, сочетание.

- а/я // им, -а/я // ин. Если есть суффикс а после корня, пишем корень через И. Пример: снять-снимать, смять-сминать, внять-внимать, проклясть-проклинать.

4. Выбор безударной гласной зависит от значения корня:

- мак/мок. Мак – слегка погрузить в жидкость (макать печенье в чай). Мок – пропускать жидкость, становиться мокрым, влажным (промокать под дождем).

- равн/ровн. Ровн – ровный, гладкий (разровнять асфальт). Равн – одинаковый (решить уравнение). Искл: ровесник, уровень, поровну, равнина, равнение на…, равняйсь!, подравняться.

5. Выбор безударной гласной зависит от традиции:

- плав/плыв/плов. Через О: пловец, пловчиха. Через Ы: плывун. Через А: все остальные слова.

Подписывайся, чтобы узнать больше нужных правил и не допустить ошибок на экзамене!