Найти в Дзене
Искусство народу

Чьим трудом живет и процветает общество: советская портретная классика

Лучшие произведения советских мастеров, тех, кто шел в авангарде соцреализма - и есть та самая портретная классика времен Советского Союза. В чем ее актуальность?

Помимо избитого "классика всегда современна", хочется сказать, что судя по посещаемости выставок с живописью этих времен - можно твердо говорить о глубоком отклике зрителя.

Никто не против современного искусства и экспериментов, но при фразе "это скучно и неинтересно" в сторону обозначенного периода возникает ... сожаление.

Студент-целинник. 1959. Орешников В.М. Источник фото https://vk.com/photo-106006021_457312628
Студент-целинник. 1959. Орешников В.М. Источник фото https://vk.com/photo-106006021_457312628

Нельзя так безжалостно обкрадывать себя в красоте и тому очарованию, энтузиазму, которые так свойственны полотнам Грабаря, Малютина, Кончаловского, Нестерова, Петрова-Водкина, Герасимова, Корина и т.д. Собственно, об особенностях советской портретной живописи сегодня и пойдет речь. Поговорим о ее героях, как родилась эта самая "классика", в чем ее новаторство и уникальность.

Автопортрет в шубе. 1901 г. Источник фото https://wearts.ru/ruartist/148
Автопортрет в шубе. 1901 г. Источник фото https://wearts.ru/ruartist/148

Большим преступлением будет не приобщать подрастающее поколение к этому удивительному миру своеобразной эстетики, выражавшей идеи свободы человеческого духа, радостного труда, интернационала (кстати, христианским по сути идеям).

Портрет скрипачки Ольги Котляревской. 1962. Источник фото https://vk.com/photo-106006021_457325412
Портрет скрипачки Ольги Котляревской. 1962. Источник фото https://vk.com/photo-106006021_457325412

Что же объединяло мастеров жанра?

Конечно, общность взглядов, мировоззрения - речь не о пресловутой лояльности с власти, это скорее то возвышенное восприятие роли человека в обществе, которое сформировалось в послевоенные годы. Человека труда, новатора, крепкого семьянина и т.д. Как актуальны эти ценности и в наши дни...

Потрет любимой супруги художника. Вообще, он был прекрасным семьянином, а его письма к жене наполнены нежностью и любовью. Ссылку на мемуары оставлю в конце статьи. Источник фото https://www.culture.ru/materials/253813/neizvestnyi-petrov-vodkin
Потрет любимой супруги художника. Вообще, он был прекрасным семьянином, а его письма к жене наполнены нежностью и любовью. Ссылку на мемуары оставлю в конце статьи. Источник фото https://www.culture.ru/materials/253813/neizvestnyi-petrov-vodkin

За многочисленными полотнами с изображениями заводов, строек, конструкторских бюро, детских садов, лабораторий, чего угодно - мы прежде всего видим человека, индивидуальность в ее лучшем проявлении - творческом, созидающем труде.

1923 Портрет Н.Д.Зелинского. Б., к. Юон К.Ф. https://vk.com/photo-35292550_284938020
1923 Портрет Н.Д.Зелинского. Б., к. Юон К.Ф. https://vk.com/photo-35292550_284938020

Когда говорят о пресловутой "уравниловке" тех лет, почему-то в изобразительном искусстве картина обратная, не странно ли? А сколько появилось ярких, самобытных художников, помимо корифеев, к именам которых мы будем чаще обращаться в этой статье.

В. Серов. Рабочий. Человек хорош на своем месте, особенно, когда он органично "вписан" в социальную систему. Источник фото https://ilotan136.livejournal.com/157282.html
В. Серов. Рабочий. Человек хорош на своем месте, особенно, когда он органично "вписан" в социальную систему. Источник фото https://ilotan136.livejournal.com/157282.html

Общим был их творческий метод - прежде всего работа с натуры, строгое следование технологии живописи. И, конечно, все они были "птенцами одного гнезда" - наследники русской классической школы живописи.

Конечно, есть и нечто глубинное, скреплявшее творческое сообщество. Это идейно-художественная общность, утвердившаяся на сходном отношении к вызовам истории, с которыми во множестве столкнулась наша страна.

И. Грабарь, автопортрет. Художник - наследник 2 эпох, творивший на сломе истории. Источник фото https://apreleva1409.tourister.ru/photoalbum/50556
И. Грабарь, автопортрет. Художник - наследник 2 эпох, творивший на сломе истории. Источник фото https://apreleva1409.tourister.ru/photoalbum/50556

То, что сегодня мы называем соцреализмом корениться в этой мировоззренческой общности.

Золотой век соцреализма, когда он царствовал безраздельно, конечно, период 1930-1950 гг. Метод соцреализма был призван отражать жизнь народа в поистине монументальных масштабах, раскрывая глубокую тему формирования "нового человека", его характера, психологии.

П. Кончаловский. Автопортрет. 1943. Источник фото https://stylishbag.ru/23-foto/skolko-kartin-napisal-konchalovskij.html
П. Кончаловский. Автопортрет. 1943. Источник фото https://stylishbag.ru/23-foto/skolko-kartin-napisal-konchalovskij.html

Было ли это требование объективного исторического процесса? Разумеется. Вряд ли это направление достигло бы такой выразительности, если речь шла лишь о пропаганде и госзаказе. Люди искали новые смыслы (которые не совсем новые, конечно), а это требовало убедительного художественного языка. Отсюда и максимальная правдивость в живописи.

Герасимов А.М. Источник фото https://stylishbag.ru/23-foto/hudozhnik-gerasimov-aleksandr-mihajlovich-kartiny.html
Герасимов А.М. Источник фото https://stylishbag.ru/23-foto/hudozhnik-gerasimov-aleksandr-mihajlovich-kartiny.html
Еще одна черта, свойственная не только классикам, но, пожалуй, любому советскому художнику - интернациональность.

Не космополитизм, а именно идея интернационала - буквальная этимология "между народами", была поистине новаторской. Это идея отражает стремление людей к сотрудничеству на равноправной основе, к объединению в борьбе за свободу и социальную справедливость.

Автор Кетеван Магалашвилли. Источник фото https://martinasblogs.blogspot.com/2016/05/georgian-national-museum-week-ketevan.html?_escaped_fragment_&m=1
Автор Кетеван Магалашвилли. Источник фото https://martinasblogs.blogspot.com/2016/05/georgian-national-museum-week-ketevan.html?_escaped_fragment_&m=1

В сфере культуры - это обмен уникальным творческим опытом, обогащающий каждую сторону. Идея ЮНЕСКО была предложена, между прочим, нашим соотечественником Николаем Рерихом. В том числе, и для этого. Не даром идея интернационала стала так популярна и за пределами страны, по сей день во многих уголках планеты мы видим ее ростки.

О.Л. Ломакин. Дорожница. Источник фото https://artchive.ru/artists/11104~Oleg_Leonidovich_Lomakin/works/296659~Dorozhnitsa
О.Л. Ломакин. Дорожница. Источник фото https://artchive.ru/artists/11104~Oleg_Leonidovich_Lomakin/works/296659~Dorozhnitsa

Неудивительно, ведь речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве с учетом индивидуальности каждой стороны.

А что с космополитизмом? Вот его определение из википедии : "идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного жителя Земли." Чувствуете подвох? Впрочем, это дискуссия не на одну статью).

Автор В. Серов. Источник фото https://stylishbag.ru/2-foto/serov-rabochij-kartina-95-foto.html
Автор В. Серов. Источник фото https://stylishbag.ru/2-foto/serov-rabochij-kartina-95-foto.html

Движимые высоким идеями наши мастера создавали новое искусство.

Если мы посмотрим на огромный пласт мировой портретной живописи, то увидим во многом главенство:

1. парадного портрета; 2. интимной темы.

Уже передвижники стали постепенно менять мотивы в искусстве, а соцреализм первым безоговорочно вывел на сцену в качестве героя простого труженика-созидателя. Наконец-то воздав почести тому, чьим трудом живет и процветает все общество.

Ю. Волков.  "Новосёлы на уборке урожая. Горячая пора", 1950 год. Источник фото альбом "Юрий Волков - художник баталист", ред. Вальченко Л.Ю. 2012г. КРП «РИЦ «Крым».
Ю. Волков. "Новосёлы на уборке урожая. Горячая пора", 1950 год. Источник фото альбом "Юрий Волков - художник баталист", ред. Вальченко Л.Ю. 2012г. КРП «РИЦ «Крым».

Повторимся, это не только т.н. труженики-интеллигенты, но и простые рабочие, крестьяне, деятели из народа и т.д. Потому, что любой честный труд - почетный.

То, что портретное искусство было обречено на новаторство - в какой-то степени дань времени. Появились люди новых профессий - колхозник, красноармеец, ударник и т.д. - это требовало новых средств типизации изображений. Но это с одной стороны.

Автор Куликов И.С. Источник фото https://stylishbag.ru/kartinki/zhenschina-v-krasnoj-kosynke-kartinki-sssr.html
Автор Куликов И.С. Источник фото https://stylishbag.ru/kartinki/zhenschina-v-krasnoj-kosynke-kartinki-sssr.html

С другой стороны, историзм с идеологической окраской стал неизбежной чертой творчества большинства мастеров жанра. Корин и Нестеров стоят немного особняком в своих жанровых работах, но это лишь ярче подчеркивает общую тенденцию творческого сообщества к мировоззренческой общности.

Автор Кацман Е.А. Источник фото https://stylishbag.ru/16-foto/izobrazhenie-cheloveka-ili-gruppy-lyudej-v-izobrazitelnom-iskusstve-nazyvayut.html
Автор Кацман Е.А. Источник фото https://stylishbag.ru/16-foto/izobrazhenie-cheloveka-ili-gruppy-lyudej-v-izobrazitelnom-iskusstve-nazyvayut.html
Итак, грубыми мазками, в качестве основного героя жанра мы имеем - человека увлеченного, творческого, созидателя. От революционера, ученого, рабочего до матери-героини - внутренние интенции персонажа говорят о стремлении к новой жизни, новым социальным устоям и готовности внести самый активный вклад в строительство такого мира.
Гергий Ряжский. Делегатка. 1927г. Источник https://www.pinterest.com/pin/773071092275628397/
Гергий Ряжский. Делегатка. 1927г. Источник https://www.pinterest.com/pin/773071092275628397/

Но это не все. Наш герой еще и многонационален! Ибо в каждой республике были свои мастера, чья популярность, впрочем, была не меньшей в других уголках страны. Гремели имена Сарьяна, Чуйкова, Магалашвилли, Тильберга, Кричевского, Шовкуненко и т.д.

Шел осознанный и невидимый доселе процесс взаимообогащения крупнейших мастеров разных народов. Осознанный, плодотворный процесс.

Самохвалов А.Н. Красногвардеец. Источник фото https://ru.pinterest.com/pin/368873025714928440/
Самохвалов А.Н. Красногвардеец. Источник фото https://ru.pinterest.com/pin/368873025714928440/

С одной стороны, благодаря ему и появилась целая плеяда национальных художников, раскрывавших уникальную красоту и быт своей земли. Конечно, с мажорным акцентом. А с другой, этот процесс наделил советского художника интернационалистическими чертами. Теперь он был не только представителем своей нации, но и всего многонационально народа.

Кацман Е.А. Калязинские кружевницы. 1928г. Источник фото https://readwc.blogspot.com/2017/03/18901976.html?m=1
Кацман Е.А. Калязинские кружевницы. 1928г. Источник фото https://readwc.blogspot.com/2017/03/18901976.html?m=1

Уникальность этого еще и в том, что все вышесказанное не нивелировало художественную индивидуальность мастера, а обогащало ее. Наделяла диалектикой и глубиной.

До 1960-х гг. можно выделить 3 поколения классиков портретного жанра:

  • мастера, вошедшие в советское искусство в зрелом возрасте;
  • мастера, начинавшие свой путь до революции, но сформировавшиеся позднее;
  • художники, чья творческая жизнь уже протекала в рамках новой реальности.

Котов П.И. Ударница-слесарь. Источник фото https://stylishbag.ru/21-foto/sovetskoe-iskusstvo-socrealizm-risunok.html
Котов П.И. Ударница-слесарь. Источник фото https://stylishbag.ru/21-foto/sovetskoe-iskusstvo-socrealizm-risunok.html

Причина в различии этих "групп" связана с историческими вызовами - поколение дореволюционных художников и послевоенных, конечно, отличались существенно. От трагедии гражданской войны до пафоса нового социального строя и государственности, а потом и ВОВ - все это порождало новое прочтение образов, их типизацию.

М.В. Нестеров. Портрет академика Павлова. Источник фото https://ussr.totalarch.com/painting_ussr
М.В. Нестеров. Портрет академика Павлова. Источник фото https://ussr.totalarch.com/painting_ussr

Многие портреты, такие как академика Павлова кисти Нестерова несли в себе приметы нового времени - в самой модели мы видим гений, способный раскрыть тайны Вселенной и перевернуть наше представление о мире.

Особая воодушевленность была свойственна крупнейшим произведениям портретного жанра советской классики. В дальнейшем эта черта пройдет красной нитью через творчество последующих мастеров.

Мы начали нашу беседу с того, что великие художники имели своими учителями предшествующие достижения виртуозов XIX века. Однако произведения нового времени заняли законное место в мировой истории живописи, неся свою самобытность и безапелляционную художественную ценность.

P.S. Обещанная ссылка на мемуары Петрова-Водкина).

Еще статьи по теме: