Найти в Дзене
Другой Моделизм

Армата: эстафету принимает Тагил, или почему объект 195 не нужен

В прошлых статьях мы обсудили харьковских и ленинградских предков Арматы, которым не повезло родиться на свет в разгар колоссального геополитического и экономического кризиса. Распад СССР закончился для них фатально, и это неудивительно - в тяжелые времена всем не до сверхдорогих игрушек. К тому же заказчик и исполнитель в случае Молота оказались в разных государствах, что оказалось не менее губительно для сырой и неотработанной машины.

В Ленинграде, вернувшем свое историческое название и ставшем Санкт-Петербургом, дела шли еще хуже. Военное направление Кировского завода стремительно умирало. Производство Т-80У окончательно переехало в Омск, а СКБ-2 осталось не у дел. Денег на Бурлан больше не было, и перспективы были туманны.

Относительно общего треша более или менее хорошо держался только Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле. Он сохранил серийное производство Т-72Б, плавно перетекшее в выпуск Т-90, а развитый гражданский сектор с мощным производством железнодорожной техники позволял держаться на плаву. Огромный парк Т-72 за рубежом также позволял сводить концы с концами за счет заказов на запчасти и ремонт экспортных машин. Неудивительно, что тему перспективного танка ГАБТУ передало именно УКБТМ - Уральскому Конструкторскому Бюро Транспортного Машиностроения, штатному КБ Уралвагонзавода.

Компоновка объекта 195 из патента
Компоновка объекта 195 из патента

Строго говоря, сказать, когда начались работы по перспективному танку объект 195, нельзя. В сети попадаются разные даты, а тема работ называлась "Совершенствование-88". Цифра 88 может указывать на год формулирования техзадания, а может быть абстрактной - завеса секретности не подразумевает распространение точной информации.

Что же сделали в Тагиле? Как в Харькове и Ленинграде, основным вооружением танка стала 152-мм пушка-пусковая установка, вынесенная за пределы обитаемого объема. Заряжание обеспечивалось при помощи автомата заряжания кабинного типа, размещенного под боевым модулем.

Семикатковая ходовая часть создавалась на надежных и прочных элементах ходовой части Т-90. Из интересных решений - применение адаптивной подвески. Проще процитировать патент, чем пересказывать своими словами:

Ходовая часть танка семикатковая, катки аналогичны применяемым на танке Т-90. Подвеска – торсионная, применены лопостные амортизаторы. Подвеска Т-72 и Т-90 обладала недостаточной плавностью хода из-за больших ускорений тряски при езде по мелким неровностям при большом сопротивлении гидроамортизаторов, пробоев подвески (жестких ударов балансира в упор на корпусе) при малом сопротивлении гидроамортизаторов.
Следствием этого являются, кроме недостаточного уровня комфортности экипажа, ограничения на ведение стрельбы с ходу при движении по большим неровностям из-за больших колебаний корпуса. На данном этапе развития систем подрессоривания гусеничных машин наблюдается противоречие: чем больше сопротивление гидроамортизаторов машины и большая проходная неровность, преодолеваемая машиной без пробоя подвески, тем больше ускорение тряски на мелких неровностях трассы, что негативно отражается на экипаже и оборудовании машины. С другой стороны, чем меньше сопротивление гидроамортизаторов (и меньше ускорение тряски на мелких неровностях трассы), тем меньшую проходную высоту неровности может преодолеть машина без пробоя подвески (что ограничивает скорость машины). Чтобы выполнить все повышающиеся требования по плавности хода - иметь приемлемый уровень ускорений тряски на мелких неровностях и преодолевать значительную проходную высоту неровности без пробоя подвески, - а также повысить точность ведения стрельбы, необходимо регулировать сопротивление гидроамортизаторов системыподрессоривания. Система подрессоривания ходовой части перспективного танка снабжена дополнительно датчиками продольной и поперечной угловых скоростей, расположенными на жестких элементах корпуса. Датчиком линейного ускорения по вертикальной оси машины, размещенным вблизи центра масс машины. Формирователем управляющего сигнала.
На каждом из торсионных валов первой и последней пар подвесок закреплен датчик угла закрутки торсионного вала, а каждый гидроамортизатор снабжен датчиком температуры рабочей жидкости. А также электромагнитной системой, выполненной с возможностью создания магнитного поля для изменения вязкости рабочей жидкости гидроамортизатора. При движении машины по пересеченной местности по сигналам датчиков формирователь сигналов, в соответствии с заранее введенным в него алгоритмом, рассчитывает и подает управляющие сигналы на каждую электромагнитную систему каждого из гидроамортизаторов, изменяя их сопротивление. Вследствие увеличения вязкости магнитореологической жидкости под воздействием магнитного поля, создаваемого электромагнитными системами оптимизируется движение по пересеченной местности: уменьшается вертикальное ускорение, поперечная и продольная раскачки корпуса.
Схема работы активной подвески
Схема работы активной подвески

Естественно, танк оснащался БИУС и ТИУС, а также прочей важной электроникой.

Компоновка объекта 195 радикально отличалась и от Молота, и от Бурлана. С Молотом она имеет общее только по кормовому расположению двигателя, а с Бурланом - по наличию изолированной капсулы экипажа и расположенного за ней боевого отделения.

Компоновка Бурлана, при всей своей футуристичности, обладает несколькими очень серьезными недостатками, выявились которые совсем в другом регионе и при других обстоятельствах. Единственный в мире основной танк с переднемоторной компоновкой - израильская Меркава. И ее эксплуатация показала, что тепло от горячего двигателя создает марево прямо в поле зрения наводчика прямо по курсу и на значительные углы в стороны. Марево затрудняет прицеливание и вынуждает экипаж маневрировать, чтобы упростить прицеливание. При этом танк относительно наиболее угрожаемого направления оказывается на неоптимальных углах, что нивелирует бронезащиту лба.

Второй существенный минус такой компоновки - неприемлемое повышение вероятности потери танка при пробитии лобовой бронезащиты. Сильно огрубляя, при компоновке с размещением двигателя сзади далеко не каждое пробитие выводит из строя экипаж или жизненно важные агрегаты, тем более двигатель. Поврежденный танк сохраняет подвижность и может покинуть опасную зону. Переднемоторная компоновка сводит такую вероятность к нулю. Двигатель не является существенной преградой для современных ломов или кумулятивов, но после выхода из строя силовой установки боевая машина превращается в неподвижную мишень. Благая цель обезопасить экипаж дает обратный эффект - и танк превращается в безвозврат, и экипажу приходится покидать еще способный вести огонь, но обездвиженный танк и на своих двоих эвакуироваться в тыл, что менее безопасно само по себе.

Третья проблема выявилась буквально на днях. Длинная горизонтальная и тонкая лобовая деталь - прекрасная уязвимая зона для сбросов с коптеров или ударов FPV-дронов. Размеры не позволяют ни сделать ее толще, ни прикрыть козырьками. Многочисленные видео с Ближнего Востока наглядно демонстрируют, как уничтожить переднемоторный танк сбросом с дрона.

Автомат заряжания объект 195
Автомат заряжания объект 195

Так или иначе, в Тагиле выбрали заднемоторную компоновку с изолированной капсулой экипажа, вынесенным вооружением и автоматом заряжания карусельного типа. Силовая установка - Х-образный дизельный двигатель мощностью 1500 л.с. Кое-что это напоминает, не правда ли?

Слухи про супертанк тонким ручейком просачивались в прессу и к любителям бронетехники ровно до 7 апреля 2010 года, когда начальник Департамента вооружения Министерства обороны Российской Федерации Виктор Поповкин сообщил, что все работы по объекту 195 прекращены в силу морального устаревания проекта и бесперспективности. Но не спешите рвать тельняшку, ругать тупых лампасников и проклятого табуреткина. Лучше разберемся, действительно ли объект 195 морально устарел и был лишен перспектив.

Полковник Виктор Мураховский, опытный офицер-танкист, служивший в ГСВГ, комментируя эту новость, высказал мнение, что российская промышленность просто не смогла бы освоить объект 195. Серийный выпуск настолько сложной машины был невозможен, и это правда. На тот момент самым совершенным серийным танком был значительно более простой Т-90А, который выпускался силами УВЗ с изрядными трудностями. Объект 195 гораздо сложнее, как минимум его электроника требовала развитой кооперации различных предприятий, причем в момент, когда российское промышленное производство находилось на минимальных показателях за всю постсоветскую эпоху. Чтобы расшевелить танкопром и загрузить его заказами, создали Т-72Б3, и в таких условиях запуск в серию настолько сложной машины был натуральным фантомом.

Объект 195 в парке одной из частей ВС РФ
Объект 195 в парке одной из частей ВС РФ

У объекта 195 было еще два огромных недостатка. Первый - его двигатель, второй - его вооружение. Дизельный двигатель А-85 к 2010 году был сырым и ненадежным. И это утверждение невозможно оспорить - судя по всему, его проблемы если и удалось решить, то только в последние годы. И альтернативной силовой установки для перспективного танка не было. ГТД-1500 так и не был создан (его разработка заново началась только в этом году), а V-образных дизелей необходимой мощности попросту не было.

Двигатель А-85, снятый с объекта 195
Двигатель А-85, снятый с объекта 195

152-мм гладкоствольную пушку можно было выпускать в штучных экземплярах, но о серии речи не могло быть. Производство 125-мм стволов к 2А46 шло с трудом, а проточка таких крупных труб, как у пушки объекта 195, в условиях дефицита квалифицированных рабочих превращалась в квест с неизвестным процентом брака.

Проблему производства боеприпасов для объекта 195 обычно игнорируют, а она вставала в полный рост. Для гладкоствольной пушки нужны собственные боеприпасы, так как боекомплект к нарезным 152-мм гаубицам не годится. Следовательно, надо было создавать новые производственные линии, откуда-то брать персонал, а также средства на все эти развлечения.

Выбор основного вооружения перспективного танка также не был очевиден. Порождая массу трудноразрешимых проблем производственного характера, 152 мм "главного калибра" не давали каких-либо реальных преимуществ перед освоенными пушками калибра 125 мм. Могущество осколочно-фугасного снаряда не получило существенного прироста, а для бронебойных "ломов" не было целей, которые невозможно поразить бронебойными 125 мм боеприпасами. При этом потенциал 125 мм БОПС не был до конца исчерпан, и быстрее и дешевле было разработать более совершенные БОПС для традиционного калибра, чем перескакивать на новый. Кроме всего прочего, размеры боеприпасов сокращали возимый боекомплект, требовали перестраивать всю систему подготовки и снабжения и вызывали рост габаритов самого танка.

-7

Получается, что к 2010 году ВС РФ получали танк без двигателя, без основного вооружения и, скорее всего, без электроники. Можно как угодно относиться к тогдашнему руководству МО, но оно сделало единственно возможный выбор.

Российская армия рубежа нулевых и десятых не могла потянуть эксплуатацию объекта 195. Неосвоенный нестандартный дизель сам по себе проблема, но это пол беды. Потяжелевшая на 10-15 тонн относительно актуальных танков огромная машина была уже не под силу штатным "эвакуаторам" БРЭМ-1 и требовала разработки специализированной ремонтно-эвакуационной машины (кто сказал Т-16?). Необходимо было пересматривать весь парк инженерной техники, начиная от мостоукладчиков и заканчивая понтонно-мостовыми парками. Необходимо было создавать и учебную базу, комплексы тренажеров и учебные программы. С нуля. Да, с нуля, так как у танка ничего общего с предшественниками не было. То, что для геймеров школьного развития ума прикольная вундервафля, которая всем сделает больно и вообще срочновигру, в реальной жизни превращается в дичайший геморрой для промышленности и армии. Про финансовое бремя, ложащееся на бюджет страны и, через него, на нас, налогоплательщиков, фанаты всевозможных супертанков не просто забывают. Они целенаправленно игнорируют все, что мешает их хотелкам воплотиться в жизнь, а должностные лица, принимающие решения отправить эти хотелки в утиль, автоматически записываются во враги, предатели Родины, идиоты и так далее. Хотя хороший вопрос, кто еще идиот... не так ли?

Закономерным итогом 20 с лишним лет разработки перспективного танка по теме "Совершенствование-88" стало закрытие самой темы. Специалисты ГАБТУ, ЦНИИ 38, ВНИИТМ и прочих профильных организаций пересмотрели концепцию основного танка будущего. Монструозные прототипы из прошлого ушли в небытие, а странные и нереалистичные идеи были отброшены. Опыт работы по прошлым ОКР не был утрачен - все лучшее легло в основу ТЗ, ставшего отправной точкой по ОКР Армата.

Статья создана по материалам из открытых источников