В конце 1916 года Император Николай 2 с сыном находился в Ставке Верховного Главнокомандующего (коим он и являлся), которая располагалась в Могилеве, а его супруга с дочерьми в Александровском дворце Царского села. Российской Империи оставалось жить несколько месяцев.
Ц. ставка. 4 ноября 1916 г.
Моя душка Солнышко!
Горячо благодарю за милое письмо.
Нога Бэби от времени до времени побаливает, и первую часть ночи он не может спать. Когда я ложусь, он старается больше не стонать и засыпает скорее.
Представляете, каждую ночь слышать стоны своего ребенка, и это был ещё не сильный приступ гемофилии.
Федоров говорит, что рассасывание идет успешно, так как температура у него немного выше нормальной, так что я надеюсь, что через несколько дней он сможет встать!
У меня сегодня мало времени для письма, так как я принимал старого кн. Васильчикова, Троцкого и Дашкова, вернувшихся из Москвы.
Они пробыли там ровно месяц, посещая и осматривая лазареты, и видели 76000 раненых, из которых 16000 роздали награды. Они нашли все в полном порядке.
Через несколько дней я пошлю Георгия на юго-западный фронт, чтобы поблагодарить войска и раздать награды героям.
Алексееву сегодня немного полегче. Фед. настаивает на том, чтобы он полежал еще, по крайней мере, неделю, потому что кроме болезни он переутомлен работой и не досыпал все это время. Выглядит он свежее.
Кирилл приезжал на 2 дня, теперь он уехал в Або.
"Кирилл" - это Великий князь Кирилл Владимирович, который впоследствии объявит себя Императором в изгнании, а во время революции нацепит красный бант и будет приветствовать Временное правительство.
Храни Господь тебя, мое сокровище, моя любимая женушка, и девочек! Крепко целую.
Твой старый
Ники.
Супруга Императора Николая 2, Императрица Александра Федоровна отвечает на следующий день своему супругу:
Ц. Село. 5 ноября 1916 г.
Дорогой мой,
Горячо благодарю тебя за твое милое письмо. Как досадно, что Бэби должен лежать, но, конечно, так для него лучше, — только бы не было болей! Это хорошо, что ты отправляешь Георгия, — чем больше ты их заставляешь двигаться, тем лучше, — ничего хорошего нет в том, чтоб торчать на одном месте без всякого дела.
И строить заговоры, которые в итоге за всех построят англичане, я уже писала об этом.
Алексееву следовало бы дать 2-месячный отпуск, найди себе кого-нибудь в помощники, напр. Головина, которого все чрезвычайно хвалят, — только не из командующих армиями, — оставь их на местах, где они нужнее. У Пустов. слишком много работы, и ты — один и, кроме того, ты не можешь тронуться с места, и, быть может, свежий человек с новыми мыслями оказался бы весьма кстати. Человек, который так страшно настроен против нашего Друга, как несчастный Алекс., не может работать успешно. Говорят, у него нервы совершенно развинчены. Это понятно: сказалось постоянно напряжение “бумажного” человека; у него, увы, мало души и отзывчивости.
Может Алексеев и мог бы успешно работать, но оказался предателем.
Закладка Аниной церкви прошла хорошо, наш Друг был там, а также славный епископ Исидор, епископ Мельхиседек и наш Батюшка и т.д. Сегодня повидаюсь с Гр. Штюрмеру очень досадно и грустно, что они так тебя терзают и что он отчасти тому причиной. Я его подбодрила, и он немного успокоился и преисполнен добрых намерений. Он находит, что Родзянко следовало бы лишить придворного мундира за то, что он не остановил этих негодяев, когда они в Думе говорили такие ужасные вещи и так инсинуировали. Он поручил Фредериксу сделать ему выговор, но старик не понял его и написал Родзянко, чтоб он в будущем не допускал ничего подобного. Не прикажешь ли лишить его придворного звания сейчас, либо при первом же случае, когда он вновь допустит что-либо затрагивающее тебя, ужасный человек!
Родзянко не был лишен придворного мундира, да это ничего бы и не изменило, скоро сама жизнь лишит их всех и чинов, и мундиров, и званий.
Что хотел сказать “Миша-дурак” тем, что он и Георгий получили знаки отличия от Джорджи “за мое изобретение, что меня очень обрадовало”?
Наш Друг очень недоволен браком Ольги. — Он находит, что это было нехорошо по отношению к тебе и что это не принесет ей счастья. Ах, Господи, я тоже невыразимо жалею об этом ее поступке (хотя понимаю ее вполне естественное стремление к личному счастью).
А вот на самом деле второй брак Ольги, сестры Императора Николая 2, был счастливым и удачным, так что не угадали. И вреда он никакого никому не принес.
Как жила сестра и дочь Императоров после революции оставшись в России?
Прощай, любимый. Благослови тебя Бог! Осыпаю тебя нежными поцелуями.
Навеки твоя старая
Солнышко (Мама).
Фотографии раскрашены мной. 👍Моя группа ВКонтакте История России в цвете, Телеграм-канал https://t.me/history_incolor