Найти тему
Лунные истории

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ «АПОЛЛОН X»

Оглавление

Полет космического корабля «Аполлон X» проходил с 18 по 26 мая 1969 г. Экипаж корабля: Томас Стаффорд (командир), Джон Янг (пилот основного блока) и Юджин Сернан (пилот лун­ной кабины). Корабль включал в себя основной блок (образец 106) и лунную кабину (образец LM-4). Для основного блока ко­рабля «Аполлон X» было выбрано название «Чарли Браун», для лунной кабины — «Снупи» (оба — персонажи популярной серии комиксов). Вес корабля 42,9 т (отсек экипажа 5,6 т, двигательный отсек 23,3 т, лунная кабина 14,0 т). Для запуска использовалась ракета-носитель «Сатурн V» AS-505. Цель полета, относящегося к этапу F, — комплексные испытания корабля (основной блок и лун­ная кабина) на селеноцентрической орбите. Полет корабля «Апол­лон X» должен был служить «генеральной репетицией» перед по­летом корабля «Аполлон XI», при котором предполагали выпол­нить целевую задачу программы «Аполлон»— высадить экспеди­цию на Луну (этап G).

Программа полета корабля «Аполлон X» предусматривала проведение всех операций, которые предстояло осуществить при полете этапа G, за исключением завершающего этапа посадки на Луну, пребывания на Луне и старта с Луны. Длительность полета корабля «Аполлон X» (8 суток) была такой же, как предусматри­валась при полете этапа G.

С другой стороны, задачи корабля «Аполлон X» являлись свое­образным синтезом задач кораблей «Аполлон VIII» и «Апол­лон IX». Корабль «Аполлон VIII» был выведен на селеноцентри­ческую орбиту, но он не включал в свой состав лунной кабины. Корабль «Аполлон IX» включал в свой состав лунную кабину, но выводился на геоцентрическую орбиту. Что касается корабля «Аполлон X», то он выводился на селеноцентрическую орбиту и включал в свой состав лунную кабину.

Программа полета корабля «Аполлон X» была полностью выполнена.

ЗАДАЧИ ПОЛЕТА

Основными задачами полета корабля «Аполлон X» являлись:

1. Комплексные летные испытания основного блока и лунной кабины на селеноцентрической орбите с проведением всех опера­ций, необходимых для высадки космонавтов на Луне, за исключе­нием завершающего этапа посадки на Луну и старта с Луны. Ко­рабль должен был обращаться по селеноцентрической орбите 61,5 час, из которых 8,5 час падало на раздельный полет основного блока, пилотируемого космонавтом Янгом, и лунной кабины, пило­тируемой космонавтами Стаффордом и Сернаном. В процессе ав­тономного полета лунной кабине предстояло выйти на орбиту, обеспечивающую сближение с Луной до расстояния 15 км (в пери­селении) .

2. Визуальный осмотр из отсека экипажа с базовой орбиты (круговая орбита высотой 111 км) и из лунной кабины с эллипти­ческой орбиты (высота периселения 15 км) участка 2 в Море Спо­койствия, выбранного в, качестве основного для посадки лунной ка­бины космического корабля «Аполлон XI». Эллиптическая орбита отделившейся лунной кабины должна была проходить над участ­ком 2, центр которого имеет селенографические координаты 0°45' с. ш. и 23°37' в. д. Во время прохода лунной кабины корабля «Аполлон X» над участком 2 угол возвышения Солнца над горизонтом должен быть таким же (~10°), какой предусмат­ривался при посадке на этом участке лунной кабины космического корабля «Аполлон XI». Одной из важнейших задач космонавтов корабля «Аполлон X» была регистрация ориентиров в районе участка посадки и уточнение характера подхода к участку.

3. Отработка навигации на селеноцентрической орбите с уче­том возмущений этой орбиты под влиянием аномалий гравитаци­онного поля Луны. Эти аномалии были обнаружены при полетах по селеноцентрическим орбитам автоматических аппаратов «Лунар Орбитер» и корабля «Аполлон VIII». Кратковременный (20 час) полет по селеноцентрической орбите космического корабля «Апол­лон VIII» не позволил получить достаточно полных сведений об этих аномалиях. Не располагая такими сведениями, нельзя было точно рассчитать траекторию отделившейся лунной кабины, кото­рой предстоит совершить посадку на Луну. Первоначально пред­полагалось, что корабль «Аполлон X» будет обращаться по селе­ноцентрической орбите двое суток, затем было принято решение продлить этот срок еще на одни сутки, чтоб более полно исследо­вать аномалии гравитационного поля.

4. Испытания радиолокатора, обеспечивающего встречу на ор­бите, при полете лунной кабины на расстоянии до 560 км от основ­ного блока (максимальное расчетное удаление лунной кабины от основного блока при маневрах по сближению после старта с Лу­ны). Испытания этого радиолокатора при полете корабля «Апол­лон IX» производились на расстоянии до 175 км, поскольку на большее расстояние лунная кабина от основного блока не удаля­лась. Кроме того, при раздельном полете основного блока и лун­ной кабины корабля «Аполлон X» должны были проводиться ис­пытания запасного устройства для обеспечения встречи (дально­мер, работающий в диапазоне метровых волн и установленный в отсеке экипажа). Корабль «Аполлон X» был первым, на котором был установлен такой дальномер.

5. Испытания радиолокатора, обеспечивающего посадку на Луну. Радиолокатор, установленный на посадочной ступени лун­ной кабины корабля «Аполлон X», несколько отличался oт штат­ного радиолокатора, который должен применяться при посадке на Луну. Штатный радиолокатор начинает работать, когда лунная ка­бина сблизится с Луной на ~10 км. Поскольку максимальное сближение с Луной для лунной кабины корабля «Аполлон X» пре­дусматривалось порядка 15 км, то дальность действия образца ра­диолокатора на этой лунной кабине была повышена.

6. Фото- и киносъемка Луны и Земли из основного блока и лунной кабины; съемка последней ступени ракеты-носителя (с лун­ной кабиной и без нее) во время маневра по перестроению отсе­ков; съемка основного блока и лунной кабины во время группового полета после расстыковки и перед стыковкой на селеноцентричес­кой орбите; съемка операций, проводимых космонавтами в кораб­ле, например, надевания скафандров и перехода через внутренние туннели лазы из отсека экипажа в лунную кабину и обратно. Осо­бое значение придавалось съемке участка 2 с эллиптической орби­ты (при этом предполагали зарегистрировать камни размером от 1,5 м) и подходов к этому участку, получению стереоскопи­ческих фотоснимков некоторых элементов лунного рельефа с ба­зовой селеноцентрической орбиты, а также киносъемке поверхно­сти Луны, ориентиров на поверхности на фоне звездного неба и лунного горизонта на фоне звездного неба (при этом кинокамера должна была подсоединяться к оптической системе секстанта, входящего в систему наведения и навигации основного блока).

На корабле «Аполлон X» находились две фотокамеры Hasselblad с телеобъективом и две кинокамеры Maurer. Одна фо­токамера находилась в отсеке экипажа, вторая — в лунной каби­не. После эксперимента по автономному полету лунной кабины вто­рая фотокамера тоже была перенесена в отсек экипажа. Одна ки­нокамера была смонтирована в отсеке экипажа на специальном кронштейне и снабжена прицельным приспособлением, удлинитель­ным кабелем питания и приставкой, позволяющей подсоединять камеру к оптической системе секстанта. Вторая кинокамера была в лунной кабине. На борту находились две кассеты с цветной и четыре кассеты с черно-белой пленкой для фотокамер, а также во­семь кассет с цветной кинопленкой для съемки через окно и четы­ре кассеты с цветной кинопленкой для съемки внутри корабля. В каждой кассете 42,7 м кинопленки. Кроме того, на борту находились образцы пленки, которую предполагают использовать при астрономических наблюдениях на станции «Скайлэб», чтобы установить, не повлияет ли на эту пленку прохождение через пояс радиации.

7. Проведение 11 сеансов цветного и черно-белого телевиде­ния, соответственно с помощью камеры фирмы Westinghouse Electric и камеры фирмы RCA (общая длительность сеансов около 3 час).

РАСЧЕТНАЯ ПРОГРАММА ПОЛЕТА

Согласно расчетной программе, ракета-носитель «Сатурн V» AS-505 с космическим кораблем «Аполлон X» запускается со стар­тового комплекса № 39 на мысе Кеннеди 18 мая 1969 г. в 16 час 49 мин1 Окно для запуска 18 мая продолжалось до 20 час 35 мин. Окна были также 20, 23, 24 и 25 мая, а затем только в середине июня 1969 г. Окно 18 мая было основным, поскольку оно обеспечи­вало заданный угол возвышения Солнца над горизонтом при наблюдениях и съемке основного потенциального участка посадки первой лунной экспедиции (участок № 2 в Море Спокойствия). При запуске в остальные упомянутые «окна» в мае 1969 г. произво­дилась бы съемка запасных потенциальных участков посадки на Луне.

Расчетная программа предстартовой подготовки корабля «Аполлон X», выведения на начальную геоцентрическую орбиту, перехода на траекторию полета к Луне, полета по трассе «Земля— Луна», перехода на начальную селеноцентрическую орбиту и кор­рекции этой орбиты соответствовала типовой программе, изложен­ной выше.

Расстыковка лунной кабины и основного блока корабля «Апол­лон X» производится на 12-м витке корабля по селеноцентрической орбите в Т+98 час 10 мин.

На борту отделившейся лунной кабины корабля «Аполлон X» находятся космонавты Стаффорд и Сернан, в основном блоке оста­ется космонавт Янг. В течение 25 мин два аппарата совершают групповой полет на расстоянии нескольких метров друг от друга. Стаффорд поворачивает кабину, чтобы Янг мог произвести ее визуальный осмотр со всех сторон и установить, не была ли она повреждена при расстыковке и полностью ли развернулось поса­дочное шасси. В Т+98 час 35 мин 16 сек Янг включает на 6,9 сек вспомогательные двигатели основного блока для обеспечения уво­да его от лунной кабины. Приращение скорости основного блока составляет 0,76 м/сек. Он удаляется от лунной кабины на 3,3 км по горизонтали и на 1 км по высоте.

В Т + 99 час 33 мин 59 сек включается двигатель посадочной ступени лунной кабины и обеспечивает ее перевод на эллиптиче­скую селеноцентрическую орбиту с высотой периселения 15 км и высотой апоселения 111 км. Двигатель ра­ботает в течение 15 сек на 10% полной тяги и еще 13 сек на 40% полной тяги (полная тяга двигателя 4,5 т). Он обеспечивает при­ращение скорости 21,6 м/сек. За 600 сек до прохождения лунной кабиной периселения космонавты начинают изме­нять ориентацию лунной кабины, имитируя изменения ориентации на конечном участке торможения при посадке на Луну. В этот пе­риод проводятся испытания радиолокатора, обеспечивающего по­садку на Луну, а также ведутся визуальное наблюдение и съемка подходов к участку 2 и самого этого участка. Периселений орбиты должен быть расположен таким образом, чтобы обеспечить наи­лучшие условия наблюдения.

При всех последующих маневрах лунной кабины во время ав­тономного полета космонавт Янг в основном блоке находится в го­товности совершить маневр «зеркального отображения», если оче­редной маневр лунной кабины по какой-либо причине не удастся.

В Т+100 час 46 мин 21 сек, примерно через 10 мин после про­хождения лунной кабиной периселения, снова включается двига­тель посадочной ступени, который работает 26 сек на 10% полной тяги и 17 сек на 100% полной тяги, сообщает приращение скорости 59 м/сек и переводит лунную кабину на эллиптическую орбиту с высотой периселения 18,3 км и высотой апоселения 360 км. Этот маневр называется «маневром фазирования», он дол­жен обеспечить выход взлетной ступени лунной кабины в исход­ное положение для сближения. До маневра «фазирования» основ­ной блок находится позади лунной кабины. В результате этого ма­невра она отстает от основного блока и в момент начала маневров по сближению находится на расстоянии 500 км позади него.

Переход лунной кабины на эллиптическую орбиту с высотой переселения 15 км и высотой апоселения 111 км
Переход лунной кабины на эллиптическую орбиту с высотой переселения 15 км и высотой апоселения 111 км
Прохождение лунной кабиной периселения и пролет над основным потенциальным участком посадки (участок 2)
Прохождение лунной кабиной периселения и пролет над основным потенциальным участком посадки (участок 2)

Перед началом маневров по сближению производится разде­ление посадочной и взлетной ступеней лунной кабины, и отделив­шаяся взлетная ступень с помощью вспомогательных двигателей уводится от посадочной, после чего в Т+102 час 43 мин 18 сек начинаются маневры по сближению. Первый маневр по сближению предусматривает включение основного двигателя взлетной ступени (приращение скорости 63 м/сек) для перевода ее на орбиту с вы­сотой апоселения 83 км. Это включение имитирует включение дви­гателя при старте с поверхности Луны (при реальном старте продолжительность работы двигателя значительно больше), а все дальнейшие маневры полностью аналогичны маневрам, предусмот­ренным типовой программой.

Маневр "фазирования"
Маневр "фазирования"
Первый маневр для обеспечения сближения
Первый маневр для обеспечения сближения

Стыковка взлетной ступени лунной кабины корабля «Апол­лон X» с основным блоком производится в Т+106 час 20 мин. Ак­тивным при стыковке является основной блок, поскольку, как пока­зал опыт полета корабля «Аполлон IX», Солнце слепит космонавтов, находящихся во взлетной ступени. Общая продолжительность автономного полета лунной кабины 8 час 10 мин.

Стаффорд и Сернан переходят из взлетной ступени лунной ка­бины в отсек экипажа и переносят кассеты с отснятой пленкой. В Т+108 час 09 мин 24 сек взлетная ступень сбрасывается (над 90° в. д.). Основной блок с помощью вспомогательных двигателей, которые работают 5,6 сек и сообщают приращение скорости 0,6 м/сек, уводится от взлетной ступени, после чего в Т+108 час 38 мин 57 сек по команде с Земли включается основной двигатель взлетной ступени, который работает до полного израсходования топлива. Включение производится в периселении. Согласно расче­там, остаток топлива позволит сообщить ступени приращение ско­рости 1170 м/сек, и она перейдет на гелиоцентрическую орбиту.

Основной блок обращается по селеноцентрической орбите еще 29 час. Космонавты продолжают съемку Луны и наблюдение лун­ных ориентиров.

Перевод основного блока на траекторию полета к Земле про­изводится на 31-м витке в Т+137 час 20 мин 22. сек. Продолжи­тельность пребывания на селеноцентрической орбите 61,5 час.

Программа полета по трассе «Луна—Земля», входа в атмо­сферу и приводнения аналогична типовой программе. Расчетное место приводнения в Тихом океане к востоку от о-вов Самоа в точ­ке с координатами 15,11° ю. ш. и 165° з. д. В этот район высылает­ся авианосец «Принстон». Расчетная длительность полета 197 час 04 мин 47 сек.

ХОД ПРЕДСТАРТОВОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОЛЕТА КОРАБЛЯ «АПОЛЛОН X»

Корабль «Аполлон X» был запущен в расчетное время в 16 час 49 мин 18 мая ракетой-носителем «Сатурн V» AS-505 со стартовой площадки В комплекса № 39 на мысе Кеннеди.

Предстартовая подготовка, старт и выведение на геоцентрическую орбиту

27 апреля 1969 г., то есть за три недели до расчетного момента запуска ракеты-носителя «Сатурн V» AS-505 с космическим ко­раблем «Аполлон X», из заправленного бака первой ступени раке­ты (ракета-носитель с кораблем находилась на пусковом стенде с 11 марта 1969 г.) вытекло 19 тыс. л горючего. Произошло это по следующей причине. Операторы, готовившие ракету с кораблем к старту, устраняли течь в наземном оборудовании системы наддува. При этом по ошибке оператора или из-за неправильно составлен­ной инструкции была выключена система наддува бака с горючим. Клапаны, рассчитанные на определенное давление наддува, откры­лись, и из бака вытекла часть горючего. Образовавшееся в баке от­рицательное давление привело к некоторой деформации днища, на котором образовались 15—20-сантиметровые «морщины». После возобновления наддува «морщины» исчезли, но было опасение, что в днище при этом могли возникнуть трещины. Однако, визуаль­ный осмотр бака и дефектоскопия с помощью флюоресцирующих красок наличия трещин не показали. Несмотря на это, было реше­но провести дополнительно гидростатические испытания бака. Бак был заполнен топливом «до перелива» и давление наддува было доведено до 2,19 кг/см2 (нормальное давление наддува — 1,97 кг/см2). Гидростатические испытания прошли успешно.

В дальнейшем в ходе предстартовой подготовки никаких су­щественных осложнений не наблюдалось, и ракета-носитель «Са­турн V» AS-505 с космическим кораблем «Аполлон X» была запу­щена в расчетное время в 16 час 49 мин 18 мая 1969 г.

Последняя ступень с кораблем вышла на орбиту в Т + 713,3 сек (Т + 713 сек). На участке работы двигателя третьей ступени наблюдались колебания на частотах 17—19 гц, начавшиеся в Т+624 сек. Амплитуда колебаний достигала ±0,25 g.

Высота перигея орбиты 185 км, апогея 190 км (расчетная ор­бита круговая высотой 191 км). Наклонение орбиты соответствова­ло расчетному (32,5°).

Полет по геоцентрической орбите, второй старт, полет по трассе «Земля—Луна»

После выхода последней ступени с кораблем на начальную геоцентрическую орбиту космонавты в течение примерно двух ча­сов производили проверку бортовых систем, а затем начали гото­виться ко второму старту (перевод корабля на траекторию полета к Луне). После выхода корабля на геоцентрическую орбиту кос­монавты сняли перчатки и шлемы, но снова надели их перед вторым стартом. Двигатель последней ступени был включен для перевода корабля на траекторию полета к Луне над Австралией в Т + 2 час 33 мин 25 сек (Т+2 час 33 мин 26 сек), проработал 343 сек и со­общил приращение скорости лишь на 0,18 м/сек меньше расчетного (3065,6 м/сек). Ступень с кораблем вышла на траекторию полета к Луне. По докладу командира корабля Стаффорда, примерно на 270-й секунде работы двигателя наблюдались колебания на частоте 20 гц (амплитуда менее ±0,1 g), то есть примерно на той же час­тоте, что и при первом включении этого двигателя на участке вы­ведения на геоцентрическую орбиту.

Перестроение отсеков началось в Т+3 час 3 мин 48 сек (Т + 3 час), когда последняя ступень с кораблем находилась на удалении ~3000 км от Земли. Во время маневра по перестроению космонавты провели плановый сеанс цветного телевидения. Янг, управлявший основным блоком, отделил его от переходника, отвел на несколько метров, развернул на 180° и в Т+3 час 17 мин 47сек (Т+3 час 10 мин) пристыковал к лунной кабине. Маневр занял не­сколько больше времени, чем рассчитывали, поскольку Янг наме­ренно замедлил некоторые операции, чтобы сэкономить топливо вспомогательных двигателей основного блока.

После стыковки космонавты наполнили туннели-лазы кисло­родом из запасов основного блока. Стенки туннелей-лазов покры­ты теплозащитным материалом—2,5-сантиметровый слой стекло­ваты. Этот слой закрыт облицовкой из алюминиевого сплава. При наполнении туннелей-лазов кислородом струя газа под давлением 0,35 кг/см2, по-видимому, попала на деформировавшуюся облицовку и та частично отслоилась.

Частицы стекловаты распространились по туннелям-лазам, а затем попали в кабины космонавтов в отсеке экипажа и во взлет­ной ступени лунной кабины. Частицы проникали в дыхательные пути и под комбинезоны, вызывая кашель, чихание и кожный зуд. Опасались, что эти частицы могут засорить клапаны, а также шланги подачи кислорода в скафандры, когда эти шланги не под­соединены к скафандрам.

В Т+3 час 56 мин 24 сек (Т+4 час 09 мин) корабль (основной блок + лунная кабина) отделился от последней ступени. Общий вес отделившегося корабля составлял 42761 кг. Затем Янг включил маршевый двигатель для обеспечения увода корабля на безопасное расстояние от последней ступени перед сливом компонентов топ­лива через двигатель ступени. В результате полученного прираще­ния скорости (6 м/сек) корабль отошел от ступени на 300 м вперед по полету и на 120 м в сторону. Сначала был произведен слив жид­кого кислорода в течение 8 сек, а спустя 100 сек — жидкого водо­рода (в течение 50 сек). Слив обеспечил приращение скорости ступени (38 м/сек), и она, пройдя в Т+ 78 час 50 мин на расстоянии 3150 км от Луны, под влиянием лунного притяжения перешла, как и предусматривалось, на гелиоцентрическую орбиту.

Примерно в Т +12 час космонавты сняли скафандры и надели на нательное белье легкие комбинезоны.

На трассе «Земля—Луна» космонавты провели все плановые и несколько внеплановых (например в Т+4 час и Т+5 час) сеан­сов цветного телевидения.

Траектория полета корабля к Луне была настолько близка к расчетной, что от трех из четырех возможных коррекций отказа­лись (при полете по трассе «Земля—Луна» корабля «Апол­лон VIII» отказались от двух из четырех возможных коррекций).

Единственная коррекция была произведена в момент, отведенный для коррекции № 2: в Т+ 26 час 32 мин 56 сек, когда корабль на­ходился на расстоянии ~ 200 000 км от Земли. Маршевый двига­тель был включен на 7 сек и обеспечил увеличение скорости на 14,9 м/сек. До коррекции корабль двигался по траекто­рии, обеспечивавшей облет Луны на расстоянии 536 км. Коррек­ция уменьшила эту величину до 112,5 км (расчетное значение 111 км). Кроме того, коррекция, при которой вектор тяги состав­лял угол 6° с плоскостью траектории, обеспечила выход корабля на селеноцентрическую орбиту с заданным наклонением. Отказ от трех коррекций привел к тому, что корабль достиг точки, где долж­но производиться включение маршевого двигателя на торможение для перевода на селеноцентрическую орбиту на ~ 10 мин позже, чем было рассчитано.

В первую половину полета по трассе «Земля—Луна» для обес­печения равномерного нагрева Солнцем всех участков корпуса при­менялся тот же режим, что при полете корабля «Аполлон VIII». Корабль был ориентирован так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна направлению на Солнце, и закручен относитель­но этой оси со скоростью 0,1 град/сек (1 об/час), причем ориента­ция продольной оси выдерживалась с точностью ±20° по тангажу и рысканию. При таком режиме корабль все время стремился раз­вернуться по рысканию, и вспомогательные двигатели включались очень часто, чтобы удерживать продольную ось в заданном поло­жении. Частое включение двигателей, во-первых, нарушало сон космонавтов, а, во-вторых, приводило к лишним затратам топлива, что очень беспокоило экипаж, хотя руководители полета считали перерасход незначительным. Во второй половине полета по трассе «Земля—Луна» был принят другой режим. Корабль был закручен со скоростью 0,3 град/сек (3 об/час), причем ориентация продоль­ной оси выдерживалась с точностью ±30°. В таком режиме в тече­ние 30 час вовсе не потребовалось включения вспомогательных двигателей для удержания продольной оси в заданном положении. Это объясняли тем, что при большей скорости вращения не возни­кало момента относительно оси рыскания.

Переход на селеноцентрическую орбиту, обращение по ней
и переход на траекторию полета к Земле

Маршевый двигатель был включен на торможение для обес­печения перевода с траектории полета к Луне на селеноцентричес­кую орбиту на расстоянии 165 км (165 км) от поверхности Луны в Т+75 час 55 мин 53 сек (Т+75 час 45 мин 43 сек). В момент включения двигателя вес корабля составлял 42 311 кг, в момент выключения 31 522 кг. Двигатель проработал 356 сек (354 сек) и обеспечил приращение скорости 908,9 м/сек (906,4 м/сек). Корабль перешел на начальную эллиптическую селеноцентрическую орбиту с высотой периселения 109 км (111 км) и высотой апоселения 313 км (315 км). Наклонение 1,2°. За 3 сек до включения двигате­ля пульс Стаффорда поднялся до 120, через 17 сек после включе­ния — до 123, через 37 сек упал до 120 и через 47 сек до 95 ударов в минуту. Нормальный пульс Стаффорда 66 ударов в минуту. Для Сернана эти величины составляли соответственно 91, 85, 74 и 70 (нормальный пульс 60) и для Янга — 94, 98, 93 и 86 (нормальный пульс 62). В 7 + 80 час 25 мин 07 сек (7+80 час 10 мин 45 сек) маршевый двигатель был включен снова для перевода корабля на круговую орбиту высотой 111 км. Двигатель проработал 14 сек (14,4 сек)у обеспечил приращение скорости 42,4 м/сек (~42 м/сек) и перевел корабль на орбиту с высотой периселения 108,5 км и вы­сотой апоселения 113,8 км. После этого включения вес корабля составлял 31003 кг.

В Т+82 час (Т + 81 час 45 мин) Сернан, а за ним Стаффорд перешли из отсека экипажа в лунную кабину и в течение ~2 час производили проверку бортовых систем, после чего возвратились в отсек экипажа. Проверка показала исправность систем, и космо­навты получили разрешение провести главный эксперимент данно­го полета, предусматривающий отделение лунной кабины и сбли­жение ее с Луной на 15 км с целью имитации основных маневров (кроме собственно посадки) этапа G, а также с целью визуально­го наблюдения и съемки выбранного основного потенциального места посадки (участок 2) и подходов к нему.

В Т+94 час 31 мин (Т + 94 час) Сернан без скафандра пере­шел в лунную кабину и начал завершающую проверку бортовых систем. Через некоторое время к нему присоединился Стаффорд (в скафандре), и космонавты стали готовить лунную кабину к ав­тономному полету. Несколько позже Сернан вернулся в отсек эки­пажа, надел скафандр и в Т+95 час 07 мин окончательно перешел в лунную кабину. Расстыковка лунной кабины с космонавтами Стаффордом и Сернаном на борту и основного блока, в котором оставался космонавт Янг, была произведена над невидимой сторо­ной Луны на 12-м витке вокруг Луны в Т+98 час 22 мин (Т + 98 час 10 мин). Незадолго перед расчетным моментом проведе­ния этого маневра отказал клапан, обеспечивающий стравливание давления в туннелях-лазах (перед расстыковкой давление должно быть стравлено, иначе может произойти разрушение конструкции под действием ударной волны). Пришлось стравить давление че­рез разгерметизированную кабину космонавтов на взлетной сту­пени. Выход из строя клапана затруднил также проверку герме­тичности люков, ведущих в туннели-лазы из отсека экипажа и из кабины космонавтов на взлетной ступени. Перепад давлений, не­обходимый для проверки герметичности, пришлось обеспечить не путем стравливания давления в туннелях-лазах, как планировалось, а путем стравливания давления в отсеке экипажа и в кабине космонавтов на взлетной ступени. Перед расстыковкой возникла еще одна неисправность. При включении двигателей системы ори­ентации лункой кабины с целью их проверки, вследствие того, что давление в туннелях-лазах не было стравлено, произошло смеще­ние на 3° углового положения основного блока относительно лун­ной кабины. Само это смещение было неопасным (допустимо сме­щение до 6°; при большем смещении захваты во время расстыков­ки могут быть повреждены), однако ввиду рассогласования угло­вого положения основного блока и лунной кабины пришлось от­ложить до периода группового полета ввод данных из системы на­ведения основного блока в основную и аварийную системы наведе­ния лунной кабины. Кроме того, было решено отказаться от дальнейших испытаний двигателей системы ориентации лунной ка­бины, поскольку при этом угловое смещение основного блока от­носительно лунной кабины могло превысить предельно допустимую величину 6°.

Когда разделившиеся основной блок и лунная кабина появи­лись из-за Луны и связь с ними восстановилась, Янг сообщил, что они совершают групповой полет на расстоянии 9—12 м. Групповой полет продолжался 25 мин. Вначале основной блок находился по­зади лунной кабины в той же плоскости, отсек экипажа был обра­щен к Луне (угол к горизонту 13,3°). Такая ориентация была не­обходима для введения данных из системы наведения основного блока в основную и аварийную системы наведения лунной кабины. Затем Янг повернул основной блок на 180° относительно продоль­ной оси, чтобы Солнце не светило прямо в окна. Стаффорд и Сернан при этом провели визуальный осмотр и фотографирование ос­новного блока. Затем Стаффорд развернул лунную кабину по рыс­канию на 120° и но тангажу на 90°, чтобы Янг мог произвести ви­зуальный осмотр и фотографирование лунной кабины. Особое вни­мание Янг должен был обратить на состояние теплозащитного по­крытия сопла двигателя посадочной ступени, а также удостове­риться в том, что стойки посадочного шасси развернулись пол­ностью. Затем Стаффорд медленно (2 град/сек) провернул лунную кабину на 360° относительно оси рыскания, чтобы Янг мог провес­ти ее окончательный осмотр. В период группового полета Янг про­вел сеанс цветного телевидения, показывая лунную кабину.

В Т + 98 час 47 мин 16 сек (Т + 98 час 35 мин 16 сек) Янг включил вспомогательные двигатели основного блока на 6 сек для увода его от лунной кабины. Приращение скорости составило 0,76 м/сек (0,76 м/сек), и основной блок перешел на орбиту с вы­сотой периселения 107 км и высотой апоселения 115 км. В этот мо­мент и основной блок, и лунная кабина ориентировались таким об­разом, чтобы остронаправленные антенны были обращены к Зем­ле, секстант в отсеке экипажа имел в поле зрения лунную кабину, а радиолокатор лунной кабины, обеспечивающий встречу на орби­те, непрерывно получал сигналы от радиолокационного приемоот­ветчика на основном блоке. В течение примерно полувитка прово­дились испытания этого радиолокатора. Включение радиолокаци­онного приемоответчика основного блока удалось только со вто­рой попытки. При первой попытке не сработала система подвода питания. Наземный оператор быстро установил, что Янг не пере­ключил соответствующий тумблер.

В Т+99 час 46 мин (Т+99 час 33 мин 59 сек), когда лунная кабина и основной блок находились над невидимой стороной Лу­ны, был включен двигатель посадочной «ступени лунной кабины для обеспечения ее перехода на эллиптическую орбиту с высотой пери­селения 15 км. Двигатель проработал 15 сек (15 сек) на 10% пол­ной тяги и еще 13 сек (13 сек) на 40% полной тяги. Приращение скорости составило 21,6 м/сек (21,6 м/сек). Заданный расход топ­лива был выдержан с точностью 0,1%. В результате лунная каби­на перешла на орбиту с высотой периселения 14,3 ±0,2 км и вы­сотой апоселения 113,2 км. Угловое расстояние периселения от участка 2 составляло 15°. Янг мог следить за полетом лунной ка­бины до высоты 22,5 км, пока ему не пришлось изменить ориента­цию своего корабля, готовясь к «маневру зеркального отображе­ния», и лунная кабина оказалась вне поля зрения.

При подходе к периселению и при прохождении периселения были успешно проведены испытания радиолокатора, обеспечиваю­щего посадку на Луну. Испытания проводились в течение 24 мин (по плану—13 мин). Радиолокатор начал измерения при сближе­нии с Луной на 23 км и работал вплоть до достижения периселе­ния (14,3 км). При испытаниях проектная точность прибора была превышена. Космонавты провели визуальное наблюдение подходов к участку посадки и самого участка, который они наблюдали в те­чение 6 мин, двигаясь относительно Луны со скоростью 1,65 км/сек. Под влиянием гравитационных аномалий, которые нельзя было предсказать на основе использовавшейся модели гравитационного поля Луны, орбита корабля, а затем орбита отделившейся лунной кабины сместилась. Она прошла не над центром участка, а в 6 — 8 км к югу от него. Указанные возмущения орбиты были значи­тельными: за каждый час наклонение уменьшалось на 0,01°. Стаффорд сообщил, что для по­садки подходит всего 25—30% площади участка, но посадка воз­можна, если на лунной кабине достаточно топлива для горизон­тального перемещения над Луной на небольшой высоте в поисках подходящей площадки. Съемка участка при сближении с ним не удалась вследствие выхода из строя камер. Отмечается плохая связь между лунной кабиной и Землей во время сближения каби­ны с Луной.

В Т + 100 час 58 мин (Т+100 час 46 мин 21 сек) через ~ 15 мин после прохождения периселения, был снова включен двигатель по­садочной ступени для осуществления маневра «фазирования».

Предварительно на 7,5 сек были включены двигатели системы ориентации, чтобы сообщить лунной кабине некоторое ускорение и обеспечить подачу топлива в двигатель посадочной ступени. Этот двигатель проработал 26 сек (26 сек) на 10% полной тяги и 16 сек (17 сек) на 100% полной тяги. Приращение скорости составило 53,8 м/сек (59 м/сек), лунная кабина перешла на орбиту с высотой периселения 22 км (18,3 км) и высотой апоселения 359 км (360 км). Расход топлива для двигателя посадочной ступени был очень бли­зок к расчетному. Топливо для двигателей системы ориентации на взлетной ступени даже удалось сэкономить: в одной паре баков к этому моменту оставалось 92% первоначального запаса топлива, во второй паре баков — 82%. После маневра «фазирования» снова начались испытания радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите, который работал во взаимодействии с радиолокационным приемоответчиком основного блока.

На 14-м витке лунная кабина прошла периселений на высоте 22 км, после чего в Т+102 час 45 мин 00 сек было осуществлено (со второй попытки) отделение взлетной ступени от посадочной. Стаффорд включил вспомогательные двигатели взлетной ступени (приращение скорости 0,6 м/сек) для увода ее от посадочной пе­ред включением основного двигателя взлетной ступени. В этот мо­мент началось неожиданное вращение взлетной ступени, она раз­вернулась на 180° по крену и на 233° по тангажу. Стаффорд опа­сался, что гироскопы в основной системе наведения станут на упо­ры. В этом случае пришлось бы использовать аварийную систему наведения (аварийная система бесплатформенная, ее гироскопы жестко связаны с корпусом кабины, и ни при каком вращении ка­бины на упоры стать не могут). Стаффорд с помощью ручной си­стемы ориентации сумел стабилизировать взлетную ступень до то­го, как гироскопы стали на упоры. Вращение взлетной ступени объясняют тем, что неожиданно начала отрабатываться автомати­ческая программа радиолокационного поиска основного блока. Первоначально предполагали, что это произошло из-за того, что соответствующий тумблер при очередной проверке был оставлен в неправильном положении, поскольку в проверочной инструкции забыли предусмотреть его переключение. Позже было установлено, что тумблер не был оставлен в неправильном положении из-за упу­щения в проверочной инструкции, а был ошибочно установлен в неправильное положение космонавтами за несколько секунд до возникновения вращения при проверке скоростного гироскопа, да­вавшего неправильные показания о скорости движения относитель­но оси рыскания. Подчеркивается, что даже если бы космонавтам не удалось стабилизировать взлетную ступень, это произошло бы автоматически, но несколько позже, после того как радиолокатор, обеспечивающий встречу на орбите, захватил приемоответчик ос­новного блока. Взлетная ступень находилась на такой орбите, что падение на Луну ей не угрожало. Частота пульса Сернана во вре­мя этого эпизода подскочила до 129 ударов в минуту, он был очень взволнован и несколько раз крикнул Стаффорду, чтобы тот немедленно переходил на аварийную систему наведения.

Стабилизировав взлетную ступень, Стаффорд в Т + 102 час 55 мин 01 сек (Т +102 час 43 мин 18 сек) начал маневры по сбли­жению взлетной ступени с основным блоком, включив основной двигатель взлетной ступени на 15 сек (это включение имитирует включение двигателя при старте с поверхности Луны). В период работы двигателя Стаффорд ориентировал взлетную ступень та­ким образом, чтобы продольная ось составляла с местной верти­калью угол 65,6°, а сопло двигателя было обращено вперед по по­лету. В результате этого включения высота апоселения орбиты бы­ла уменьшена до 86,4 км (83 км). Отмечается, что исходные дан­ные для дальнейших маневров по сближению, рассчитанные кос­монавтами на борту, находились в очень хорошем согласии с дан­ными, рассчитанными на Земле. Отмечается также, что предыду­щие маневры проводились настолько точно, что компланарность орбит взлетной ступени и основного блока нарушена не была и корректировать наклонение орбиты взлетной ступени не потребо­валось.

В апоселении новой орбиты взлетная ступень оказалась на 26,2 км (27,8 км) ниже основного блока и на 274 км (272 км) по­зади него. В этот момент, в Т+103 час 45 мин (103 час 33 мин 46 сек) были включены на 27,3 сек двигатели системы ориентации взлетной ступени, которые обеспечили приращение скорости 13,8 м/сек (15,3 м/сек) для перевода взлетной ступени на круго­вую орбиту высотой 83 км (первый маневр для перевода на «ко- эллиптическую орбиту»). Ступень вышла на орбиту с высотой периселения 77,3 км и высотой апоселения 87,3 км.

Следующий маневр в Т+104 час 44 мин (Т+104 час 31 мин 42 сек) обеспечил перевод взлетной ступени на орбиту, «ко-эллиптическую» орбите основного блока с разницей по высоте 27,8 км (27,8 км). Отмечается совпадение до десятых долей километра ре­зультатов измерений дальности, проводившихся космонавтами в лунной кабине и космонавтом в основном блоке во время обраще­ния по «ко-эллиптичееким» орбитам. Измеритель дальности на ос­новном блоке хорошо работал на расстоянии свыше 550 км. Проб­лесковый огонь на основном блоке космонавты лунной кабины за­секли только после сближения на 77 км.

Первый маневр на завершающем этапе сближения был произ­веден в Т+105 час 22 мин 55 сек (Т+105 час 09 мин). При этом двигатели системы ориентации взлетной Ступени проработали 15 сек и обеспечили приращение скорости 8,8 м/сек (7,5 м/ceк), используя, как и предусматривалось, топливо, перепускаемое из баков основного двигателя. Импульс давался по линии визирова­ния, которая составляла угол 26,0° (26,6°) к горизонту. Выравни­вание скоростей было произведено за Луной, и в зону видимости основной блок и лунная кабина на 16-м витке вошли уже в режи­ме группового полета на расстоянии нескольких метров друг от друга. Операции по сближению космонавты выполнили без всяких трудностей, хотя это считалось самым сложным этапом полета. Операцию по причаливанию и стыковке осуществил Янг в Т + 106 час 22 мин (Т+106 час 20 мин). Раздельный полет основно­го блока и лунной кабины продолжался примерно 8 час.

Стаффорд и Сернан перешли из взлетной ступени в отсек эки­пажа. Взлетная ступень была отделена. Перед этим космонавты перенесли в нее в мешках весь мусор, накопившийся в отсеке эки­пажа. После отделения ступени космонавты обеспечили увод основ­ного блока на безопасное расстояние, и по команде с Земли был включен двигатель взлетной ступени. При отделении ступени каби­на космонавтов на ней разгерметизировалась, заданная ориентация ступени не обеспечивалась, и в результате включения двигателя ступень перешла не на гелиоцентрическую орбиту, как планирова­лось, а лишь на несколько иную селеноцентрическую орбиту (вы­сота периселения 17 км, апоселения 216 км).

Основной блок после этого оставался на орбите в течение ~29 час. Космонавты наблюдали лунные ориентиры и вели съем­ку участков посадки, а также съемку интересных в научном отно­шении элементов лунного рельефа. С помощью телескопа и сек­станта удавалось с большей, чем ожидалось, точностью определять положение ориентиров на поверхности Луны относительно орбиты корабля. В момент, когда ориентир находился на пересечении ви­зирных рисок на объективе прибора, регистрировался угол поворо­та трубки, и на основании этого рассчитывалось положение ориен­тира. Космонавты легко обнаруживали ориентиры в областях Лу­ны, освещенных отраженным светом Земли. Они отмечали резкость терминатора между освещенными и неосвещенными Солнцем об­ластями Луны и размытость терминатора между областями, осве­щенными отраженным светом Земли, и совершенно неосвещенными областями. Цвет поверхности Луны им казался серовато-коричне­ватым.

Во время полета корабля «Аполлон X» более 175 астрономов в 34 странах мира вели наблюдение за Луной, стараясь зарегист­рировать такие явления, как пульсирующее свечение, возрастание яркости, изменение цвета и пр., чтобы затем сравнить свои наблю­дения с наблюдениями этих явлений космонавтами корабля «Апол­лон X» с близкого расстояния. Однако большинство подобных яв­лений наблюдалось в областях Луны, находившихся вне зоны ви­димости с корабля.

За несколько часов до перехода на траекторию полета к Зем­ле основной блок прошел на сравнительно небольшом расстоянии от отделившейся накануне взлетной ступени лунной кабины. Орби­та основного блока к этому времени под влиянием аномалий гра­витационного поля Луны изменилась и имела высоту периселения 98 км и высоту апоселения 127 км. Космонавты опасались столкно­вения со ступенью, но специалисты-баллистики заверили их, что это исключено.

Телевизионный сеанс, запланированный на Т+126 час 20 мин, по предложению Стаффорда, был отложен на 5 час 40 мин, чтобы можно было показать более впечатляющий вид Луны. Сеанс про­должался более часа (вместо 40 мин по плану). Отмечалось очень хорошее качество изображения.

После пребывания на селеноцентрической орбите в течение 61 час 40 мин на 32-м витке по этой орбите в Т + 137 час 36 мин 28 сек (Т + 137 час 20 мин 22 сек) маршевый двигатель основного блока был включен для обеспечения перехода с селеноцентриче­ской орбиты на траекторию полета к Земле. Двигатель проработал 164 сек (167 сек) и сообщил основному блоку приращение скоро­сти 1106,7 м/сек (~1100 м/сек). До включения двигателя вес ко­рабля составлял — 16 000 кг, после включения ~11 400 кг. Уско­рение при включении двигателя достигло 0,75 g. Сразу после пере­хода на траекторию полета к Земле космонавты провели сеанс цветного телевидения длительностью 53 мин (вместо 10 мин по плану), в ходе которого показывалась постепенно удаляющаяся Луна. Некоторое время была видна обратная сторона Луны.

Полет по трассе «Луна—Земля», вход в атмосферу и посадка на Землю

Траектория полета к Земле была очень близка к расчетной. Без коррекции корабль попадал в коридор входа и входил под уг­лом 6,65° (расчетный угол входа 6,5± 1°). Из трех коррекций, воз­можных на трассе «Луна—Земля», решили провести только одну. Она была осуществлена в момент, предусмотренный для коррекции № 3, в Т+188 час 49 мин 56 сек. Вспомогательные двигатели ос­новного блока включились на 6,6 сек и обеспечили приращение скорости 0,48 м/сек. При этом угол входа был уменьшен с 6,65° до 6,5°, что снижало максимальные перегрузки при входе с 7 до 6,7. На трассе «Луна—Земля» было проведено несколько сеансов пе­редачи цветного телевидения с борта, последний с расстояния 66 тыс. км от Земли.

Примерно за сутки до приводнения космонавты побрились на борту, впервые за всю историю американских пилотируемых поле­тов. Космонавты использовали безопасные бритвы, а перед брить­ем намазали лицо кремом, который не только размягчил кожу, но связал сбритые волоски, не дав им разлететься по кабине. Ранее от бритья воздерживались именно потому, что опасались попада­ния волосков в глаза, приборы и пр. В свое время фирма Whirlpool получила контракт (10 тыс. долл.) на разработку меха­нической бритвы для космонавтов, но в 1963 г. от создания такой бритвы отказались.

Отделение отсека экипажа от двигательного отсека произош­ло в Т + 191 час 34 мин 30 сек (Т+191 час 35 мин), вход в атмосферу — в Т+191 час 49 мин 11 сек (Т+191 час 50 мин). Скорость входа (11 069 м/сек) была большей, чем при полете корабля «Апол ­лон VIII» (11 040 м/сек). Пропадание сигнала продолжалось 3 мин 12 сек. Тормозные парашюты развернулись в Т+191 час 57 мин 11 сек, основные — спустя 43 сек. Приводнение отсека эки­пажа произошло в Т+192 час 03 мин 25 сек (Т+192 час 04 мин 47 сек) в точке с координатами 15,01° ю. ш. и 164,41° з. д. (15,11° ю. ш. и 165° з. д.) в 6,3 км от авианосца «Принстон». Спуск отсека экипажа на парашютах наблюдали с корабля и передавали по те­левидению. Наплаву отсек сразу установился днищем вниз. При­воднение произошло через 40 мин после рассвета, но за 23 мин до восхода Солнца в месте посадки. Спустя 49 мин после приводнения космонавты были доставлены вертолетом на авианосец. На кораб­ле космонавты прежде всего приняли душ, поскольку они очень страдали от кожного зуда, вызванного частицами стекловаты, рас­пространившимися по кабине. Вечером того же дня космонавтов вертолетом доставили в г. Паго-Паго, а оттуда самолетом в Хью­стон, куда они прибыли менее чем через сутки после приводнения. Отсек экипажа был поднят на борт авианосца «Принстон» вскоре после доставки на него космонавтов.

В период полета космического корабля «Аполлон X» за ним велись визуальные наблюдения, в которых участвовали 15 крупных обсерваторий, сеть станций оптического наблюдения за спутниками Смитсонианской астрофизической обсерватории, а также примерно 80 групп астрономов-любителей. Целеуказания поступали из Цент­ра управления МСС через фирмы Bell (в Вашингтоне) и Boeing (в Сиэтле). Отмечается, что метеорологические условия были не­благоприятными для наблюдений, а яркость корабля была мень­шей, чем ожидали. 18 мая на трассе полета «Земля—Луна» астро­номы наблюдали сам космический корабль, последнюю ступень ракеты-носителя и отделившиеся панели переходника (яркость от 10 до 13-й звездной величины). 19 мая обсерватории Маунт Виль­сон, Каталина и Лик наблюдали корабль и последнюю ступень как объекты 13-й звездной величины. При обращении корабля по селе­ноцентрической орбите обсерватории получали от фирм Bell и Boeing данные о времени прохождения кораблем края лимба и терминатора, однако ни одна обсерватория корабля не наблюдала, видимо, вследствие небольшой его высоты над поверхностью Луны. 24 и 25 мая основной блок на трассе полета «Луна—Земля» наблюдали несколько обсерваторий (яркость от 9,5 до 13-й звезд­ной величины).

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ПОЛЕТА

Полет космического корабля «Аполлон X» руководители NASA признали полностью успешным. Космонавты корабля «Аполлон X» выполнили главные задачи полета (проведение маневров на селе­ноцентрической орбите и осмотр выбранного места посадки), а также почти все второстепенные задачи.

Полет корабля «Аполлон X» продемонстрировал эффектив­ность:

— принятой методики обеспечения сближения, причаливания и стыковки взлетной ступени лунной кабины с основным блоком после старта с Луны;

— радиолокатора, обеспечивающего посадку на Луну, и ра­диолокатора, обеспечивающего встречу на орбите. Первый радио­локатор до этого полета вообще не проходил летных испытаний, второй прошел одни летные испытания на геоцентрической орбите при полете корабля «Аполлон IX»;

— двигательных установок лунной кабины при маневрах око­ло Луны. Двигатель посадочной ступени (в частности, система дросселирования тяги этого двигателя), основной двигатель взлет­ной ступени и двигатели системы ориентации взлетной ступени ра­ботали безупречно;

— основной и аварийной систем наведения лунной кабины. Рассогласование данных, выдаваемых этими системами, и данных, рассчитанных на Земле, в большинстве случаев не превышало 1%.

По мнению американских специалистов, к числу самых значи­тельных достижений полета корабля «Аполлон X» следует отнести:

— получение информации, продемонстрировавшей пригод­ность участка 2для высадки космонавтов;

— приобретение персоналом Центра управления МСС и пер­соналом командно-измерительного комплекса опыта и информации, необходимых для обеспечения полета с высадкой на Луну. Вообще отмечался «профессиональный, рутинный» характер полета, в кото­ром борт и Земля действовали согласованно, «полностью доверяя опыту друг друга»;

— приобретение космонавтами опыта управления основным блоком и лунной кабиной при операциях на селеноцентрической орбите;

— получение необходимой информации о возмущениях селе­ноцентрической орбиты под влиянием аномалий гравитационного поля Луны. После полета корабля «Аполлон X» наземные службы получили данные, позволяющие рассчитывать эфемериды корабля на селеноцентрической орбите на виток вперед с сшибкой не более 600 ж, в то время как данные, полученные после полета корабля «Аполлон VIII», позволяли рассчитывать эфемериды на виток впе­ред с ошибкой до 4500 м, а на два витка вперед с ошибкой уже до 9000 м. По заявлению специалистов NASA, после полета корабля «Аполлон X» возмущения селеноцентрической орбиты под влияни­ем гравитационных аномалий перестали быть проблемой, тем бо­лее, что этот полет показал способность космонавтов путем наблю­дения ориентиров на поверхности Луны определять с высокой точ­ностью положение корабля на селеноцентрической орбите по широ­те, долготе и высоте;

— получение большого количества ценной научной информа­ции о лунном рельефе. Всего было опубликовано 1200 черно-белых фотоснимков Луны. Из них 87% специалисты смогли сразу привя­зать к известным лунным ориентирам;

— проведение впервые в истории космонавтики сеансов цвет­ного телевидения с борта. Общая длительность сеансов достигла 7 нас 3 мин 40 секу то есть более чем в два раза превыси­ла запланированную. Для сравнения указывается, что длитель­ность сеансов черно-белого телевидения с борта корабля «Апол­лон VII» составляла 90 мин, корабля «Аполлон VIII» 2 час и ко­рабля «Аполлон IX» 19,5 мин. Экипаж корабля «Аполлон X» отнес­ся к телевизионным сеансам со значительно большим энтузиаз­мом, чем экипажи предыдущих кораблей «Аполлон». Отмечается значительно более высокое качество изображения, чем при преды­дущих полетах. Отсутствие ярких красок на Луне не позволило полностью использовать возможности цветного телевидения, одна­ко при демонстрации внутреннего вида кабины, а также при пока­зе Земли цветное изображение было очень впечатляющим. Не­сколько мешал при передачах резкий солнечный свет. Космонавты часто «играли на публику». Янг висел «вниз головой», а Стаффорд подбрасывал его на ладони, подставленной под голову;

— отличное состояние экипажа в течение всего полета, впер­вые за всю историю пилотируемых полетов кораблей «Аполлон». По-видимому, сыграло свою роль ослабление режима тренировок космонавтов в последние дни перед стартом. В полете космонавты не принимали никаких таблеток, за исключением «ломотила» (diphen oxylate hydrochloride) для успокоения желудочных болей, возникших из-за наличия пузырьков водорода в питьевой воде, и аспирина для снятия напряжения мышечной системы в непривыч­ных условиях. Космонавты питались нормально. В отличие от пре­дыдущих полетов, никаких жалоб на пищу не было. Заслужили одобрение желатинизированные пищевые продукты, которые мож­но было есть ложками. Однако космонавты потребляли меньше во­ды, чем предусматривалось (1,4 л вместо ~3,3 л на человека в сутки), поскольку в питьевой воде содержались пузырьки водоро­да, вызывавшие желудочные боли. Никто из космонавтов не испы­тывал симптомов укачивания. За несколько дней перед стартом космонавты, по совету врачей, совершали полеты на самолетах с выполнением фигур высшего пилотажа, что должно было сделать их менее уязвимыми к укачиванию в космическом полете. Во время полета корабля по трассе «Луна—Земля» 24 мая наблюдалось некоторое повышение уровня радиации. Однако оно не было опас­ным и, по оценке специалистов, доза радиации была не больше, чем получают пациенты в результате одного сеанса рентгеноскопии полости рта;

— повышение престижа США, как ведущей державы в науч­но-техническом отношении. Космонавты взяли с собой шкатулку с миниатюрными флажками 117 государств— членов ООН, а так­же флажками штатов США. Предполагалось после возвращения подарить флажки представителям этих стран и штатов.

За время полета корабля «Аполлон X» было зарегистрировано 30 неисправностей и отклонений от расчетного режима. Однако ни одно из них не вызывало необходимости аварийного прекращения полета. К числу этих неисправностей и отклонений, в частно­сти, относятся:

1. Возникновение колебаний на участках работы двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя.

2. Отслоение облицовки теплозащитного экрана в туннелях- лазах и распространение по кораблю частичек стекловаты, причи­нявших неудобства космонавтам и угрожавших засорить клапаны, шланги и пр. Космонавты пытались удалить частицы с помощью влажных полотенец, но безуспешно. Было принято решение на всех последующих кораблях «Аполлон», начиная с корабля «Аполлон XI», заменить стекловату многослойной теплоизоляцией из майларовой пленки с алюминиевым покрытием. Тепловые нагрузки в полете оказались ниже, чем те, которые ожидались и на которые была рассчитана теплоизоляция из стекловаты.

3. Перебои в связи между основным блоком и лунной кабиной, а также между этими аппаратами и Землей во время маневров у Луны. Объяснялось это тем, что во время маневров аппараты ме­няли ориентацию и остронаправленная антенна не всегда была в нужном положении. При последующих полетах решили задейство­вать станцию «Марс» в Голдстоне с антенной, имеющей отража­тель диаметром 64 м. Эта станция должна обеспечивать уверенную связь и при использовании всенаправленных антенн.

4. Очень высокий уровень шумов при работе двигателей и не­которых бортовых систем лунной кабины.

5. Отказ фото- и кинокамеры при прохождении на малой вы­соте над участком посадки. По заявлению руководителей полета, съемка этого участка с базовой селеноцентрической орбиты дала необходимые сведения, несмотря на отсутствие снимков с близкого расстояния.

6. Перегрев одной из трех батарей водородо-кислородных топ­ливных элементов примерно в Т+121 час из-за короткого замыка­ния в насосе охлаждающей жидкости. Эта батарея была подклю­чена к системе охлаждения другой батареи, что позволило исполь­зовать ее в те периоды, когда требовалась пиковая мощность.

7. Неэффективность принятого способа удаления пузырьков водорода из питьевой воды. Этот способ предусматривал раскрутку пластмассового мешочка с водой, с тем чтобы пузырьки газа под действием центробежной силы скапливались в том конце мешоч­ка, где находится выпускной клапан. Однако пузырьки сливались в один большой пузырь, который перемещался не к клапану, а к противоположному концу мешочка. Физики затруднялись объяс­нить это явление, которое Сернан сумел продемонстрировать в од­ном из сеансов телевизионной передачи. Характерно, что при быст­ром движении мешочка красный, зеленый и синий цвета в телеви­зионном изображении мешочка были видны последовательно. На­личие пузырьков в питьевой воде вызывало желудочные боли у космонавтов.

Выход из строя бортового индикатора лунной кабины не позволил Стаф­форду определить давление в топливных баках, но поступающая на Землю те­леметрическая информация показывала, что это давление находится в пределах нормы.