Найти тему

Почему не работают блоки в каратэ

Да блоки не работают не только в каратэ. В ушу такая же картина. Да и в других системах БИ аналогичная ситуация. Ну и вопрос – А ПОЧЕМУ? А могут ли блоки работать?

Есть такое выражение «Руки не из того места растут». Вот Вам и ответ на вопрос о блоках. Блоки не работают, потому что руки не из того места растут.

Что в блоках самое главное? А что самое главное в самолете? Лететь в бизнес-классе? Лететь в комфортабельном Бионге-747? Обеды и напитки во время полета? Самое главное в самолете прежде всего – это на рейс не опоздать. Опоздаете на рейс, все остальное потеряет всяческий смысл.

С блоками ситуация аналогичная. Без разницы, каков ваш блок: сильный, мощный, верхний, нижний, внутренний или внешний. Если он не успеет за ударом, он не имеет никакого смысла.

Ну давайте посмотрим внимательно, в деталях, как делаются блоки:

https://www.youtube.com/watch?v=KGwIDmtAm6o

Я в качестве примера опять-таки беру каратэ, как наиболее простую и понятную систему для большинства.

Итак, на видео первый блок Аге Уке. Его называют верхним блоком. Прежде всего, надо очень четко понимать, что совсем он не верхний. Верхний блок закрывает верх тела, закрывает голову. А Аге Уке закрывает лишь половину тела. Чтобы закрыть верхнюю часть тела, боец вынужден поворачиваться боком, убирая незащищенную часть тела назад. Но это уже некие мелочи.

Смотрим на суть вопроса. Сколько боец сделал движений, чтобы поставить блок? Считаем. Раз – кулак выходит на центр тела к груди. Два – кулак уходит вверх. Три – локоть идет в сторону. Четыре – предплечье жестко «защелкивается». Пять – при этом тело поворачивается боком. Шесть - локоть второй руки отводится назад за спину. Семь – кулак второй руки поворачивается ладонью вверх.

Семь! Семь движений, чтобы сделать один блок! Мне могут возразить, что на самом деле все движения делаются слитно, стремясь быть одним движением. Это-то понятно. Но это сознание так думает, сознанию надо, чтобы это выглядело одним движением. А вот мозг при этом потеет и корчится от работы. Для него как это было 7-ю движениями так и осталось. Плюс от него еще требуется сложную координацию создать – левая рука идет вперед, а правая назад. В общем мозгу не позавидуешь. Ему приходится обрабатывать массу противоречивой информации.

Почему противоречивой? Вот это мы сейчас и рассмотрим. Первое противоречие между двумя руками – при постановке блока одна рука идет вперед, а вторая оттягивается назад. Это противоположные движения с противоположными векторами сил. В естественном состоянии, если вы вытягиваете или поднимаете одну руку, то вторая либо остается на месте на нейтралке (в естественном положении), либо устремляется на помощь работающей руке. Такая согласованность рук создана веками эволюции и совершенно логична. «Разрыв» рук в противоположные направления вперед-назад создает «разрыв» мозга и мышц. Мозг и тело начинают притормаживать, пытаясь смириться с новой реальностью.

Если руки развести в стороны, то такого эффекта не возникает. Почему? Потому что по бокам тело симметрично, и каждая рука может действовать самостоятельно, не мешая другой руке. Хотя это тоже создает дополнительную нагрузку на мозг. А передняя и задние части тела несимметричны, поэтому тут руки взаимосвязаны и зависят друг от друга. А в каратэ эту зависимость пытаются разорвать.

Второе противоречие – между локтем и кулаком, точнее между плечом, предплечьем и кистью. Плечо – это часть руки от плечевого сустава до локтевого. Именно эта часть главная в движении руки. Он задает и силу, и скорость, и направление. Предплечье полностью зависит от плеча и двигается уже на плече. Так что своим движением способно увеличить начальную скорость, заданную плечом. Кисть в движении – это пассивный наблюдатель. Зато напряжением кисти можно регулировать силу руки и корректировать движение в конечной фазе.

А мы что видим при постановке Аге Уке? Мозгу предлагают в качестве главного объекта для движения кулак, то есть кисть. Кулак идет вперед и тянет за собой предплечье, а предплечье уже тянет за собой плечо. Когда кулак достигает верха, он передает инициативу предплечью, а плечо все также остается в пассиве. В результате во время выполнения блока два источника скорости плечо и предплечье остаются за кадром. Отсюда и падение скорости выполнения блока.

Эта грубая ошибка учебного блока затем естественным образом устраняется. У многих мастеров во время стремления выполнить аге уке как можно быстрее, «отключается» кулак и включается плечо как и положено. Тем не менее, этой скорости оказывается все равно недостаточно. Почему?

Потому что в блоке не плечо главное. А что? Главным элементом блока является предплечье. Именно предплечье диктует условия и вид движения. Плечо всего лишь помогает. Этот момент – он как бы слом стереотипов. Практически во всех стилях БИ главным в блоках является или кулак или плечо. Но плечо сильное, и поэтому громоздкое в плен скорости. Кулак вроде как главный в движениях рук, но без нужной поддержки предплечья он просто балласт.

Я понимаю, что это непонятно. Что делать? Надо понять, что плечо – это средство доставки на орбиту ракеты-предплечья. А уже на орбите предплечье раскрывается во всей красе…. Кулак – это всего лишь заключительный этап маневра. Давайте посмотрим на практике.

https://www.youtube.com/watch?v=cRgaI2NZnLQ

Что мы видим? Мы видим движения смертника. У него целая секунда уходит на шаг вперед и блок. Кроме того, он сначала делает шаг, а только потом блок. По факту в реальном бою в момент шага вперед ему уже прилетает встречка, и зачем он после этого блок делает вообще непонятно. Наверное, для красоты момента, как говорится, умирать так с музыкой.

При этом вторая рука бойца делает все, чтобы открыть корпус для встречной атаки противника. Получается, что каратэ – это просто игра в поддавки. А нам это пытаются выдать за эффективную самооборону…

А вот еще перл:

https://www.youtube.com/watch?v=s4GNRqSVTmY

Здесь вообще жесть. Чувак даже не знает, что суть блока – тело закрывать, а его блок Учи Уке в лучшем случае центральную линию тела перекрывает, оставляя незащищенным бок. Более того, у него локоть сильнее уходит в сторону, чем кулак. Это вообще полный треш. Такой блок ни один удар не снимет. Он слишком слаб. Бедное каратэ! До чего его довели!

Так а вот еще пример:

https://www.youtube.com/watch?v=EHCdcDNR2eQ

Тут уже чувак в кимоно с иероглифами подозревает, что с блоком Учи уке что-то не так. И предлагает свой «рецепт». Но его рецепт тоже оказывается бестолковым. Он предлагает за счет игры локтем сыграть в резкость и силу блока. Но как видно на видео, такой подход потребует сначала поднять локоть. А с другой стороны то, что чувак в кимоно и не знает даже, таким движением настоящий мощный удар не остановить и не отвести в сторону, в принципе.

Поэтому первая тема, почему блоки не работают – это излишняя громоздкость за счет лишних, неэффективных движений, которые увеличивают время постановки блока.

Вторая тема – «почему блоки не работают». Это реверсные движения.

Вот смотрим Учи уке, Сото уке:

https://www.youtube.com/watch?v=cRgaI2NZnLQ

Рука сначала идет в один бок, оттуда в другой, сначала назад, потом вперед. А что такое реверсное движение? Ну, сядьте в автомобиль, разгонитесь как хотите, а потом резко поезжайте назад. Понятно? Или надо объяснять?

Бедные каратисты на этом фоне начинают изголяться по всякому. Вот к примеру:

https://dzen.ru/video/watch/5f96852fbc35081b523decc4?sid=159506536111137200

На 30 сек мы видим яростное желание избавится от реверса. И выглядит –то все вполне прилично. Но проблема в чем? Пока мужик в кимоно толкает свою руку вперед и минимизировать реверсное движение, противник то спать не будет. Пока мы разбираемся с реверсом, удар уже прилетит. Противник то тоже хочет все делать как можно быстрее, а при выполнении удара реверса нет, как и нет ограничений по скорости. Вот в чем прикол.

Ну и третья проблема блоков – это площадь, сектор, сегмент. Можно называть это как угодно. Посмотрите на Учи Уке, Сото, Шуто… Это блоки, которые не закрывают тело, а настроены исключительно на конкретный удар противника. У них очень маленький сектор перекрытия. Что это такое? Ну вот вы стоите фронтально к противнику. Он делает блок. Смотрите размер проекции на плоскость к вам от кисти до локтя. В каратэ он очень маленький. Это значит, что при ударе, блок не сможет перекрыть удары чуть выше или чуть ниже. Это косяк, залёт.

Итог простой и печальный. Классические блоки каратэ не могут сработать никогда от слова совсем. А их жалкие подобия – чисто случайно, как говорится, один шанс из тысячи.