На сегодняшний день, специалисты по управлению персоналом используют самые разнообразные технологии во всех аспектах своей работы. Каждый процесс, от найма до увольнения, включает в себя определенные методы для достижения максимальной эффективности компании.
Подбор кадров
На этом этапе используются различные подходы:
Автоматизация рекрутинга
Специальная программа для автоматизации функции подбора персонала, основана на базе данных соискателей ATS-Applicant Tracking System. Ее основная задача - провести претендентов через все этапы подбора персонала, начиная с регистрации их резюме в базе данных и заканчивая подписанием документа, с перечислением основных условий, которые организация предлагает кандидатам.
Основные функции ATS:
- Работа с базой вакансий
- Работа с базой резюме
- Коммуникации с кандидатами (настраиваемые образцы писем, составление графика встреч и телефонных собеседований)
- Сбор статистических данных
Например, в компания «Лонмади» (официальный поставщик строительной техники от ведущих машиностроительных заводов; на территории России 46 региональных представительств; в штате более 1 000 сотрудников), благодаря ATS Potok ускорился процесс подбора работников.
Небольшой рекрутинговой службе необходимо было создать единую базу данных кандидатов и упростить процесс подбора персонала. Для решения этой задачи была внедрена система ATS. В результате резюме стали обрабатываться в пять раз быстрее, за год было закрыто 350 вакансий путем выборочного отбора, срок закрытия вакансии сократился в два раза, а в единую базу данных кандидатов было добавлено 16800 резюме.
Все действия по подбору персонала в «Лонмади» до автоматизации, осуществлялись вручную: от заполнения бланк-заявки на подбор, до предложения об условиях труда. Вся информация хранилась в различных таблицах и папках. В итоге данные о кандидате не сохранялись, и было сложно определить текущий статус по каждому отклику. Всё это замедляло процесс подбора, и наносило удар по репутации фирмы.
После внедрения ATS Potok в рекрутменте используют следующий регламент:
- В ATS руководитель создает заявку на подбор, и вносит основные требования к кандидату в специально разработанную форму;
- Рекрутер получает заявку и передает ее дальше на очередной этап воронки подбора;
- Вакансия размещается на работных сайтах в той местности, где требуются работники;
- В ATS поступают отклики от соискателей с пометкой о ресурсе;
- Прямо внутри ATS в формате единого окна рекрутер проводит всю работу с претендентами: переписывается с кандидатами в мессенджерах и по почте, делает заметки, договаривается о встречах и добавляет в общую базу подходящих кандидатур;
- В случае успешного финального собеседования, автоматически на почту кандидат получает анкету для службы безопасности, условия работы, а далее и тренинг- “добро пожаловать”. Таким образом ATS помогает автоматизировать еще и начальный период адаптации нового работника в коллективе.
Большое значение в ATS уделяется аналитике. Программа предоставляет данные: сколько потребовалось времени, чтобы закрыть вакансию; насколько эффективна воронка подбора, продуктивны те или иные источники привлечения соискателей. На основе этой информации можно определить проблемные участки в подборе персонала и разработать план действий для повышения показателей.
ATS Potok позволяет мониторить предлагаемую зарплату и условия конкурентов, что дает возможность при точечном подборе более эффективно привлекать квалифицированных специалистов.
Удаленный подбор сотрудников
Если грамотно организовать данный процесс можно получить много плюсов:
- Удобный способ найма на работу сотрудника буквально из любой точки мира.
- На собеседование тратится меньше времени.
- Собеседование на удаленке, незаменимо для оперативного проведения начального отбора.
Рекрутинг в социальных сетях
На сегодня часто используемый способ поиска работников через платформы социальных сетей.
Адаптация
Процесс приспособления нового сотрудника к содержанию и условиям трудовой деятельности. Кадровая служба должна содействовать быстрой адаптации нового работника, для чего использует следующие методы:
Тренинги
Данная форма обучения является важным аспектом в процессе адаптации новичка, так как позволяет включить сотрудника в работу с минимальными затратами времени и усилий.
Ознакомительные экскурсии
Могут помочь быстрее акклиматизироваться. Помогают сориентироваться где размещаются те или иные подразделения, кто что делает и к кому можно адресовать вопросы.
Мотивация
Один из способов, который побуждает работников трудиться эффективнее.
Любые идеи заслуживают внимания
В каждой компании всегда есть ресурсы для роста и те организации, которые хотят что-то улучшить, с большим вниманием относятся к любым новым предложениям сотрудников.
Кто-то приносит свежую идею, ее тут же обсуждают, затем передают профильному отделу и уже всей командой доводят до уровня нового проекта.
Оценка работы друг друга
Например, сотрудник раз в месяц имеет право вручить коллеге 500 виртуальных рублей за положительный поступок, дружелюбие и т.д.. Если человек никому не отдал деньги, они сгорают. В конце года компания выдает каждому сотруднику накопленную им сумму настоящими купюрами.
Еженедельно руководитель беседует с каждым подчиненным
Часто случается, что новый сотрудник на испытательном сроке человек не оправдывает надежды руководителя, вследствии чего его увольняют, хотя он не понимает, что делал не так и почему ему об этом не сообщили. Чтобы свести к минимуму недопонимания и снизить текучесть кадров, руководитель проводит индивидуальные часовые встречи со своими подчиненными раз в неделю, чтобы выяснить, чем они недовольны, укладывается ли подчиненный в запланированный график, в каких вопросах нужна поддержка. Это связано с тем, что главная задача руководителя - вдохновлять сотрудников на труд.
Оценка персонала
Метод каллиграфического почерка
Каллиграфичность обычного почерка — это четкое следование стандарту.
Подавление индивидуальности присутствует при чрезмерной каллиграфичности.
У человека с таким почерком сильными сторонами являются: ориентация на качество, ответственность, нацеленность на результат и тактическое планирование. Но при этом у таких людей сниженный уровень адаптивности, нехватка инновационного, коммерческого и системного мышления.
Поэтому претендента с таким почерком на руководящие должности брать не стоит.
В данном методе используется заключение графолога для оценки соответствия работника занимаемой должности.
Ассессмент-центр
Этот метод основан на наблюдении специально обученных асессоров (оценщиков) за поведением сотрудников при выполнении ими различных заданий. Каждый ассессмент-центр включает ряд процедур, которые разрабатываются с учетом требований, предъявляемых к сотрудникам. Важная составляющая этого метода - измерение.
Деловые игры
Отличный способ изучить методы работы команды и освоить стратегии, помогающие быстро устранять любые препятствия, возникающие на пути к общей цели. В результате управление командой становится намного проще.
Деловые игры в основном направлены на оценку определенных качеств и умений.
Обучение
В рамках этого процесса кадровыми службами могут проводиться:
Деловые завтраки с руководящим составом
Бизнес-идеи лучше обсуждать напрямую с руководством — так больше шансов, что они будут воплощены в жизнь. Примерно за одну-две недели до завтрака объявляется тема, чтобы могли прийти все, кому есть что по ней сказать или спросить у коллег и руководства (завтраки оплачивает компания).
Встречи с предпринимателями, которые заработали миллионы
Особенно интересно, когда человек заработал миллион с помощью простой идеи. Такие встречи всегда помогают по-новому взглянуть на очевидные вещи.
Мастер-классы профессионалов
Представители различных профессий, с удовольствием делятся своими секретами, что их вдохновляет и почему у них такая повышенная работоспособность.
Библиотечная база знаний
Меняются нормативы, требования к работе и государственные стандарты. Эти знания помогают в ежедневном рабочем процессе, при создании проектов и обучении новых членов трудового коллектива. Успех библиотеки всецело зависит от сотрудников, которые и обладают всей необходимой базой знаний. В любой организации может возникнуть ситуация, когда все знания сосредоточены исключительно в головах сотрудников. Чтобы исключить данную проблему необходимо иметь базу знаний, которой смогут пользоваться все работники. Это справочная информация, описывающая всю деятельность компании и реализуемые в ней продукты/услуги/проекты/:
- различные документы;
- прайс-листы;
- образцы проектов;
- должностные инструкции;
- специализированная литература;
- регламенты;
- справочник сотрудников с их контактами;
- индивидуальные карточки знаний сотрудников;
- полезные ссылки.
Современных методов по управлению персоналом много и только профессиональный HR-специалист знает, где и когда применить тот или иной способ, который сможет положительно повлиять на динамику развития и реализацию бизнес-целей компании.