Сюжет. Молодой человек по имени Адам, приходит в себя в заколоченной досками комнате он совсем ничего не помнит, его тело покрыто чёрными язвами, а на стенах комнаты написаны мелом адресованные ему послания. Постепенно, Адам начинает собирать воедино картину произошедшего и попутно пытается решить основную задачу - выбраться из этой комнаты живым.
Автор сценария и режиссёр этого фильма Дэвид Яровески начинал как постановщик музыкальных клипов и рекламных роликов, которых к моменту начала работы над этим проектом у него набралось уже около 50 штук. Но Дэвид всегда хотел снимать кино, и первая его попытка состоялась ещё в 2004 году, но тогда она закончилась неудачей, однако полученный во время работы над этим проектом опыт очень пригодился режиссёру в дальнейшем. Он продолжал подыскивать себе подходящий фильм для старта своей кинематографической карьеры, но долгое время у него ничего не получалось.
И только в следующем десятилетии ему предложили возглавить проект под названием "Рой" (The Hive), по уже написанному дебютному сценарию Уилла Хонли. Это был небольшой независимый проект, одним из продюсеров которого был Кэри Грэнат, известный по таким культовым хоррорам как первые три "Крика" (Scream 1996-2000), "Мутанты" (Mimic, 1997) и "Хэллоуин: 20 лет спустя"(Halloween H20: 20 Years Later, 1998). По словам Яровески, сценарий ему понравился, но не на столько, чтобы посвятить этому фильму следующие два года своей жизни. Он уже подумывал отказаться, но его менеджер, убедил его сначала попробовать поделиться с продюсерами своим видением этого фильма и если уж оно им не понравится, то тогда уже отказываться.
Яровески взял чистый лист бумаги и за полтора часа набросал те идеи, которые он бы хотел добавить в этот фильм, вдохновляясь по большей части картиной Джона Карпентера "Чужие среди нас (They Live, 1988) и компьютерной игрой "BioShock Infinite" (2013) от компании Irrational Games. "Я дошёл до конца BioShock Infinite, - объяснял постановщик, - и почувствовал, что мои мозги просто разлетелись по стене позади меня. Я просто не мог поверить в то, что только что пережил. В BioShock Infinite, меня поразило то, что они взяли идею множественных вселенных и попытались исследовать её настолько глубоко, насколько это было возможно. Это вдохновило меня взять концепцию, основную центральную концепцию [фильма], и попытаться исследовать её настолько глубоко, насколько это было возможно."
Яровески вернулся к продюсерам и заявил, что их сценарий конечно же классный и наверняка найдётся режиссёр, который захочет с ним поработать, но если они хотят видеть его в этой должности, то он собирается снимать его по-своему. Режиссёр сказал, что видит этот фильм как безумную головоломку, в которой у главного героя будет много не связанных между собой воспоминаний и по ходу развития сюжета они начинают складываться воедино в одну общую картину. Продюсеры были впечатлены концепцией Яровески и дали своё согласие на разработку его версии сценария. "Я ушёл оттуда под большим впечатлением, вспоминал позже режиссёр. - Я не мог поверить, что мне позволят это сделать! Я всегда очень боялся, что у меня будут связаны руки и я буду вынужден снимать что-то более традиционное."
И Яровески отправился работать над сценарием. На это у него ушло около 4 месяцев, в течение которых он 10 раз его переписывал, пока тот не приобрёл свой окончательный вид. Но, несмотря на многочисленные правки, структурно история осталась такой же, как и в самом первом своём варианте. Основной локацией, в которой происходило действие по сюжету стал детский летний лагерь, что, как оказалось, было совершенно не случайным выбором.
"Лагерь для меня был глубоко личным и очень важным периодом в моей жизни, - объяснял Яровески. - Мне было 13, и мои родители впервые отправили меня туда, потому что разводились, и потом снова, пока мне не исполнилось 18, так что я пять лет ездил в лагерь. И проводил там по девять недель каждый год... Мне часто снятся повторяющиеся сны, в которых я бываю всего в двух местах. И одно из них - это летний лагерь, так что половина моих снов происходит в лагере моего детства. И, наверное, 90% моих снов это кошмары, но лагерь для меня в детстве всегда был чем-то волшебным. Круто, что мне удалось не только снять фильм, действие которого происходит в лагере, но я ещё и нанял художника-постановщика, который был одним из моих вожатых в то время, он тогда сделал для нас домики в том лагере, куда я ездил. И он воссоздал эти домики из моего детства, чтобы мы могли снимать в них. Это было действительно круто. Я конечно немного изменил дизайн, но суть этих домиков была сохранена... Для меня это было очень личное."
Режиссёр рассказывал, что одним из самых больших плюсов при работе над малобюджетными независимыми фильмами и, в частности, над "Роем" - была возможность самостоятельно выбирать актёров, которые лучше всего подходили на эти роли. Именно по этому принципу он и выбрал своих главных актёров - Гэбриела Бассо (Адам), Якоба Закара (Кларк), Габриэль Уолш (Джесс) и Кэтрин Прескотт (Кэти). Самым известным из них был Бассо, которого режиссёр приметил в фильмах "Короли лета" (The Kings of Summer, 2013) и "Супер 8" (Super 8, 2011). Закар появился в главной роли в малобюджетном независимом хорроре "Задержание мертвых" (Detention of the Dead, 2012). Уолш засветилась в одной из главных ролей в пятой части "Паранормального явления" - "Паранормальное явление: Метка Дьявола" (Paranormal Activity: The Marked Ones, 2013). У Прескотт за плечами на тот момент было всего несколько гостевых ролей в не самых популярных телесериалах.
Также небольшую, но знаковую роль доктора Бейкера исполнил брат знаменитого режиссёра и сценариста Джеймса Ганна - Шон. Яровески с связывали уже давние дружеские узы со всем семейством Ганнов, и они не раз работали вместе. К примеру, Яровески был продюсером первого эпизода забавного мини сериала Джеймса "Порно для всей семьи" (PG Porn, 2008–2009), а Джеймс, в свою очередь, продюсировал следующий полнометражный фильм Яровески - "Гори, гори ясно" (Brightburn, 2019), сценарий которому написали другой брат Ганна - Брайан, и двоюродный барт Марк. Определённый вклад, правда не совсем понятно в каком объёме, Джеймс Ганн внёс и в создание "Роя", о чём свидетельствует отдельная благодарственная надпись в финальных титрах: "А very special thanks to James Gunn" (Особая благодарность Джеймсу Ганну).
Съёмки фильма прошли в окрестностях Лос-Анджелеса в течение 18 дней. Яровески настоял, чтобы они проводились в два этапа. Сначала были сняты все сцены за пределами комнаты, в которой приходит в себя главный герой в начале, затем был сделан двухнедельный перерыв, а потом уже отсняли все сцены внутри комнаты. Это было сделано для того, чтобы режиссёр смог на скорую руку смонтировать черновую версию событий, которую главный герой, вспоминает в виде флэшбеков. Что позволило более тщательно спланировать последующий съёмочный процесс, чтобы не одна деталь этого довольно сложного сюжета не была упущена или искажена.
Впервые фильм был показан 19 сентября 2014 года на кинофестивале Fantastic Fest, где в прокате его на территории США заинтересовался телевизионный ведущий и продюсер Крис Хардвик, известный по очень популярным в Штатах мультиплатоформенным передачам под общим названием Nerdist (досл. ботаник). Хардвик решил организовать под этим же лейблом и свою дистрибьютерскую компанию и первым своим проектом он решил выбрать именно этот фильм.
Сразу после премьерного показа на выходе из кинозала к Яровески подошли представители Nerdist и предложили ему сотрудничество. "Очень скоро мы уже беседовали с Крисом [Хардвиком], - рассказывал впоследствии режиссёр. - Этот разговор происходил сразу на месте, и я был вне себя от радости. У Nerdist была просто идеальная аудитория для такого рода фильмов - люди, которые хотят заглянуть немного глубже и увидеть немного больше. И я был по-настоящему воодушевлён этой идеей."
Поскольку для Nerdist "Рой" стал их первым опытом в совершенно новом виде деятельности, то на подготовку его театрального релиза и улаживание всех сопутствующих вопросов ушло довольно приличное количество времени. Они вообще хотели создать новую модель демонстрации таких вот независимых жанровых фильмов на будущее - в течение одного вечера их бы демонстрировали в кинотеатрах по всей стране с последующим релизом в сети интернет.
Чтобы организовать этот однодневный сеанс Nerdist заключила договор с компанией Fathom Events, специализировавшейся на демонстрации в кинотеатрах различных спортивных матчей, театральных постановок и прочей не относящейся к кинематографу продукции, на показ своего фильма в 500 кинотеатрах по всей стране. Кстати сам Яровески заявлял, что его фильм, несмотря на скромный бюджет, задумывался изначально как очень кинематографичный и масштабный для демонстрации именно в кинотеатрах с эпичным саундтреком и эффектными кадрами.
В конечном итоге премьера фильма состоялась год спустя 14 сентября 2015 года, с предварительным промо-показом 14 июля того же года на конвенции ComicCon, чтобы подогреть зрительский интерес и запустить сарафанное радио. Однако большим событием он так и не стал, получив неплохие отзывы от различных профильных изданий, он остался практически незамеченным среди популярных голливудских критиков. На сайте Rotten Tomatoes у него всего две рецензии - одна положительная, другая отрицательная. Зрительские отзывы также разделились на диаметрально противоположные, что вылилось в довольно низкий бал на IMDB - всего 5,2/10.
Каких-либо данных о финансовом успехе фильме в сети тоже нет, после однодневного кинопроката фильм сразу вышел на цифровых платформах. Так же, в последствии, он так и не был издан ни на одном из физических носителей.
Очень необычный фильм, у которого конечно много недостатков, но есть парочка очень существенных плюсов, которые их с лихвой перекрывают - у него очень нестандартный для большинства американских хорроров сюжет, который пытается внести что-то новое в застоявшийся жанр и очень хорошо прописанные персонажи, которых замечательно воплотили на экране приятные не обременённые звёздным статусом молодые исполнители. Кроме того, чувствуется, что фильм делали не просто для того, чтобы по-быстрому заработать денег - Яровески вложил в него свою душу и немало сил. Мне немного скучноватым показалось начало, когда фильм ещё довольно сложно отличить от большинства представителей подобной продукции, но по мере развития сюжета становится всё интереснее и под конец от происходящего на экране уже сложно отвести взгляд.
В сети сейчас фильм можно найти только в различных онлайн-кинотеатрах в довольно посредственном HD-разрешении, на торрентах все раздачи, которые мне попадались, были уже "мёртвыми". Из переводов доступен только один вариант - многоголоска от дуэта DeadSno и Den904.