2010 год стал для многих интересующихся краеведением настоящим откровением - обнажилось дно Волги из-за засухи. Сведения о старых картах постоянно пополнялись, спутниковые космоснимки покрыли почти всю доступную территорию и стало возможно сравнивать, изучать.
Но не только мы наблюдали. К зиме 2011 в строительных кругах Татарстана зародилась идея, что мелководья слишком мелки, а намыв грунта - слишком выгоден, и потому прямо от центра города можно построить на серии искусственных островов платную автодорогу. Как уж там все было посчитано, не ясно до сих пор, но они начали намывать "временные хранилища песка" на линии будущей дороги. Активисты подняли бучу в СМИ, и строителям пришлось перейти в оборонительную позицию, а после и вовсе забросить это дело. Но на момент съемки фото, работы были вовсю.
От центра города, от пляжа "Локомотив", в сторону фарватера на водохранилище уходит прямая, до сих пор заросшая деревьями коса. Это остатки железнодорожной насыпи и шоссе, построенных в начале 20 века к казанским пристаням на Дальнем Устье через затапливаемую каждое весеннее половодье пойму реки, в 1956 ставшую водохранилищем с примерно постоянным уровнем. До появления этой дороги, на Дальнее Устье можно было попасть только через Адмиралтейскую слободу, а из центра города это был довольно большой крюк.
Стройка 2011 года пошла по местам заброшенной стройки 1916-17 годов. Когда водохранилища не было, в Казани постоянно выдвигались проекты, как сделать порт поближе к центру города. И после века прожектерства, стали строить. Прямо перед самой гражданской войной, разгар Первой мировой. Вдоль этой уже существовавшей линии шоссе копали новый фарватер, а на берегу делали причальные стенки и укрепления из кирпичей.
В результате, конечно, все забросили. Строить это хотели капиталисты от избыточного экономического роста, а в первые годы после гражданской войны проблемы города были на уровне выживания. Так, в 1921 году по насыпи, которая до гражданской войны была только под шоссейную дорогу, сделали железнодорожную ветку. Чтобы доставлять с порта и расположенных как раз на месте недостроенных бетонных причалов складов.. дрова для обогрева города и прочих нужд молодой Татарской республики.
В 1940е место попало на аэрофотосъемку немцев - обведено рамочками, как достойный бомбежки складской объект. Затем долго никто не снимал его ни с неба, ни с воды, не из космоса, а в 1966 опять попали на более-менее подробный американский космоснимок. На вид, все там еще не заросло, но выглядело заброшенным, единственный домик был без стен. Деревянных построек и дух простыл.
Кстати, конкретное место прохождения железной дороги на местности не особо читалось.. Как будто бы насыпь как раз размыли, разобрали на какую-то другую цель, при сооружении инженерной защиты города