Найти тему
Лунные истории

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ «АПОЛЛОН VII»

Оглавление

Полет космического корабля «Аполлон VII» — первого пилоти­руемого корабля «Аполлон» — проходил с 11 по 22 октября 1968 г. Экипаж корабля: Уолтер Ширра (командир), Уолтер Каннингем (пилот основного блока) и Дон Эйзел (выполнял некоторые функ­ции пилота лунной кабины). Корабль включал в себя только ос­новной блок (образец 101), причем без остронаправленной антен­ны диапазона S, которая не была еще подготовлена. Вес корабля 14,7 т (отсек экипажа 5,75 т, двигательный отсек с неполным запа­сом топлива 8,95 т). Для запуска использовалась двухступенчатая ракета-носитель «Сатурн IB» AS-205. Цель полета, относящегося к этапу С, —комплексные испытания основного блока на геоцентри­ческой орбите.

Программа полета корабля «Аполлон VII» была полностью выполнена.

Запуск ракеты «Сатурн IВ» AS-205 с кораблем «Аполлон VII»
Запуск ракеты «Сатурн IВ» AS-205 с кораблем «Аполлон VII»

ЗАДАЧИ ПОЛЕТА

Всего корабль «Аполлон VII» должен был выполнить 51 зада­чу. Среди этих задач:

1. Ориентация второй ступени ракеты-носителя с пристыко­ванным к ней кораблем при помощи двигателей системы ориента­ции ступени, управляемых по командам космонавтов. При этом должна имитироваться ориентация ступени с кораблем перед пов­торным включением двигателя ступени для обеспечения перехода на траекторию полета к Луне.

2. Причаливание корабля ко второй ступени ракеты-носителя до расстояния 1—2 м. При этом должно имитироваться причалива­ние основного блока к лунной кабине при перестроении отсеков.

3. Осмотр (при причаливании корабля ко второй ступени) рас­крывшихся панелей переходника между ракетой-носителем и ко­раблем (переходник при этом полете не сбрасывался, а только рас­крывался).

4. Сближение корабля со второй ступенью ракеты-носителя до расстояния нескольких десятков метров. Для обеспечения сближения космонавты пользуются секстантом, поскольку радиолокатор на основном блоке не предусмотрен, а измеритель дальности еще не был подготовлен к использованию. При этом должно ими­тироваться сближение основного блока со взлетной ступенью на селеноцентрической орбите в случае выхода из строя двигательной установки взлетной ступени или нехватки топлива для нее.

5. Сопровождение последней ступени с помощью секстанта и сканирующего телескопа, изучение трудностей, которые создает для такого сопровождения солнечный свет, отраженный от Земли. Другая цель этого эксперимента — определение способности кос­монавтов правильно оценивать расстояния в космосе. Оценка кос­монавтов должна сравниваться с данными наземных средств траекторных измерений.

6. Навигация с использованием звезд, а также наземных ориентиров.

7. Идентификация (за период порядка 6 мин) наземных ориен­тиров (острова, города, заливы и пр.) с целью тренировки пилота основного блока, который должен будет за 15-минутный проход идентифицировать элементы лунного рельефа для уточнения селе­ноцентрической орбиты корабля, если стандартные радиоизмере­ния траектории окажутся неудовлетворительными.

8. Визуальное наблюдение земного горизонта для изучения возможности его использования для ориентации корабля.

9. Наблюдение звезд в дневное и ночное время для отработки астронавигации, которая потребуется при полете к Луне и возвра­щении на Землю.

10. Определение параметров орбиты корабля с помощью бор­товых средств (секстант и пр.).

11. Испытания маршевого двигателя корабля, который дол­жен был включаться восемь раз на различную продолжительность, в частности, для обеспечения сближения со второй ступенью и для обеспечения схода с орбиты.

12. Изучение колебаний топлива в баках корабля после ма­невров.

13. Определение точности устройств, измеряющих расход топ­лива.

14. Определение количества топлива, необходимого для про­ворачивания корабля вокруг продольной оси с целью обеспечения расчетного теплового режима.

15. Изучение влияния на работу маршевого двигателя дли­тельного пребывания в тени (для этой цели корабль разворачивал­ся отсеком экипажа к Солнцу).

16. Изучение работы радиатора системы терморегулирования.

17. Изучение теплового равновесия бортовых систем.

18.Изучение поведения теплозащитного экрана на днище от­сека экипажа при входе в атмосферу.

19. Испытания инерциального измерительного блока.

20. Оценка средств отображения и управления на пульте кос­монавтов.

21. Испытания линии связи «борт-Земля». Основной при по­лете корабля «Аполлон VII» была радиосистема метрового диапа­зона. Унифицированная радиосистема USBS сантиметрового диа­пазона S при этом полете проходила отработку и использовалась в качестве запасной.

22. Испытания бортового радиолокационного приемоответчика во взаимодействии с радиолокатором того типа, который должен быть установлен на взлетной ступени лунной кабины и служить для обеспечения ее встречи с основным блоком на селеноцентри­ческой орбите. Радиолокатор устанавливается на полигоне Уайт Сандс.

23. Фотографирование наземных ориентиров (в частности, го­ры Фудзияма в Японии) и облачного покровам помощью камеры Hasselblad с телеобъективом.

24. Телевизионные передачи с борта — впервые в практике американских пилотируемых полетов. Переносная телевизионная камера была взята на борт несмотря на возражения космонавтов, которые не хотели, чтобы руководители полета «подглядывали» за ними, а также опасались, что телевизионные сеансы помешают вы­полнению других задач полета.

25. Испытания впервые применявшейся на американских ко­раблях системы приготовления горячей пищи, в частности, кофе.

26. Испытания 14 наземных и трех корабельных станций сле­жения, а также системы передачи данных от этих станций с ис­пользованием связных спутников INTELSAT-2. Длительность пе­риода видимости для каждой станции - 6 мин.

Большинство основных задач было запланировано на первые трое суток одиннадцатисуточного полета, так что даже в случае аварийного прекращения полета после трех суток он, по заявле­нию руководителей NASA, все равно считался бы успешным при условии, что все задачи, намеченные на эти трое суток, были вы­полнены.

РАСЧЕТНАЯ ПРОГРАММА ПОЛЕТА

Согласно расчетной программе, ракета-носитель «Сатурн IВ» AS-205 с космическим кораблем «Аполлон VII» запускается со стартового комплекса № 34 на мысе Кеннеди 11 октября 1968 г. в 15 час 00 мин (время по гринвичу). Окно для запуска 11 октября продолжалось с 15 час 00 мин до 19 час 00 мин. Вторая ступень ракеты-носи­теля с кораблем выводится на орбиту с высотой перигея 228 км, высотой апогея 283,5 км и наклонением к плоскости экватора ~32°. Перед отделением корабля космонавты включают вспомогательные двигатели ступени, которые должны обеспечить разворот ступени с кораблем на 12° по тангажу, 3° по крену и 3°по рысканию. В Т + 2 час 55 мин включаются на 4 сек вспомогательные двигатели корабля, которые обеспечивают его отделение от последней ступени. Космонавты разворачивают корабль, с помощью вспомогательных двигателей осуществляют причалива­ние к ступени до расстояния 1—2 м и групповой полет в течение ~40 мин, во время которого фотографируют ступень с раскрыв­шимися панелями переходника. После фотографирования космо­навты включают вспомогательные двигатели, в результате корабль выходит на орбиту, отличную от орбиты ступени, и отдаляется от нее с таким расчетом, чтобы на вторые сутки полета мог быть про­изведен эксперимент по сближению корабля и ступени. Этот экспе­римент начинается в Т+26 час (на 17-м витке). Космонавты вклю­чают на 10 сек маршевый двигатель, который сообщает кораблю приращение скорости 63,7 м/сек. В момент включения двигателя корабль находится на расстоянии — 150 км от ступени впереди по полету. Через 90 мин маршевый двигатель включается вторично на 7—9 сек (приращение скорости ~55 м/сек) и переводит корабль на орбиту, «ко-эллиптическую» орбите ступени. Когда расстояние между кораблем и ступенью сократится до 24 км, включаются вспомогательные двигатели для обеспечения сближения на конеч­ном участке. 'Корабль при этом эксперименте не должен очень близко подходить к ступени. Энергия батарей на ступени к этому времени уже будет израсходована, ориентация ступени поддержи­ваться не сможет, и она будет беспорядочно кувыркаться^ После сближения в течение ~30 мин должен осуществляться групповой полет корабля и ступени. Затем включаются вспомогательные дви­гатели для перевода корабля на другую орбиту. В последующие несколько суток осуществляются еще пять включений маршевого двигателя с целью испытаний его при различной продолжительно­сти работы — от ~ 0,5 сек до ~1 мин.

Раз в сутки в течение 11 —12 мин проводятся сеансы телеви­зионной передачи, приуроченные к прохождению корабля над стан­цией в Корпус-Кристи (шт. Техас), оборудованной для приема те­левизионных изображений с борта (10 кадров/сек\ 227 строк) и преобразования их для передачи по коммерческому телевидению (30 кадров/сек\ 525 строк). На этой станции имеется антенна с от­ражателем диаметром 9 м. Получаемые с борта изображения пе­редаются со станции в Корпус-Кристи также и в Центр управле­ния МСС в Хьюстоне.

Корабль должен совершить посадку на 164-м витке в Атлан­тическом океане в 370 км к юго-западу от Бермудских о-вов. В район посадки высылается авианосец «Эссекс».

ХОД ПОЛЕТА

Предстартовая подготовка ракеты-носителя «Сатурн IВ» AS-205 с кораблем «Аполлон VII» в основном проходила в соответ­ствии с графиком. Последний этап подготовки начался 11 октября в 00 час 45 мин, то есть в Т - 14 час 15 мин. В состоянии шести­часовой готовности ракета с кораблем выдерживалась в течение G час. В Т—6 часпредстартовая подготовка возобновилась. В Т— 2 час 27 мин космонавты заняли свои места в корабле, в Т—2 час был задраен люк. В Т — 33,5 мин перегорели два реле аварийного подъемника на башне обслуживания, и он застрял на высоте 66 м. Несмотря на это, предстартовую подготовку решили продолжать. В Т — 7 мин подготовка была прервана в связи -с тем, что посту­пил сигнал о незавершенности охлаждения двигателя J-2 на второй ступени. Выяснилось, что сигнал был ложным. Од­нако в связи с этой задержкой двигательная установка первой сту­пени была включена почти с трехминутным опозданием — в 15 час 02 мин 42 сек. В 15 час 02 мин 45 сек (Т = 0) произошел, отрыв ра­кеты с кораблем от стартового стола. Отмечается, что скорость ветра при запуске достигала 10,3 м/сек, что вдвое превышало скорость ветра при предыдущих запусках ракет «Са­турн IВ».

Активный участок и первые сутки полета по орбите

Первая ступень ракеты-носителя отделилась в Т + 2 мин 25 сек на высоте 62 км. Скорость полета в этот момент составляла 2,32 км/сек. САС была сброшена в Т+2 мин 44 сек. Двигатель вто­рой ступени выключился в Т+10 мин 24,5 сек, и ступень с кораб­лем вышла на орбиту с высотой перигея 227 км (228 км), высотой апогея 284,6 км (283,5 км) и наклонением 31,64° (~32°). Началь­ный период обращения 89,7 мин.

В Т+1 час 34 мин остатки топлива ступени были стравлены почти полностью (осталось 450 кг), в результате чего ступень с кораблем получила приращение скорости 9,7 м/сек. Затем космо­навты с помощью ручной системы корабля включили вспомогатель­ные двигатели (тяга по 68 кг) ступени и осуществили не­сколько поворотов системы «ступень — корабль» (общая длина ~30 м) по трем осям. В Т + 2 час 55 мин (Т+2 час 55 мин) космонавты включили систему разделения ступени и корабля, а затем четыре вспомогательных двигателя корабля, которые обес­печили приращение скорости 0,3 м/сек. В результате корабль от­далился от ступени на —15 м. Ширра развернул корабль по тан­гажу на 180° и по рысканию на 60°, чтобы космонавты могли осу­ществить причаливание корабля к ступени, фотографирование сту­пени и оставшегося на ней переходника. Во время группового по­лета, который продолжался 15 мин (вместо 40 по плану), Ширра подводил корабль к ступени на расстояние до 1,2—1,5 м. Четыре панели, составляющие верхнюю часть переходника, при отделении корабля должны раскрываться на угол 45°. Три панели рас­крылись на расчетный угол, а четвертая только на 30°. Отмечалось, что эта неполадка несущественна, поскольку при всех будущих по­летах панели должны полностью отделяться, а не раскрываться. По окончании группового полета были включены вспомогательные двигатели, которые обеспечили приращение скорости 1,82 м/сек (отклонение от расчетного значения не превышало 0,03 м/сек), и корабль перешел на орбиту, несколько отличную, от орбиты ступе­ни (скорость удаления корабля от ступени 8 км/час). В Т+3 час 30 мин, в соответствии с программой, были включены вспомога­тельные двигатели, обеспечившие приращение скорости 2 м/сек для коррекции орбиты корабля, чтобы на следующие сутки он мог начать эксперимент по сближению со ступенью с исходного рас­стояния ~150 км. Примерно в Т+15 час на основании траекторных измерений было определено, что возмущение орбиты ступени, обусловленное аэродинамическим торможением, отличается от рас­четного, и для проведения эксперимента по сближению орбиту корабля требуется дополнительно скорректировать. Для такой кор­рекции были снова включены вспомогательные двигатели (прира­щение скорости 2 м/сек, расход топлива 12,2 кг).

12 октября (вторые сутки полета)

В Т+26 час (Т+ 26 час) начался эксперимент по сближению корабля с обращающейся по орбите второй ступенью ракеты-носи­теля. В исходном положении корабль был впереди ступени по по­лету на расстоянии — 150 км. После соответствующей ориентации корабля (угол между продольной осью и местной .вер­тикалью 20е) в Т + 26 час 34 мин был включен на 10 сек (10 сек) маршевый двигатель. Он обеспечил приращение скорости 63 м/сек и вывел корабль на орбиту с высотой перигея 232 км и высотой апогея 363 км. Поскольку корабль находился на более высокой ор­бите, чем ступень, его угловая скорость была меньше, и он оказал­ся примерно в 170 км позади ступени. В Т+28 час 01 мин марше­вый двигатель был включен вторично (на 6 сек) и перевел корабль на орбиту, «ко-эллиптическую>> орбите ступени. В Т+29 час 17 мин, когда расстояние между кораблем и ступенью сократилось до 28 км (24 км), были включены вспомогательные двигатели (при­ращение скорости 4,6 м/сек) для обеспечения сближения на конеч­ном участке. Корабль подошел к ступени на ~20 м и в течение 20 мин (30 мин) совершал групповой полет со ступенью. Затем ко­рабль с помощью вспомогательных двигателей перешел на дру­гую орбиту (высота перигея 226 км, высота апогея ~300 км). Кос­монавты вели наблюдение за ступенью с помощью секстанта на рас­стоянии свыше 550 км.

Эксперименту по сближению должен был предшествовать первый за полет сеанс телевизионной передачи с борта. Однако, по просьбе Ширры, сеанс был отменен, поскольку он отвлекал от под­готовки к эксперименту по сближению. К 7+45 час все космонавты сняли скафандры и одели легкие комбинезоны.

13—21 октября (третьи—десятые сутки полета)

13 октября космонавты производили различные эксперименты и наблюдения, предусмотренные программой. Начиная с это­го дня, установился суточный цикл из 16 час работы и 8 час отды­ха. Ширра и Каннингем отдыхали одновременно, Эйзел в этот пе­риод дежурил, а сам отдыхал после заступления на дежурство пер­вых двух космонавтов.

14 октября проведен первый сеанс телевизионной передачи с борта. Он, как и последующие сеансы, длился ~10 мин. Изобра­жение с помощью коммерческой спутниковой системы связи пере­давалось в Европу.

В этот день отключилась электрическая шина, обеспечиваю­щая питание переменным током. Каннингем с помощью ручного переключателя быстро включил ее и этим предотвратил выход из строя преобразователя постоянного тока в переменный.

1 — первое включение маршевого двигателя (расстояние между кораблем и ступенью ~ 150 км); 2 — корабль на более высокой орбите, чем ступень (корабль выше ступени на ~ 90 км); 3 - второе включение маршевого двигателя (расстояние между кораблем и ступенью ~ 170 км)\ 4 — корабль на орбите, «ко-эллиптической» орбите ступени (корабль ниже ступени на 15 км); 5 — включение вспомогательных двигателей на конечном участке сближения (расстояние между кораблем и ступенью 28 км)
1 — первое включение маршевого двигателя (расстояние между кораблем и ступенью ~ 150 км); 2 — корабль на более высокой орбите, чем ступень (корабль выше ступени на ~ 90 км); 3 - второе включение маршевого двигателя (расстояние между кораблем и ступенью ~ 170 км)\ 4 — корабль на орбите, «ко-эллиптической» орбите ступени (корабль ниже ступени на 15 км); 5 — включение вспомогательных двигателей на конечном участке сближения (расстояние между кораблем и ступенью 28 км)

Опасаясь повторного отключения шины, руководители полета приняли реше­ние немедленно перевести корабль на орбиту с достаточно низким перигеем, чтобы тормозной импульс для схода с орбиты мог быть обеспечен вспомогательными двигателями (при отключении шины невозможно регулирование вектора тяги маршевого двигателя). Корабль с помощью маршевого двигателя, проработавшего 9 сек (третье включение), был переведен на орбиту с высотой перигея 167 км и высотой апогея 295 км. Первоначальная программа пре­дусматривала пер|еход на такую орбиту только в последние дни полета.

12 октября проведен второй сеанс телевизионной передачи. По­явились симптомы простуды у космонавтов. Отмечалось загрязне­ние окон, которое мешало нормальным наблюдениям. Произведено четвертое включение двигателя (на 0,5 сек), в результате чего бы­ло обеспечено приращение скорости 5,7 м/сек и высота апогея ор­биты понизилась до 290 км. При этом включении имитировалась коррекция траектории на трассе «Земля—Луна».

13 октября проведен третий сеанс телевизионной передачи. Космонавты наблюдали ураган Глэдис. На Т+110 час из 51 зада­чи оставались невыполненными только 12, причем 6 из них дол­жны были выполняться в период возвращения на Землю.

14 октября осуществлен четвертый сеанс телевизионной пе­редачи.

15 октября произведено пятое включение маршевого двигателя (на 66 сек), при этом было израсходовано ~1,8 г топлива. Прира­щение скорости составило 502 м/сек. Высота апргея орбиты повы­силась до ~450 км. Одна из целей этого включения — опробование ручной системы управления вектором тяги, которая используется в случае отказа автоматической системы. Первые 36 сек работы дви­гателя вектор тяги контролировался автоматически системой наве­дения и навигации, затем Ширра начал регулировать вектор тяги вручную. Выключение двигателя должен был произвести сам кос­монавт, однако солнечные лучи мешали ему наблюдать индикатор приращения скорости, и заданное приращение было превышено на 15 м/сек.

16 октября проведен пятый сеанс телевизионной передачи. От­мечается, что космонавты стали раздражительными, поскольку они выполнили почти все задачи полета и были мало заняты. Им пред­ложили увеличить продолжительность сна.

17 октября произведено шестое включение маршевого двига­теля (на 0,4 сек), в результате чего было обеспечено приращение скорости 4,7 м/сек и высота апогея орбиты понизилась до 435 км. При этом включении имитировалась коррекция траектории на трас­се «Земля—Луна». Проведен шестой сеанс телевизионной переда­чи. Космонавтам предложено провести ряд дополнительных экспе­риментов, не предусматривавшихся программой. Ширра от некото­рых дополнительных экспериментов отказался, заявив, что они не­достаточно продуманы руководителями полета.

18 октября произведено седьмое включение маршевого двига­теля (на 7 сек) для поворота плоскости орбиты со смещением дол­готы восходящего узла, что необходимо для обеспечения посадки в заданном районе. Высота перигея новой орбиты 167 км, высота апогея 437 км. Проведен последний (седьмой) сеанс телевизион­ной передачи с борта. В ходе этих семи сеансов (общая продолжи­тельность ~90 мин) космонавты показывали внутреннее устройст­во корабля, пульт управления, направляли камеру на себя, а так­же производили съемку через окна отдельных областей Земли, в частности, побережья Мексиканского залива. Космонавты демон­стрировали перемещение в состоянии невесомости, «плавающие» в кабине объекты, процесс приготовления пищи и ряд операций по управлению кораблей Некоторые сеансы превращались в «клоуна­ду». Впоследствии руководители полета приказали космонавтам относиться к телевизионным сеансам более серьезно.

19 октября (одиннадцатые сутки полета)

В этот день корабль, в соответствии с программой, был воз­вращен на Землю. У космонавтов вследствие насморка были за­ложены дыхательные пути, и они опасались, что при резком повы­шении давления в период возвращения корабля на Землю может возникнуть острая боль в ушах и даже лопнуть барабанные пере­понки. В связи с этим космонавты просили руководителей полета разрешить им в период возвращения на Землю не надевать ска­фандров и шлемов, чтобы при резком повышении давления в ка­бине космонавты могли заткнуть нос и сделать глотательное дви­жение, создав противодавление на барабанные перепонки. Руко­водители полета первоначально не разрешали космонавтам оста­ваться без скафандров и шлемов, опасаясь, что отсек экипажа бу­дет испытывать вибрацию и тряску в период атмосферного полета, и космонавты могут удариться об оборудование кабины. В конеч­ном счете космонавтам разрешили оставаться без шлемов, но ска­фандры их обязали надеть. Чтобы избежать травм космонавты об­ложили головы комбинезонами.

Опасались, что в основном районе приводнения может пройти ураган Глэдис и условия будут неблагоприятны для посадки. Од­нако ураган прошел стороной. По метео-сводке в период приводне­ния высота волн в этом районе не должна была превышать 0,3 ж, а сплошная облачность не опускаться ниже 450 м.

Для обеспечения схода с орбиты на 164-м витке в Т+259 час 39 мин (Т1 = 0) было произведено восьмое и последнее включение маршевого двигателя. Корабль в момент включения двигателя на­ходился на высоте 290 км в 480 км к востоку от Гавайских о-вов. Двигатель проработал 10 сек и уменьшил орбитальную скорость корабля на ~90 м/сек. В Т1 + 2 мин по команде космонавтов на­чался цикл операций по отделению отсека экипажа от двигатель­ного отсека. Сработали взрывные болты, соединяющие отсеки, бы­ли перерезаны все связи между отсеками, оборудование отсека экипажа переключилось с топливных элементов на химические ба­тареи, включились на 10 сек вспомогательные двигатели, обеспе­чившие отвод двигательного отсека от отсека экипажа, затем эти двигатели были включены на закрутку двигательного отсека и ра­ботали до полного израсходования топлива.

Отсек экипажа вошел в атмосферу на высоте ~120 км над Техасом. Вход в атмосферу наблюдали с Земли. В Т1 + 17 мин 2 сек, когда отсек пролетал на высоте 92 км над Флоридой, про­изошло пропадание сигнала вследствие образования ионизирован­ной оболочки. Связь возобновилась в Т1+20 мин. В период входа в атмосферу по командам системы наведения и навигации отсек поворачивался по крену для обеспечения, требуемого аэродинами­ческого качества. Тормозные парашюты, как и предусматривалось программой, были введены на высоте 7 км и снизили скорость до 77 м/сек. Основные парашюты были введены на высоте ~ 3 /км в T1+25 мин. Сигналы от отсека экипажа через 1 мин после развер­тывания основных парашютов принял самолет ПСК НС-130, затем вертолет ПСК, который вел отсек при спуске с высоты 900 м до высоты 90 м. Скорость в момент приводнения составляла 9,8 м/сек. Приводнение отсека произошло в Т1+30 мин 4 сек. Продолжитель­ность полета корабля составила 10 суток 20 час 9 мин 4 сек.

Координаты точки посадки 27°32,5' с. ш. и 64°04' з. д. Ошибка относительно расчетной точки (27°38' с. ш. и 64°10' з. д.) составила по дальности 5 км и по боку 4,3 км. Отсек опустился в 12 км от авианосца «Эссекс».

В районе приводнения высота волн была 0,9 м, -скорость за­падного ветра 10,3 м/сек, высота сплошной облачности 450 м, вы­сота отдельных облаков 180—240 м при видимости менее 16 км. Волны и не сразу отделившиеся парашюты перевернули отсек дни­щем вверх. Антенны радиомаяка, работающего в диапазоне мет­ровых волн, оказались под водой, в результате чего с отсеком в течение 15 мин не могли установить связь. С помощью трех надув­ных баллонов отсек был перевернут в расчетное положение (дни­щем вниз), и связь с ним восстановилась. Он -был визуально обна­ружен вертолетом SH-3D через 22 мин после приводнения, и через 25 мин после приводнения сброшенные с вертолета легкие водо­лазы подвели под отсек понтон. Космонавты, снявшие скафандры и одевшие легкие комбинезоны, вышли на надувную лодку и по од­ному в специальной люльке были подняты на борт вертолета, ко­торый через 56 мин после приводнения доставил их на авианосец «Эссекс». Отсек экипажа был поднят на борт авианосца через час. Телевизионный репортаж об операциях по спасению космонавтов передавался в реальном масштабе времени через спутник ATS-III в США и в Европу. На следующие сутки космонавты были достав­лены самолетом на мыс Кеннеди, где в течение трех дней отчиты­вались о полете, затем отчет продолжался в Центре MSC в Хью­стоне. Отсек экипажа был доставлен для осмотра на завод-изгото­витель фирмы North American Rockwell в Дауни.

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛЕТА
Общая оценка

Руководители программы «Аполлон» очень высоко оценивали результаты полета космического корабля «Аполлон VII». Руководи­тель программы «Аполлон» генерал-лейтенант Филлипс назвал по­лет самым успешным пилотируемым полетом в американской кос­мической программе, безупречным с технической точки зрения и весьма важным шагом в подготовке к высадке космонавтов на Луну. По заявлению Филлипса, это первый космический полет, программа которого была перевыполнена (выполнена на 101%). При этом подразумевалось, что космонавты провели дополнитель­ные эксперименты и испытания, не предусмотренные первоначаль­ной программой, в частности, была продемонстрирована эффектив­ность надувных баллонов, которые должны обеспечивать перевер­тывание находящегося наплаву отсека экипажа, если он оказался в нерасчетном положении. Руководители NASA высказали надеж­ду, что успешным полетом корабля «Аполлон VII» они восстано­вили доверие общественного мнения к космической программе и улучшили отношения с Конгрессом. В результате полета корабля «Аполлон VII» программа «Аполлон» снова вошла в график, пре­дусматривающий высадку космонавтов на Луну до 1970 г.

Основные достижения

Основными достижениями полета считали:

1. Успешные испытания бортовых систем основного блока, ко­торый после этого полета сочли достаточно отработанным для по­летов к Луне. Система жизнеобеспечения поддерживала в кабине 'давление 0,37 кг/см2, температуру 19 — 20,5°С и относительную влажность 70%. Успешно прошел испытания маршевый двигатель при работе в различных режимах, а также вспомогательные дви­гатели. Для закрутки корабля со скоростью 2 град/сек относитель­но продольной оси требовалось восемь импульсов вспомогательных двигателей, для закрутки с такой же скоростью относительно оси тангажа и оси рыскания — десять импульсов. Испытания системы навигации и наведения продолжались до 10 час в сутки. Космо­навты подчеркивали хорошую слышимость при использовании уни­фицированной радиосистемы USBS, работающей в диапазоне S, а также большую дальность действия этой системы. Отмечалось, что связь была много лучше, чем при предыдущих пилотируемых полетах. Хорошее качество связи отмечали и представители Цент­ра управления МСС в Хьюстоне, где, в частности, принимали сиг­налы диапазона S, ретранслированные самолетами ARIA. Успешно прошли испытания радиаторы системы терморегулирования.

2.Получение медико-биологических данных, которые в соче­тании с данными, полученными при полетах спутников «Джемини», послужили основой при планировании лунных экспедиций. Отме­чалось, что космонавты корабля «Аполлон VII» быстро приспособились к работе в условиях невесомости, с помощью поручней лег­ко перемещались по кабине, затруднений при пользовании обору­дованием не возникало, размещение его в кабине оказалось удоб­ным. На участке выведения пульс у Ширры был всего 87 ударов в минуту — самый низкий пульс, зарегистрированный у американ­ских космонавтов на этом участке. В течение всего полета частота пульса и дыхания космонавтов находилась в пределах нормы. При одном из включений маршевого двигателя пульс у Эйзела поднял­ся с 85—90 до 118. Барабанные перепонки космонавтов при повы­шении давления не пострадали, травм головы (вследствие возвра­щения без шлемов) не было.

3. Подтверждение эффективности модификации корабля «Аполлон» после пожара.

4. Выполнение всех запланированных и некоторых дополни­тельных испытаний и экспериментов.

5. Демонстрация достаточной стабилизации корабля даже в режиме дрейфа. Перемещение космонавтов внутри корабля не де­стабилизировало его.

Основные неполадки и трудности

За период полета корабля «Аполлон VII» зарегистрировано до 50 различных неисправностей, однако только две из них, по заявлению Филлипса, требовали серьезной модификации основ­ного блока, прежде чем его можно будет считать подготовленным для полетов к Луне. Отмечается, что анализ даже тех неполадок, которые не являлись серьезными, начинали в подразделениях NASA и соответствующих промышленных фирм немедленно после возникновения этих неполадок, не дожидаясь возвращения кораб­ля. Также немедленно начинали разрабатывать меры для устра­нения неполадок. К неполадкам, потребовавшим серьезной моди­фикации, относятся отключение шины в системе подвода перемен­ного тока и затруднения с устройством для подзарядки батареи в отсеке экипажа.

От шины питаются насосы теплоносителя, вентиляторы в ка­бине, вентиляторы в бачках жидкого водорода и жидкого кислоро­да, компрессоры скафандров, система регулирования вектора тя­ги маршевого двигателя и пр. При отключении шины загорелась красная аварийная лампочка на пульте управления космонавтов. Каннингем немедленно с помощью ручного переключателя вклю­чил шину. Отмечается, что по команде с Земли этого сделать было бы нельзя. В результате из-за отключившейся шины вышел бы из строя преобразователь постоянного тока в переменный, корабль пришлось бы перевести на питание от химических батарей, ресурс которых рассчитан всего на несколько часов, и стало бы неизбеж­ным аварийное прекращение полета. Первоначально причиной вы­ключения шины считали мгновенный скачок напряжения при вы­ключении вентилятора. Был пересмотрен порядок операций при включении и выключении вентиляторов. Однако позже проведен­ные на Земле эксперименты показали, что выключение вентилято­ров не могло привести к отключению шины.

Характеристики устройства для подзарядки батареи оказались чувствительными к изменению давления.

Ниже перечисляются некоторые другие неполадки и трудности, встретившиеся при полете космического корабля «Аполлон VII».

1. Затруднительным оказалось наблюдение звезд в дневное время и использование земного горизонта в качестве ориентира.

2. Космонавты испытывали трудности при наблюдении земных ориентиров, однако считают, что при наблюдении лунных ориенти­ров этих трудностей не будет, поскольку скорость корабля относи­тельно Луны меньше. Наблюдались трудности при вводе в борто­вое вычислительное устройство переданных с Земли данных, необ­ходимых для проведения экспериментов по наблюдению земных ориентиров. Позже выяснилось, что эти данные были неверны­ми.

3. Наблюдениям с помощью бортового телескопа мешало за­грязнение объектива «космической пылью» или продуктами сгора­ния двигателей.

4. Наблюдениям мешало загрязнение окон. Наибольшие за­грязнения были на окне в крышке люка. Через это окно почти нельзя было видеть горизонт. Космонавтам приходилось ориенти­ровать корабль так, чтобы можно было наблюдать горизонт, через два боковых окна, что оказалось очень неудобным. Окна, через ко­торые велось наблюдение в период причаливания и сближения со второй ступенью, почти не были загрязнены, только стекло обесцве­тилось по краям. Отмечалось, что при сливе за борт жидких отхо­дов образовывались облака ледяных кристаллов, которые в тече­ние нескольких минут затрудняли оптические наблюдения.

5. Наблюдались радиопомехи из-за работы широковещатель­ных радиостанций.

6. Качество получаемых на Земле телевизионных изображений с борта было сравнительно низким, что объясняют, в частности, большими колебаниями освещенности на борту. Кроме того, ко­рабль не был снабжен остронаправленной антенной.

7. Неисправно работал один из акселерометров.

8. На пульте вспыхнул сигнал неисправности в системе регу­лирования расхода кислорода, но выяснилось, что расход был нор­мальным, а был неисправен датчик расхода.

9. При эксперименте по сближению расход топлива для вспо­могательных двигателей превысил расчетный. Для экономии топ­лива корабль на некоторое время был положен в дрейф. Отмеча­лось, что при данном полете перерасход топлива опасности не пред­ставлял, но при полете к Луне это могло создать критическую си­туацию. При одном из включений вспомогательных двигате­лей в связи с кратковременным заеданием ручки управления не удалось их своевременно выключить, и было перерасходовано 3—5 кг топлива. Позже заедание удалось устранить. В связи с перерасходом топлива космонавты ввели режим строгой эконо­мии и даже отказывались проводить некоторые дополнительные эксперименты, требующие расхода топлива. В результате к концу полета в баках вспомогательных двигателей оставалось 180 кг топ­лива.

10. При прохождении кораблем перигея орбиты возникали вращающие моменты, особенно при низком перигее порядка 167 км. Например, при прохождении перигея в Т+121 час 51 мин скорость вращения по тангажу составляла 0,3 град/сек. Если корабль про­ходил перигей, находясь в режиме дрейфа, то отклонения от рас­четного положения по тангажу достигали 45°. Это явление при полетах спутников «Джемини» оно не наблюдалось.

И. Произошло кратковременное замерзание и некоторое по­вышение давления хладагента в радиаторе. Предполагают, что на внешней поверхности радиатора осели продукты сгорания РДТТ для отбрасывания САС, и это изменило характеристики поверх­ности.

12. Наблюдались отказы отдельных топливных элементов.

13. На полу кабины конденсировалась вода, ее удаляли с по­мощью устройства, работающего по принципу пылесоса.

14. Примерно на 5 мин прекратилась подача электроэнергии от общей сети в Центр управления МСС в Хьюстоне. Однако ос­новные системы связи и ЭВМ работали бесперебойно, поскольку они имеют автономные генераторы. 20 октября примерно на 15 мин вышла из строя ретрансляционная станция КИК в Пенсборо (шт. Западная Виргиния), передача телеметрической информации при этом прервалась всего на 90 сек. Выходила из строя станция прие­ма и преобразования телевизионных изображений в Корпус-Кристи.

15. Питьевая вода имела неприятный привкус вследствие хло­рирования. Бак с питьевой водой соединен с баком для жидких от­ходов. На соединительном трубопроводе установлен клапан. Питье­вая вода хлорируется на случай неисправности клапана. После то­го как космонавты начали жаловаться на неприятный привкус, им разрешили отказаться от хлорирования. Кран горячей воды для приготовления пищи покрылся коричневым налетом, который, прав­да, был признан безвредным. Позже кран стало заедать, и космо­навты растворяли обезвоженную пищу холодной водой. К концу полета стало заедать и кран холодной воды.

16. Космонавты жаловались, что пища была слишком жирной и сладкой, пластмассовая упаковка разрывалась не в нужных мес­тах, и пища крошилась, загрязняя кабину. Крошки приходилось ловить, чтобы они не попали в электронное оборудование. Жалобы на слишком жирную и сладкую пищу частично объясняют насмор­ком космонавтов (при этом заболевании хочется легкой жидкой пищи).

17. Неудачной оказалась система крепления на теле космонав­тов телеметрических датчиков частоты пульса и дыхания. Эта си­стема причиняла неудобства космонавтам, наблюдались обрывы проводов. Ширра отказался чинить провода, опасаясь проскакивания искры и возникновения пожара в кислородной атмосфере. К концу полета космонавты сняли с себя систему крепления дат­чиков. В результате в течение трех суток не поступала важная ме­дико-биологическая информация. По заявлению д-ра Берри, меди­цинского руководителя полета, такая неисправность при полете к Луне могла бы стать причиной аварийного возвращения.

18. Неудачной оказалась также конструкция подвесных коек для сна. Голова и руки космонавтов «плавали» в состоянии неве­сомости. В связи с этим космонавты предпочитали спать в креслах, затянув привязную систему.

19. Программа полета в первые несколько суток была на­столько насыщенной, что космонавты успевали спать не более 5 час в сутки при норме 8 час. По требованию космонавтов, про­грамма была изменена, чтобы они могли спать полные 8 час. Это было тем более необходимо, что космонавты заболели насморком. Космонавты не брились и не мылись. К концу полета они стали жа­ловаться на неприятный запах в кабине. Никаких средств деодорации на борту предусмотрено не было.

20. Определенную проблему представило заболевание Ширры, а затем и других космонавтов насморком, хотя это дало важную информацию для специалистов-медиков. Д-р Берри отметил, что такой насморк, каким заболели космонавты корабля «Аполлон VII», не заставил бы прервать полет к Луне. Но такое заболевание до полета привело бы к его отсрочке или замене экипажа на дубли­рующий. Насморк протекал в сравнительной легкой форме (тяже­лее других у Ширры, хотя и у него не было зарегистрировано по­вышения температуры), иначе могло бы не хватить сравнительно небольшого запаса противопростудных средств в бортовой аптечке (72 таблетки аспирина и 24 таблетки отхаркивающего средства). Насморк и прием медикаментов, по-видимому, не отразились на ра­ботоспособности космонавтов. Космонавты жаловались, что дыха­ние чистым кислородом вызывало пересыхание слизистой оболочки носа и головные боли. В связи с тем, что дыхательные пути у кос­монавтов были заложены, они приняли специальные меры, чтобы предотвратить повреждение барабанных перепонок при резком по­вышении давления в кабине во время возвращения корабля на Землю.

21. После приводнения космонавты прошли испытания на велоэргометре. При этом было обнаружено существенное снижение тонуса сердца, легких и мышечной системы. Это наблюдалось и при полетах космонавтов на спутниках «Джемини», но ожидали, что в более просторной кабине корабля «Аполлон», где условия благоприятнее, снижение тонуса будет меньше.