Полет космического корабля «Аполлон X» проходил с 18 по 26 мая 1969 г. Экипаж корабля: Томас Стаффорд (командир), Джон Янг (пилот основного блока) и Юджин Сернан (пилот лунной кабины). Корабль включал в себя основной блок (образец 106) и лунную кабину (образец LM-4). Для основного блока корабля «Аполлон X» было выбрано название «Чарли Браун», для лунной кабины — «Снупи» (оба — персонажи популярной серии комиксов). Вес корабля 42,9 т (отсек экипажа 5,6 т, двигательный отсек 23,3 т, лунная кабина 14,0 т). Для запуска использовалась ракета-носитель «Сатурн V» AS-505. Цель полета, относящегося к этапу F, — комплексные испытания корабля (основной блок и лунная кабина) на селеноцентрической орбите. Полет корабля «Аполлон X» должен был служить «генеральной репетицией» перед полетом корабля «Аполлон XI», при котором предполагали выполнить целевую задачу программы «Аполлон»— высадить экспедицию на Луну (этап G).
Программа полета корабля «Аполлон X» предусматривала проведение всех операций, которые предстояло осуществить при полете этапа G, за исключением завершающего этапа посадки на Луну, пребывания на Луне и старта с Луны. Длительность полета корабля «Аполлон X» (8 суток) была такой же, как предусматривалась при полете этапа G.
С другой стороны, задачи корабля «Аполлон X» являлись своеобразным синтезом задач кораблей «Аполлон VIII» и «Аполлон IX». Корабль «Аполлон VIII» был выведен на селеноцентрическую орбиту, но он не включал в свой состав лунной кабины. Корабль «Аполлон IX» включал в свой состав лунную кабину, но выводился на геоцентрическую орбиту. Что касается корабля «Аполлон X», то он выводился на селеноцентрическую орбиту и включал в свой состав лунную кабину.
Программа полета корабля «Аполлон X» была полностью выполнена.
ЗАДАЧИ ПОЛЕТА
Основными задачами полета корабля «Аполлон X» являлись:
1. Комплексные летные испытания основного блока и лунной кабины на селеноцентрической орбите с проведением всех операций, необходимых для высадки космонавтов на Луне, за исключением завершающего этапа посадки на Луну и старта с Луны. Корабль должен был обращаться по селеноцентрической орбите 61,5 час, из которых 8,5 час падало на раздельный полет основного блока, пилотируемого космонавтом Янгом, и лунной кабины, пилотируемой космонавтами Стаффордом и Сернаном. В процессе автономного полета лунной кабине предстояло выйти на орбиту, обеспечивающую сближение с Луной до расстояния 15 км (в периселении) .
2. Визуальный осмотр из отсека экипажа с базовой орбиты (круговая орбита высотой 111 км) и из лунной кабины с эллиптической орбиты (высота периселения 15 км) участка 2 в Море Спокойствия, выбранного в, качестве основного для посадки лунной кабины космического корабля «Аполлон XI». Эллиптическая орбита отделившейся лунной кабины должна была проходить над участком 2, центр которого имеет селенографические координаты 0°45' с. ш. и 23°37' в. д. Во время прохода лунной кабины корабля «Аполлон X» над участком 2 угол возвышения Солнца над горизонтом должен быть таким же (~10°), какой предусматривался при посадке на этом участке лунной кабины космического корабля «Аполлон XI». Одной из важнейших задач космонавтов корабля «Аполлон X» была регистрация ориентиров в районе участка посадки и уточнение характера подхода к участку.
3. Отработка навигации на селеноцентрической орбите с учетом возмущений этой орбиты под влиянием аномалий гравитационного поля Луны. Эти аномалии были обнаружены при полетах по селеноцентрическим орбитам автоматических аппаратов «Лунар Орбитер» и корабля «Аполлон VIII». Кратковременный (20 час) полет по селеноцентрической орбите космического корабля «Аполлон VIII» не позволил получить достаточно полных сведений об этих аномалиях. Не располагая такими сведениями, нельзя было точно рассчитать траекторию отделившейся лунной кабины, которой предстоит совершить посадку на Луну. Первоначально предполагалось, что корабль «Аполлон X» будет обращаться по селеноцентрической орбите двое суток, затем было принято решение продлить этот срок еще на одни сутки, чтоб более полно исследовать аномалии гравитационного поля.
4. Испытания радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите, при полете лунной кабины на расстоянии до 560 км от основного блока (максимальное расчетное удаление лунной кабины от основного блока при маневрах по сближению после старта с Луны). Испытания этого радиолокатора при полете корабля «Аполлон IX» производились на расстоянии до 175 км, поскольку на большее расстояние лунная кабина от основного блока не удалялась. Кроме того, при раздельном полете основного блока и лунной кабины корабля «Аполлон X» должны были проводиться испытания запасного устройства для обеспечения встречи (дальномер, работающий в диапазоне метровых волн и установленный в отсеке экипажа). Корабль «Аполлон X» был первым, на котором был установлен такой дальномер.
5. Испытания радиолокатора, обеспечивающего посадку на Луну. Радиолокатор, установленный на посадочной ступени лунной кабины корабля «Аполлон X», несколько отличался oт штатного радиолокатора, который должен применяться при посадке на Луну. Штатный радиолокатор начинает работать, когда лунная кабина сблизится с Луной на ~10 км. Поскольку максимальное сближение с Луной для лунной кабины корабля «Аполлон X» предусматривалось порядка 15 км, то дальность действия образца радиолокатора на этой лунной кабине была повышена.
6. Фото- и киносъемка Луны и Земли из основного блока и лунной кабины; съемка последней ступени ракеты-носителя (с лунной кабиной и без нее) во время маневра по перестроению отсеков; съемка основного блока и лунной кабины во время группового полета после расстыковки и перед стыковкой на селеноцентрической орбите; съемка операций, проводимых космонавтами в корабле, например, надевания скафандров и перехода через внутренние туннели лазы из отсека экипажа в лунную кабину и обратно. Особое значение придавалось съемке участка 2 с эллиптической орбиты (при этом предполагали зарегистрировать камни размером от 1,5 м) и подходов к этому участку, получению стереоскопических фотоснимков некоторых элементов лунного рельефа с базовой селеноцентрической орбиты, а также киносъемке поверхности Луны, ориентиров на поверхности на фоне звездного неба и лунного горизонта на фоне звездного неба (при этом кинокамера должна была подсоединяться к оптической системе секстанта, входящего в систему наведения и навигации основного блока).
На корабле «Аполлон X» находились две фотокамеры Hasselblad с телеобъективом и две кинокамеры Maurer. Одна фотокамера находилась в отсеке экипажа, вторая — в лунной кабине. После эксперимента по автономному полету лунной кабины вторая фотокамера тоже была перенесена в отсек экипажа. Одна кинокамера была смонтирована в отсеке экипажа на специальном кронштейне и снабжена прицельным приспособлением, удлинительным кабелем питания и приставкой, позволяющей подсоединять камеру к оптической системе секстанта. Вторая кинокамера была в лунной кабине. На борту находились две кассеты с цветной и четыре кассеты с черно-белой пленкой для фотокамер, а также восемь кассет с цветной кинопленкой для съемки через окно и четыре кассеты с цветной кинопленкой для съемки внутри корабля. В каждой кассете 42,7 м кинопленки. Кроме того, на борту находились образцы пленки, которую предполагают использовать при астрономических наблюдениях на станции «Скайлэб», чтобы установить, не повлияет ли на эту пленку прохождение через пояс радиации.
7. Проведение 11 сеансов цветного и черно-белого телевидения, соответственно с помощью камеры фирмы Westinghouse Electric и камеры фирмы RCA (общая длительность сеансов около 3 час).
РАСЧЕТНАЯ ПРОГРАММА ПОЛЕТА
Согласно расчетной программе, ракета-носитель «Сатурн V» AS-505 с космическим кораблем «Аполлон X» запускается со стартового комплекса № 39 на мысе Кеннеди 18 мая 1969 г. в 16 час 49 мин1 Окно для запуска 18 мая продолжалось до 20 час 35 мин. Окна были также 20, 23, 24 и 25 мая, а затем только в середине июня 1969 г. Окно 18 мая было основным, поскольку оно обеспечивало заданный угол возвышения Солнца над горизонтом при наблюдениях и съемке основного потенциального участка посадки первой лунной экспедиции (участок № 2 в Море Спокойствия). При запуске в остальные упомянутые «окна» в мае 1969 г. производилась бы съемка запасных потенциальных участков посадки на Луне.
Расчетная программа предстартовой подготовки корабля «Аполлон X», выведения на начальную геоцентрическую орбиту, перехода на траекторию полета к Луне, полета по трассе «Земля— Луна», перехода на начальную селеноцентрическую орбиту и коррекции этой орбиты соответствовала типовой программе, изложенной выше.
Расстыковка лунной кабины и основного блока корабля «Аполлон X» производится на 12-м витке корабля по селеноцентрической орбите в Т+98 час 10 мин.
На борту отделившейся лунной кабины корабля «Аполлон X» находятся космонавты Стаффорд и Сернан, в основном блоке остается космонавт Янг. В течение 25 мин два аппарата совершают групповой полет на расстоянии нескольких метров друг от друга. Стаффорд поворачивает кабину, чтобы Янг мог произвести ее визуальный осмотр со всех сторон и установить, не была ли она повреждена при расстыковке и полностью ли развернулось посадочное шасси. В Т+98 час 35 мин 16 сек Янг включает на 6,9 сек вспомогательные двигатели основного блока для обеспечения увода его от лунной кабины. Приращение скорости основного блока составляет 0,76 м/сек. Он удаляется от лунной кабины на 3,3 км по горизонтали и на 1 км по высоте.
В Т + 99 час 33 мин 59 сек включается двигатель посадочной ступени лунной кабины и обеспечивает ее перевод на эллиптическую селеноцентрическую орбиту с высотой периселения 15 км и высотой апоселения 111 км. Двигатель работает в течение 15 сек на 10% полной тяги и еще 13 сек на 40% полной тяги (полная тяга двигателя 4,5 т). Он обеспечивает приращение скорости 21,6 м/сек. За 600 сек до прохождения лунной кабиной периселения космонавты начинают изменять ориентацию лунной кабины, имитируя изменения ориентации на конечном участке торможения при посадке на Луну. В этот период проводятся испытания радиолокатора, обеспечивающего посадку на Луну, а также ведутся визуальное наблюдение и съемка подходов к участку 2 и самого этого участка. Периселений орбиты должен быть расположен таким образом, чтобы обеспечить наилучшие условия наблюдения.
При всех последующих маневрах лунной кабины во время автономного полета космонавт Янг в основном блоке находится в готовности совершить маневр «зеркального отображения», если очередной маневр лунной кабины по какой-либо причине не удастся.
В Т+100 час 46 мин 21 сек, примерно через 10 мин после прохождения лунной кабиной периселения, снова включается двигатель посадочной ступени, который работает 26 сек на 10% полной тяги и 17 сек на 100% полной тяги, сообщает приращение скорости 59 м/сек и переводит лунную кабину на эллиптическую орбиту с высотой периселения 18,3 км и высотой апоселения 360 км. Этот маневр называется «маневром фазирования», он должен обеспечить выход взлетной ступени лунной кабины в исходное положение для сближения. До маневра «фазирования» основной блок находится позади лунной кабины. В результате этого маневра она отстает от основного блока и в момент начала маневров по сближению находится на расстоянии 500 км позади него.
Перед началом маневров по сближению производится разделение посадочной и взлетной ступеней лунной кабины, и отделившаяся взлетная ступень с помощью вспомогательных двигателей уводится от посадочной, после чего в Т+102 час 43 мин 18 сек начинаются маневры по сближению. Первый маневр по сближению предусматривает включение основного двигателя взлетной ступени (приращение скорости 63 м/сек) для перевода ее на орбиту с высотой апоселения 83 км. Это включение имитирует включение двигателя при старте с поверхности Луны (при реальном старте продолжительность работы двигателя значительно больше), а все дальнейшие маневры полностью аналогичны маневрам, предусмотренным типовой программой.
Стыковка взлетной ступени лунной кабины корабля «Аполлон X» с основным блоком производится в Т+106 час 20 мин. Активным при стыковке является основной блок, поскольку, как показал опыт полета корабля «Аполлон IX», Солнце слепит космонавтов, находящихся во взлетной ступени. Общая продолжительность автономного полета лунной кабины 8 час 10 мин.
Стаффорд и Сернан переходят из взлетной ступени лунной кабины в отсек экипажа и переносят кассеты с отснятой пленкой. В Т+108 час 09 мин 24 сек взлетная ступень сбрасывается (над 90° в. д.). Основной блок с помощью вспомогательных двигателей, которые работают 5,6 сек и сообщают приращение скорости 0,6 м/сек, уводится от взлетной ступени, после чего в Т+108 час 38 мин 57 сек по команде с Земли включается основной двигатель взлетной ступени, который работает до полного израсходования топлива. Включение производится в периселении. Согласно расчетам, остаток топлива позволит сообщить ступени приращение скорости 1170 м/сек, и она перейдет на гелиоцентрическую орбиту.
Основной блок обращается по селеноцентрической орбите еще 29 час. Космонавты продолжают съемку Луны и наблюдение лунных ориентиров.
Перевод основного блока на траекторию полета к Земле производится на 31-м витке в Т+137 час 20 мин 22. сек. Продолжительность пребывания на селеноцентрической орбите 61,5 час.
Программа полета по трассе «Луна—Земля», входа в атмосферу и приводнения аналогична типовой программе. Расчетное место приводнения в Тихом океане к востоку от о-вов Самоа в точке с координатами 15,11° ю. ш. и 165° з. д. В этот район высылается авианосец «Принстон». Расчетная длительность полета 197 час 04 мин 47 сек.
ХОД ПРЕДСТАРТОВОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОЛЕТА КОРАБЛЯ «АПОЛЛОН X»
Корабль «Аполлон X» был запущен в расчетное время в 16 час 49 мин 18 мая ракетой-носителем «Сатурн V» AS-505 со стартовой площадки В комплекса № 39 на мысе Кеннеди.
Предстартовая подготовка, старт и выведение на геоцентрическую орбиту
27 апреля 1969 г., то есть за три недели до расчетного момента запуска ракеты-носителя «Сатурн V» AS-505 с космическим кораблем «Аполлон X», из заправленного бака первой ступени ракеты (ракета-носитель с кораблем находилась на пусковом стенде с 11 марта 1969 г.) вытекло 19 тыс. л горючего. Произошло это по следующей причине. Операторы, готовившие ракету с кораблем к старту, устраняли течь в наземном оборудовании системы наддува. При этом по ошибке оператора или из-за неправильно составленной инструкции была выключена система наддува бака с горючим. Клапаны, рассчитанные на определенное давление наддува, открылись, и из бака вытекла часть горючего. Образовавшееся в баке отрицательное давление привело к некоторой деформации днища, на котором образовались 15—20-сантиметровые «морщины». После возобновления наддува «морщины» исчезли, но было опасение, что в днище при этом могли возникнуть трещины. Однако, визуальный осмотр бака и дефектоскопия с помощью флюоресцирующих красок наличия трещин не показали. Несмотря на это, было решено провести дополнительно гидростатические испытания бака. Бак был заполнен топливом «до перелива» и давление наддува было доведено до 2,19 кг/см2 (нормальное давление наддува — 1,97 кг/см2). Гидростатические испытания прошли успешно.
В дальнейшем в ходе предстартовой подготовки никаких существенных осложнений не наблюдалось, и ракета-носитель «Сатурн V» AS-505 с космическим кораблем «Аполлон X» была запущена в расчетное время в 16 час 49 мин 18 мая 1969 г.
Последняя ступень с кораблем вышла на орбиту в Т + 713,3 сек (Т + 713 сек). На участке работы двигателя третьей ступени наблюдались колебания на частотах 17—19 гц, начавшиеся в Т+624 сек. Амплитуда колебаний достигала ±0,25 g.
Высота перигея орбиты 185 км, апогея 190 км (расчетная орбита круговая высотой 191 км). Наклонение орбиты соответствовало расчетному (32,5°).
Полет по геоцентрической орбите, второй старт, полет по трассе «Земля—Луна»
После выхода последней ступени с кораблем на начальную геоцентрическую орбиту космонавты в течение примерно двух часов производили проверку бортовых систем, а затем начали готовиться ко второму старту (перевод корабля на траекторию полета к Луне). После выхода корабля на геоцентрическую орбиту космонавты сняли перчатки и шлемы, но снова надели их перед вторым стартом. Двигатель последней ступени был включен для перевода корабля на траекторию полета к Луне над Австралией в Т + 2 час 33 мин 25 сек (Т+2 час 33 мин 26 сек), проработал 343 сек и сообщил приращение скорости лишь на 0,18 м/сек меньше расчетного (3065,6 м/сек). Ступень с кораблем вышла на траекторию полета к Луне. По докладу командира корабля Стаффорда, примерно на 270-й секунде работы двигателя наблюдались колебания на частоте 20 гц (амплитуда менее ±0,1 g), то есть примерно на той же частоте, что и при первом включении этого двигателя на участке выведения на геоцентрическую орбиту.
Перестроение отсеков началось в Т+3 час 3 мин 48 сек (Т + 3 час), когда последняя ступень с кораблем находилась на удалении ~3000 км от Земли. Во время маневра по перестроению космонавты провели плановый сеанс цветного телевидения. Янг, управлявший основным блоком, отделил его от переходника, отвел на несколько метров, развернул на 180° и в Т+3 час 17 мин 47сек (Т+3 час 10 мин) пристыковал к лунной кабине. Маневр занял несколько больше времени, чем рассчитывали, поскольку Янг намеренно замедлил некоторые операции, чтобы сэкономить топливо вспомогательных двигателей основного блока.
После стыковки космонавты наполнили туннели-лазы кислородом из запасов основного блока. Стенки туннелей-лазов покрыты теплозащитным материалом—2,5-сантиметровый слой стекловаты. Этот слой закрыт облицовкой из алюминиевого сплава. При наполнении туннелей-лазов кислородом струя газа под давлением 0,35 кг/см2, по-видимому, попала на деформировавшуюся облицовку и та частично отслоилась.
Частицы стекловаты распространились по туннелям-лазам, а затем попали в кабины космонавтов в отсеке экипажа и во взлетной ступени лунной кабины. Частицы проникали в дыхательные пути и под комбинезоны, вызывая кашель, чихание и кожный зуд. Опасались, что эти частицы могут засорить клапаны, а также шланги подачи кислорода в скафандры, когда эти шланги не подсоединены к скафандрам.
В Т+3 час 56 мин 24 сек (Т+4 час 09 мин) корабль (основной блок + лунная кабина) отделился от последней ступени. Общий вес отделившегося корабля составлял 42761 кг. Затем Янг включил маршевый двигатель для обеспечения увода корабля на безопасное расстояние от последней ступени перед сливом компонентов топлива через двигатель ступени. В результате полученного приращения скорости (6 м/сек) корабль отошел от ступени на 300 м вперед по полету и на 120 м в сторону. Сначала был произведен слив жидкого кислорода в течение 8 сек, а спустя 100 сек — жидкого водорода (в течение 50 сек). Слив обеспечил приращение скорости ступени (38 м/сек), и она, пройдя в Т+ 78 час 50 мин на расстоянии 3150 км от Луны, под влиянием лунного притяжения перешла, как и предусматривалось, на гелиоцентрическую орбиту.
Примерно в Т +12 час космонавты сняли скафандры и надели на нательное белье легкие комбинезоны.
На трассе «Земля—Луна» космонавты провели все плановые и несколько внеплановых (например в Т+4 час и Т+5 час) сеансов цветного телевидения.
Траектория полета корабля к Луне была настолько близка к расчетной, что от трех из четырех возможных коррекций отказались (при полете по трассе «Земля—Луна» корабля «Аполлон VIII» отказались от двух из четырех возможных коррекций).
Единственная коррекция была произведена в момент, отведенный для коррекции № 2: в Т+ 26 час 32 мин 56 сек, когда корабль находился на расстоянии ~ 200 000 км от Земли. Маршевый двигатель был включен на 7 сек и обеспечил увеличение скорости на 14,9 м/сек. До коррекции корабль двигался по траектории, обеспечивавшей облет Луны на расстоянии 536 км. Коррекция уменьшила эту величину до 112,5 км (расчетное значение 111 км). Кроме того, коррекция, при которой вектор тяги составлял угол 6° с плоскостью траектории, обеспечила выход корабля на селеноцентрическую орбиту с заданным наклонением. Отказ от трех коррекций привел к тому, что корабль достиг точки, где должно производиться включение маршевого двигателя на торможение для перевода на селеноцентрическую орбиту на ~ 10 мин позже, чем было рассчитано.
В первую половину полета по трассе «Земля—Луна» для обеспечения равномерного нагрева Солнцем всех участков корпуса применялся тот же режим, что при полете корабля «Аполлон VIII». Корабль был ориентирован так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна направлению на Солнце, и закручен относительно этой оси со скоростью 0,1 град/сек (1 об/час), причем ориентация продольной оси выдерживалась с точностью ±20° по тангажу и рысканию. При таком режиме корабль все время стремился развернуться по рысканию, и вспомогательные двигатели включались очень часто, чтобы удерживать продольную ось в заданном положении. Частое включение двигателей, во-первых, нарушало сон космонавтов, а, во-вторых, приводило к лишним затратам топлива, что очень беспокоило экипаж, хотя руководители полета считали перерасход незначительным. Во второй половине полета по трассе «Земля—Луна» был принят другой режим. Корабль был закручен со скоростью 0,3 град/сек (3 об/час), причем ориентация продольной оси выдерживалась с точностью ±30°. В таком режиме в течение 30 час вовсе не потребовалось включения вспомогательных двигателей для удержания продольной оси в заданном положении. Это объясняли тем, что при большей скорости вращения не возникало момента относительно оси рыскания.
Переход на селеноцентрическую орбиту, обращение по ней
и переход на траекторию полета к Земле
Маршевый двигатель был включен на торможение для обеспечения перевода с траектории полета к Луне на селеноцентрическую орбиту на расстоянии 165 км (165 км) от поверхности Луны в Т+75 час 55 мин 53 сек (Т+75 час 45 мин 43 сек). В момент включения двигателя вес корабля составлял 42 311 кг, в момент выключения 31 522 кг. Двигатель проработал 356 сек (354 сек) и обеспечил приращение скорости 908,9 м/сек (906,4 м/сек). Корабль перешел на начальную эллиптическую селеноцентрическую орбиту с высотой периселения 109 км (111 км) и высотой апоселения 313 км (315 км). Наклонение 1,2°. За 3 сек до включения двигателя пульс Стаффорда поднялся до 120, через 17 сек после включения — до 123, через 37 сек упал до 120 и через 47 сек до 95 ударов в минуту. Нормальный пульс Стаффорда 66 ударов в минуту. Для Сернана эти величины составляли соответственно 91, 85, 74 и 70 (нормальный пульс 60) и для Янга — 94, 98, 93 и 86 (нормальный пульс 62). В 7 + 80 час 25 мин 07 сек (7+80 час 10 мин 45 сек) маршевый двигатель был включен снова для перевода корабля на круговую орбиту высотой 111 км. Двигатель проработал 14 сек (14,4 сек)у обеспечил приращение скорости 42,4 м/сек (~42 м/сек) и перевел корабль на орбиту с высотой периселения 108,5 км и высотой апоселения 113,8 км. После этого включения вес корабля составлял 31003 кг.
В Т+82 час (Т + 81 час 45 мин) Сернан, а за ним Стаффорд перешли из отсека экипажа в лунную кабину и в течение ~2 час производили проверку бортовых систем, после чего возвратились в отсек экипажа. Проверка показала исправность систем, и космонавты получили разрешение провести главный эксперимент данного полета, предусматривающий отделение лунной кабины и сближение ее с Луной на 15 км с целью имитации основных маневров (кроме собственно посадки) этапа G, а также с целью визуального наблюдения и съемки выбранного основного потенциального места посадки (участок 2) и подходов к нему.
В Т+94 час 31 мин (Т + 94 час) Сернан без скафандра перешел в лунную кабину и начал завершающую проверку бортовых систем. Через некоторое время к нему присоединился Стаффорд (в скафандре), и космонавты стали готовить лунную кабину к автономному полету. Несколько позже Сернан вернулся в отсек экипажа, надел скафандр и в Т+95 час 07 мин окончательно перешел в лунную кабину. Расстыковка лунной кабины с космонавтами Стаффордом и Сернаном на борту и основного блока, в котором оставался космонавт Янг, была произведена над невидимой стороной Луны на 12-м витке вокруг Луны в Т+98 час 22 мин (Т + 98 час 10 мин). Незадолго перед расчетным моментом проведения этого маневра отказал клапан, обеспечивающий стравливание давления в туннелях-лазах (перед расстыковкой давление должно быть стравлено, иначе может произойти разрушение конструкции под действием ударной волны). Пришлось стравить давление через разгерметизированную кабину космонавтов на взлетной ступени. Выход из строя клапана затруднил также проверку герметичности люков, ведущих в туннели-лазы из отсека экипажа и из кабины космонавтов на взлетной ступени. Перепад давлений, необходимый для проверки герметичности, пришлось обеспечить не путем стравливания давления в туннелях-лазах, как планировалось, а путем стравливания давления в отсеке экипажа и в кабине космонавтов на взлетной ступени. Перед расстыковкой возникла еще одна неисправность. При включении двигателей системы ориентации лункой кабины с целью их проверки, вследствие того, что давление в туннелях-лазах не было стравлено, произошло смещение на 3° углового положения основного блока относительно лунной кабины. Само это смещение было неопасным (допустимо смещение до 6°; при большем смещении захваты во время расстыковки могут быть повреждены), однако ввиду рассогласования углового положения основного блока и лунной кабины пришлось отложить до периода группового полета ввод данных из системы наведения основного блока в основную и аварийную системы наведения лунной кабины. Кроме того, было решено отказаться от дальнейших испытаний двигателей системы ориентации лунной кабины, поскольку при этом угловое смещение основного блока относительно лунной кабины могло превысить предельно допустимую величину 6°.
Когда разделившиеся основной блок и лунная кабина появились из-за Луны и связь с ними восстановилась, Янг сообщил, что они совершают групповой полет на расстоянии 9—12 м. Групповой полет продолжался 25 мин. Вначале основной блок находился позади лунной кабины в той же плоскости, отсек экипажа был обращен к Луне (угол к горизонту 13,3°). Такая ориентация была необходима для введения данных из системы наведения основного блока в основную и аварийную системы наведения лунной кабины. Затем Янг повернул основной блок на 180° относительно продольной оси, чтобы Солнце не светило прямо в окна. Стаффорд и Сернан при этом провели визуальный осмотр и фотографирование основного блока. Затем Стаффорд развернул лунную кабину по рысканию на 120° и но тангажу на 90°, чтобы Янг мог произвести визуальный осмотр и фотографирование лунной кабины. Особое внимание Янг должен был обратить на состояние теплозащитного покрытия сопла двигателя посадочной ступени, а также удостовериться в том, что стойки посадочного шасси развернулись полностью. Затем Стаффорд медленно (2 град/сек) провернул лунную кабину на 360° относительно оси рыскания, чтобы Янг мог провести ее окончательный осмотр. В период группового полета Янг провел сеанс цветного телевидения, показывая лунную кабину.
В Т + 98 час 47 мин 16 сек (Т + 98 час 35 мин 16 сек) Янг включил вспомогательные двигатели основного блока на 6 сек для увода его от лунной кабины. Приращение скорости составило 0,76 м/сек (0,76 м/сек), и основной блок перешел на орбиту с высотой периселения 107 км и высотой апоселения 115 км. В этот момент и основной блок, и лунная кабина ориентировались таким образом, чтобы остронаправленные антенны были обращены к Земле, секстант в отсеке экипажа имел в поле зрения лунную кабину, а радиолокатор лунной кабины, обеспечивающий встречу на орбите, непрерывно получал сигналы от радиолокационного приемоответчика на основном блоке. В течение примерно полувитка проводились испытания этого радиолокатора. Включение радиолокационного приемоответчика основного блока удалось только со второй попытки. При первой попытке не сработала система подвода питания. Наземный оператор быстро установил, что Янг не переключил соответствующий тумблер.
В Т+99 час 46 мин (Т+99 час 33 мин 59 сек), когда лунная кабина и основной блок находились над невидимой стороной Луны, был включен двигатель посадочной «ступени лунной кабины для обеспечения ее перехода на эллиптическую орбиту с высотой периселения 15 км. Двигатель проработал 15 сек (15 сек) на 10% полной тяги и еще 13 сек (13 сек) на 40% полной тяги. Приращение скорости составило 21,6 м/сек (21,6 м/сек). Заданный расход топлива был выдержан с точностью 0,1%. В результате лунная кабина перешла на орбиту с высотой периселения 14,3 ±0,2 км и высотой апоселения 113,2 км. Угловое расстояние периселения от участка 2 составляло 15°. Янг мог следить за полетом лунной кабины до высоты 22,5 км, пока ему не пришлось изменить ориентацию своего корабля, готовясь к «маневру зеркального отображения», и лунная кабина оказалась вне поля зрения.
При подходе к периселению и при прохождении периселения были успешно проведены испытания радиолокатора, обеспечивающего посадку на Луну. Испытания проводились в течение 24 мин (по плану—13 мин). Радиолокатор начал измерения при сближении с Луной на 23 км и работал вплоть до достижения периселения (14,3 км). При испытаниях проектная точность прибора была превышена. Космонавты провели визуальное наблюдение подходов к участку посадки и самого участка, который они наблюдали в течение 6 мин, двигаясь относительно Луны со скоростью 1,65 км/сек. Под влиянием гравитационных аномалий, которые нельзя было предсказать на основе использовавшейся модели гравитационного поля Луны, орбита корабля, а затем орбита отделившейся лунной кабины сместилась. Она прошла не над центром участка, а в 6 — 8 км к югу от него. Указанные возмущения орбиты были значительными: за каждый час наклонение уменьшалось на 0,01°. Стаффорд сообщил, что для посадки подходит всего 25—30% площади участка, но посадка возможна, если на лунной кабине достаточно топлива для горизонтального перемещения над Луной на небольшой высоте в поисках подходящей площадки. Съемка участка при сближении с ним не удалась вследствие выхода из строя камер. Отмечается плохая связь между лунной кабиной и Землей во время сближения кабины с Луной.
В Т + 100 час 58 мин (Т+100 час 46 мин 21 сек) через ~ 15 мин после прохождения периселения, был снова включен двигатель посадочной ступени для осуществления маневра «фазирования».
Предварительно на 7,5 сек были включены двигатели системы ориентации, чтобы сообщить лунной кабине некоторое ускорение и обеспечить подачу топлива в двигатель посадочной ступени. Этот двигатель проработал 26 сек (26 сек) на 10% полной тяги и 16 сек (17 сек) на 100% полной тяги. Приращение скорости составило 53,8 м/сек (59 м/сек), лунная кабина перешла на орбиту с высотой периселения 22 км (18,3 км) и высотой апоселения 359 км (360 км). Расход топлива для двигателя посадочной ступени был очень близок к расчетному. Топливо для двигателей системы ориентации на взлетной ступени даже удалось сэкономить: в одной паре баков к этому моменту оставалось 92% первоначального запаса топлива, во второй паре баков — 82%. После маневра «фазирования» снова начались испытания радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите, который работал во взаимодействии с радиолокационным приемоответчиком основного блока.
На 14-м витке лунная кабина прошла периселений на высоте 22 км, после чего в Т+102 час 45 мин 00 сек было осуществлено (со второй попытки) отделение взлетной ступени от посадочной. Стаффорд включил вспомогательные двигатели взлетной ступени (приращение скорости 0,6 м/сек) для увода ее от посадочной перед включением основного двигателя взлетной ступени. В этот момент началось неожиданное вращение взлетной ступени, она развернулась на 180° по крену и на 233° по тангажу. Стаффорд опасался, что гироскопы в основной системе наведения станут на упоры. В этом случае пришлось бы использовать аварийную систему наведения (аварийная система бесплатформенная, ее гироскопы жестко связаны с корпусом кабины, и ни при каком вращении кабины на упоры стать не могут). Стаффорд с помощью ручной системы ориентации сумел стабилизировать взлетную ступень до того, как гироскопы стали на упоры. Вращение взлетной ступени объясняют тем, что неожиданно начала отрабатываться автоматическая программа радиолокационного поиска основного блока. Первоначально предполагали, что это произошло из-за того, что соответствующий тумблер при очередной проверке был оставлен в неправильном положении, поскольку в проверочной инструкции забыли предусмотреть его переключение. Позже было установлено, что тумблер не был оставлен в неправильном положении из-за упущения в проверочной инструкции, а был ошибочно установлен в неправильное положение космонавтами за несколько секунд до возникновения вращения при проверке скоростного гироскопа, дававшего неправильные показания о скорости движения относительно оси рыскания. Подчеркивается, что даже если бы космонавтам не удалось стабилизировать взлетную ступень, это произошло бы автоматически, но несколько позже, после того как радиолокатор, обеспечивающий встречу на орбите, захватил приемоответчик основного блока. Взлетная ступень находилась на такой орбите, что падение на Луну ей не угрожало. Частота пульса Сернана во время этого эпизода подскочила до 129 ударов в минуту, он был очень взволнован и несколько раз крикнул Стаффорду, чтобы тот немедленно переходил на аварийную систему наведения.
Стабилизировав взлетную ступень, Стаффорд в Т + 102 час 55 мин 01 сек (Т +102 час 43 мин 18 сек) начал маневры по сближению взлетной ступени с основным блоком, включив основной двигатель взлетной ступени на 15 сек (это включение имитирует включение двигателя при старте с поверхности Луны). В период работы двигателя Стаффорд ориентировал взлетную ступень таким образом, чтобы продольная ось составляла с местной вертикалью угол 65,6°, а сопло двигателя было обращено вперед по полету. В результате этого включения высота апоселения орбиты была уменьшена до 86,4 км (83 км). Отмечается, что исходные данные для дальнейших маневров по сближению, рассчитанные космонавтами на борту, находились в очень хорошем согласии с данными, рассчитанными на Земле. Отмечается также, что предыдущие маневры проводились настолько точно, что компланарность орбит взлетной ступени и основного блока нарушена не была и корректировать наклонение орбиты взлетной ступени не потребовалось.
В апоселении новой орбиты взлетная ступень оказалась на 26,2 км (27,8 км) ниже основного блока и на 274 км (272 км) позади него. В этот момент, в Т+103 час 45 мин (103 час 33 мин 46 сек) были включены на 27,3 сек двигатели системы ориентации взлетной ступени, которые обеспечили приращение скорости 13,8 м/сек (15,3 м/сек) для перевода взлетной ступени на круговую орбиту высотой 83 км (первый маневр для перевода на «ко- эллиптическую орбиту»). Ступень вышла на орбиту с высотой периселения 77,3 км и высотой апоселения 87,3 км.
Следующий маневр в Т+104 час 44 мин (Т+104 час 31 мин 42 сек) обеспечил перевод взлетной ступени на орбиту, «ко-эллиптическую» орбите основного блока с разницей по высоте 27,8 км (27,8 км). Отмечается совпадение до десятых долей километра результатов измерений дальности, проводившихся космонавтами в лунной кабине и космонавтом в основном блоке во время обращения по «ко-эллиптичееким» орбитам. Измеритель дальности на основном блоке хорошо работал на расстоянии свыше 550 км. Проблесковый огонь на основном блоке космонавты лунной кабины засекли только после сближения на 77 км.
Первый маневр на завершающем этапе сближения был произведен в Т+105 час 22 мин 55 сек (Т+105 час 09 мин). При этом двигатели системы ориентации взлетной Ступени проработали 15 сек и обеспечили приращение скорости 8,8 м/сек (7,5 м/ceк), используя, как и предусматривалось, топливо, перепускаемое из баков основного двигателя. Импульс давался по линии визирования, которая составляла угол 26,0° (26,6°) к горизонту. Выравнивание скоростей было произведено за Луной, и в зону видимости основной блок и лунная кабина на 16-м витке вошли уже в режиме группового полета на расстоянии нескольких метров друг от друга. Операции по сближению космонавты выполнили без всяких трудностей, хотя это считалось самым сложным этапом полета. Операцию по причаливанию и стыковке осуществил Янг в Т + 106 час 22 мин (Т+106 час 20 мин). Раздельный полет основного блока и лунной кабины продолжался примерно 8 час.
Стаффорд и Сернан перешли из взлетной ступени в отсек экипажа. Взлетная ступень была отделена. Перед этим космонавты перенесли в нее в мешках весь мусор, накопившийся в отсеке экипажа. После отделения ступени космонавты обеспечили увод основного блока на безопасное расстояние, и по команде с Земли был включен двигатель взлетной ступени. При отделении ступени кабина космонавтов на ней разгерметизировалась, заданная ориентация ступени не обеспечивалась, и в результате включения двигателя ступень перешла не на гелиоцентрическую орбиту, как планировалось, а лишь на несколько иную селеноцентрическую орбиту (высота периселения 17 км, апоселения 216 км).
Основной блок после этого оставался на орбите в течение ~29 час. Космонавты наблюдали лунные ориентиры и вели съемку участков посадки, а также съемку интересных в научном отношении элементов лунного рельефа. С помощью телескопа и секстанта удавалось с большей, чем ожидалось, точностью определять положение ориентиров на поверхности Луны относительно орбиты корабля. В момент, когда ориентир находился на пересечении визирных рисок на объективе прибора, регистрировался угол поворота трубки, и на основании этого рассчитывалось положение ориентира. Космонавты легко обнаруживали ориентиры в областях Луны, освещенных отраженным светом Земли. Они отмечали резкость терминатора между освещенными и неосвещенными Солнцем областями Луны и размытость терминатора между областями, освещенными отраженным светом Земли, и совершенно неосвещенными областями. Цвет поверхности Луны им казался серовато-коричневатым.
Во время полета корабля «Аполлон X» более 175 астрономов в 34 странах мира вели наблюдение за Луной, стараясь зарегистрировать такие явления, как пульсирующее свечение, возрастание яркости, изменение цвета и пр., чтобы затем сравнить свои наблюдения с наблюдениями этих явлений космонавтами корабля «Аполлон X» с близкого расстояния. Однако большинство подобных явлений наблюдалось в областях Луны, находившихся вне зоны видимости с корабля.
За несколько часов до перехода на траекторию полета к Земле основной блок прошел на сравнительно небольшом расстоянии от отделившейся накануне взлетной ступени лунной кабины. Орбита основного блока к этому времени под влиянием аномалий гравитационного поля Луны изменилась и имела высоту периселения 98 км и высоту апоселения 127 км. Космонавты опасались столкновения со ступенью, но специалисты-баллистики заверили их, что это исключено.
Телевизионный сеанс, запланированный на Т+126 час 20 мин, по предложению Стаффорда, был отложен на 5 час 40 мин, чтобы можно было показать более впечатляющий вид Луны. Сеанс продолжался более часа (вместо 40 мин по плану). Отмечалось очень хорошее качество изображения.
После пребывания на селеноцентрической орбите в течение 61 час 40 мин на 32-м витке по этой орбите в Т + 137 час 36 мин 28 сек (Т + 137 час 20 мин 22 сек) маршевый двигатель основного блока был включен для обеспечения перехода с селеноцентрической орбиты на траекторию полета к Земле. Двигатель проработал 164 сек (167 сек) и сообщил основному блоку приращение скорости 1106,7 м/сек (~1100 м/сек). До включения двигателя вес корабля составлял — 16 000 кг, после включения ~11 400 кг. Ускорение при включении двигателя достигло 0,75 g. Сразу после перехода на траекторию полета к Земле космонавты провели сеанс цветного телевидения длительностью 53 мин (вместо 10 мин по плану), в ходе которого показывалась постепенно удаляющаяся Луна. Некоторое время была видна обратная сторона Луны.
Полет по трассе «Луна—Земля», вход в атмосферу и посадка на Землю
Траектория полета к Земле была очень близка к расчетной. Без коррекции корабль попадал в коридор входа и входил под углом 6,65° (расчетный угол входа 6,5± 1°). Из трех коррекций, возможных на трассе «Луна—Земля», решили провести только одну. Она была осуществлена в момент, предусмотренный для коррекции № 3, в Т+188 час 49 мин 56 сек. Вспомогательные двигатели основного блока включились на 6,6 сек и обеспечили приращение скорости 0,48 м/сек. При этом угол входа был уменьшен с 6,65° до 6,5°, что снижало максимальные перегрузки при входе с 7 до 6,7. На трассе «Луна—Земля» было проведено несколько сеансов передачи цветного телевидения с борта, последний с расстояния 66 тыс. км от Земли.
Примерно за сутки до приводнения космонавты побрились на борту, впервые за всю историю американских пилотируемых полетов. Космонавты использовали безопасные бритвы, а перед бритьем намазали лицо кремом, который не только размягчил кожу, но связал сбритые волоски, не дав им разлететься по кабине. Ранее от бритья воздерживались именно потому, что опасались попадания волосков в глаза, приборы и пр. В свое время фирма Whirlpool получила контракт (10 тыс. долл.) на разработку механической бритвы для космонавтов, но в 1963 г. от создания такой бритвы отказались.
Отделение отсека экипажа от двигательного отсека произошло в Т + 191 час 34 мин 30 сек (Т+191 час 35 мин), вход в атмосферу — в Т+191 час 49 мин 11 сек (Т+191 час 50 мин). Скорость входа (11 069 м/сек) была большей, чем при полете корабля «Апол лон VIII» (11 040 м/сек). Пропадание сигнала продолжалось 3 мин 12 сек. Тормозные парашюты развернулись в Т+191 час 57 мин 11 сек, основные — спустя 43 сек. Приводнение отсека экипажа произошло в Т+192 час 03 мин 25 сек (Т+192 час 04 мин 47 сек) в точке с координатами 15,01° ю. ш. и 164,41° з. д. (15,11° ю. ш. и 165° з. д.) в 6,3 км от авианосца «Принстон». Спуск отсека экипажа на парашютах наблюдали с корабля и передавали по телевидению. Наплаву отсек сразу установился днищем вниз. Приводнение произошло через 40 мин после рассвета, но за 23 мин до восхода Солнца в месте посадки. Спустя 49 мин после приводнения космонавты были доставлены вертолетом на авианосец. На корабле космонавты прежде всего приняли душ, поскольку они очень страдали от кожного зуда, вызванного частицами стекловаты, распространившимися по кабине. Вечером того же дня космонавтов вертолетом доставили в г. Паго-Паго, а оттуда самолетом в Хьюстон, куда они прибыли менее чем через сутки после приводнения. Отсек экипажа был поднят на борт авианосца «Принстон» вскоре после доставки на него космонавтов.
В период полета космического корабля «Аполлон X» за ним велись визуальные наблюдения, в которых участвовали 15 крупных обсерваторий, сеть станций оптического наблюдения за спутниками Смитсонианской астрофизической обсерватории, а также примерно 80 групп астрономов-любителей. Целеуказания поступали из Центра управления МСС через фирмы Bell (в Вашингтоне) и Boeing (в Сиэтле). Отмечается, что метеорологические условия были неблагоприятными для наблюдений, а яркость корабля была меньшей, чем ожидали. 18 мая на трассе полета «Земля—Луна» астрономы наблюдали сам космический корабль, последнюю ступень ракеты-носителя и отделившиеся панели переходника (яркость от 10 до 13-й звездной величины). 19 мая обсерватории Маунт Вильсон, Каталина и Лик наблюдали корабль и последнюю ступень как объекты 13-й звездной величины. При обращении корабля по селеноцентрической орбите обсерватории получали от фирм Bell и Boeing данные о времени прохождения кораблем края лимба и терминатора, однако ни одна обсерватория корабля не наблюдала, видимо, вследствие небольшой его высоты над поверхностью Луны. 24 и 25 мая основной блок на трассе полета «Луна—Земля» наблюдали несколько обсерваторий (яркость от 9,5 до 13-й звездной величины).
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ПОЛЕТА
Полет космического корабля «Аполлон X» руководители NASA признали полностью успешным. Космонавты корабля «Аполлон X» выполнили главные задачи полета (проведение маневров на селеноцентрической орбите и осмотр выбранного места посадки), а также почти все второстепенные задачи.
Полет корабля «Аполлон X» продемонстрировал эффективность:
— принятой методики обеспечения сближения, причаливания и стыковки взлетной ступени лунной кабины с основным блоком после старта с Луны;
— радиолокатора, обеспечивающего посадку на Луну, и радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите. Первый радиолокатор до этого полета вообще не проходил летных испытаний, второй прошел одни летные испытания на геоцентрической орбите при полете корабля «Аполлон IX»;
— двигательных установок лунной кабины при маневрах около Луны. Двигатель посадочной ступени (в частности, система дросселирования тяги этого двигателя), основной двигатель взлетной ступени и двигатели системы ориентации взлетной ступени работали безупречно;
— основной и аварийной систем наведения лунной кабины. Рассогласование данных, выдаваемых этими системами, и данных, рассчитанных на Земле, в большинстве случаев не превышало 1%.
По мнению американских специалистов, к числу самых значительных достижений полета корабля «Аполлон X» следует отнести:
— получение информации, продемонстрировавшей пригодность участка 2для высадки космонавтов;
— приобретение персоналом Центра управления МСС и персоналом командно-измерительного комплекса опыта и информации, необходимых для обеспечения полета с высадкой на Луну. Вообще отмечался «профессиональный, рутинный» характер полета, в котором борт и Земля действовали согласованно, «полностью доверяя опыту друг друга»;
— приобретение космонавтами опыта управления основным блоком и лунной кабиной при операциях на селеноцентрической орбите;
— получение необходимой информации о возмущениях селеноцентрической орбиты под влиянием аномалий гравитационного поля Луны. После полета корабля «Аполлон X» наземные службы получили данные, позволяющие рассчитывать эфемериды корабля на селеноцентрической орбите на виток вперед с сшибкой не более 600 ж, в то время как данные, полученные после полета корабля «Аполлон VIII», позволяли рассчитывать эфемериды на виток вперед с ошибкой до 4500 м, а на два витка вперед с ошибкой уже до 9000 м. По заявлению специалистов NASA, после полета корабля «Аполлон X» возмущения селеноцентрической орбиты под влиянием гравитационных аномалий перестали быть проблемой, тем более, что этот полет показал способность космонавтов путем наблюдения ориентиров на поверхности Луны определять с высокой точностью положение корабля на селеноцентрической орбите по широте, долготе и высоте;
— получение большого количества ценной научной информации о лунном рельефе. Всего было опубликовано 1200 черно-белых фотоснимков Луны. Из них 87% специалисты смогли сразу привязать к известным лунным ориентирам;
— проведение впервые в истории космонавтики сеансов цветного телевидения с борта. Общая длительность сеансов достигла 7 нас 3 мин 40 секу то есть более чем в два раза превысила запланированную. Для сравнения указывается, что длительность сеансов черно-белого телевидения с борта корабля «Аполлон VII» составляла 90 мин, корабля «Аполлон VIII» 2 час и корабля «Аполлон IX» 19,5 мин. Экипаж корабля «Аполлон X» отнесся к телевизионным сеансам со значительно большим энтузиазмом, чем экипажи предыдущих кораблей «Аполлон». Отмечается значительно более высокое качество изображения, чем при предыдущих полетах. Отсутствие ярких красок на Луне не позволило полностью использовать возможности цветного телевидения, однако при демонстрации внутреннего вида кабины, а также при показе Земли цветное изображение было очень впечатляющим. Несколько мешал при передачах резкий солнечный свет. Космонавты часто «играли на публику». Янг висел «вниз головой», а Стаффорд подбрасывал его на ладони, подставленной под голову;
— отличное состояние экипажа в течение всего полета, впервые за всю историю пилотируемых полетов кораблей «Аполлон». По-видимому, сыграло свою роль ослабление режима тренировок космонавтов в последние дни перед стартом. В полете космонавты не принимали никаких таблеток, за исключением «ломотила» (diphen oxylate hydrochloride) для успокоения желудочных болей, возникших из-за наличия пузырьков водорода в питьевой воде, и аспирина для снятия напряжения мышечной системы в непривычных условиях. Космонавты питались нормально. В отличие от предыдущих полетов, никаких жалоб на пищу не было. Заслужили одобрение желатинизированные пищевые продукты, которые можно было есть ложками. Однако космонавты потребляли меньше воды, чем предусматривалось (1,4 л вместо ~3,3 л на человека в сутки), поскольку в питьевой воде содержались пузырьки водорода, вызывавшие желудочные боли. Никто из космонавтов не испытывал симптомов укачивания. За несколько дней перед стартом космонавты, по совету врачей, совершали полеты на самолетах с выполнением фигур высшего пилотажа, что должно было сделать их менее уязвимыми к укачиванию в космическом полете. Во время полета корабля по трассе «Луна—Земля» 24 мая наблюдалось некоторое повышение уровня радиации. Однако оно не было опасным и, по оценке специалистов, доза радиации была не больше, чем получают пациенты в результате одного сеанса рентгеноскопии полости рта;
— повышение престижа США, как ведущей державы в научно-техническом отношении. Космонавты взяли с собой шкатулку с миниатюрными флажками 117 государств— членов ООН, а также флажками штатов США. Предполагалось после возвращения подарить флажки представителям этих стран и штатов.
За время полета корабля «Аполлон X» было зарегистрировано 30 неисправностей и отклонений от расчетного режима. Однако ни одно из них не вызывало необходимости аварийного прекращения полета. К числу этих неисправностей и отклонений, в частности, относятся:
1. Возникновение колебаний на участках работы двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя.
2. Отслоение облицовки теплозащитного экрана в туннелях- лазах и распространение по кораблю частичек стекловаты, причинявших неудобства космонавтам и угрожавших засорить клапаны, шланги и пр. Космонавты пытались удалить частицы с помощью влажных полотенец, но безуспешно. Было принято решение на всех последующих кораблях «Аполлон», начиная с корабля «Аполлон XI», заменить стекловату многослойной теплоизоляцией из майларовой пленки с алюминиевым покрытием. Тепловые нагрузки в полете оказались ниже, чем те, которые ожидались и на которые была рассчитана теплоизоляция из стекловаты.
3. Перебои в связи между основным блоком и лунной кабиной, а также между этими аппаратами и Землей во время маневров у Луны. Объяснялось это тем, что во время маневров аппараты меняли ориентацию и остронаправленная антенна не всегда была в нужном положении. При последующих полетах решили задействовать станцию «Марс» в Голдстоне с антенной, имеющей отражатель диаметром 64 м. Эта станция должна обеспечивать уверенную связь и при использовании всенаправленных антенн.
4. Очень высокий уровень шумов при работе двигателей и некоторых бортовых систем лунной кабины.
5. Отказ фото- и кинокамеры при прохождении на малой высоте над участком посадки. По заявлению руководителей полета, съемка этого участка с базовой селеноцентрической орбиты дала необходимые сведения, несмотря на отсутствие снимков с близкого расстояния.
6. Перегрев одной из трех батарей водородо-кислородных топливных элементов примерно в Т+121 час из-за короткого замыкания в насосе охлаждающей жидкости. Эта батарея была подключена к системе охлаждения другой батареи, что позволило использовать ее в те периоды, когда требовалась пиковая мощность.
7. Неэффективность принятого способа удаления пузырьков водорода из питьевой воды. Этот способ предусматривал раскрутку пластмассового мешочка с водой, с тем чтобы пузырьки газа под действием центробежной силы скапливались в том конце мешочка, где находится выпускной клапан. Однако пузырьки сливались в один большой пузырь, который перемещался не к клапану, а к противоположному концу мешочка. Физики затруднялись объяснить это явление, которое Сернан сумел продемонстрировать в одном из сеансов телевизионной передачи. Характерно, что при быстром движении мешочка красный, зеленый и синий цвета в телевизионном изображении мешочка были видны последовательно. Наличие пузырьков в питьевой воде вызывало желудочные боли у космонавтов.
Выход из строя бортового индикатора лунной кабины не позволил Стаффорду определить давление в топливных баках, но поступающая на Землю телеметрическая информация показывала, что это давление находится в пределах нормы.