Ни автомобиль, ни человек не сдвинется с места, когда нет топлива.
Топливо автомобиля - бензин/ газ/ электричество.
Топливо человека - молекула АТФ.
АденозинТРИфосфат (название запоминать необязательно, значение имеют «три» остатка фосфорной кислоты)
АТФ - универсальная единица энергии, которая нужна для поддержания ВООБЩЕ ВСЕХ процессов в организме.
Нет АТФ => нет энергии => нет движения => нет жизни)
Энергия высвобождается при отделении от АТФ остатка фосфорной кислоты. Тогда аденозинТРИфосфат (АТФ) становится аденозинДИфосфатом (АДФ)
И это процесс обратимый: из АДФ снова можно восстановить АТФ, которая снова будет снабжать нас энергией.
А вот запустить реакцию восстановления способны 3 субстрата:
1️⃣ креатинфосфат
2️⃣ глюкоза
3️⃣ жиры
Креатинфосфат - это про первые 15 секунд работы.
Дальше - только глюкоза и жиры.
Нет глюкозы и жиров - нет АТФ, нет энергии, нет движения (ну вы поняли)
Глюкоза и жиры - это то, что мы едим и то, что накопили.
Глюкозу накапливаем в виде гликогена в мышцах и печени (депо ограничено в 400г)
Жиры - в жировой ткани (депо без ограничений)
Когда работа длительная, гликоген постепенно истощается.
Запасов хватает на пару часов интенсивной работы.
Потом чувство сильной усталости (та самая «марафонская стена» как раз про это).
То есть это не когда «чет подустал, лень двигаться», а когда «не могу поднять ногу»
Неограниченные запасы жиров не очень-то спасают.
Во-первых, они не сразу включаются в работу. Во-вторых, энергия из жиров высвобождается медленнее.
И наконец, для окисления жиров тоже нужны углеводы.
Поэтому, если себя «не кормить» во время длительной нагрузки, то глюкозы для восстановления АТФ не будет.
Питание на соревнованиях - одна из важных стратегических составляющих, которая напрямую влияет на результат.
И вообще, жизнь = процесс, и для его поддержания нужна энергия.