Домой я возвращалась автобусом - с закрытыми глазами, чтобы новый взгляд на окружающую действительность не отвлекал меня от размышлений. А подумать нужно было о многом. Например, о том, что Нефёд и Фрося меня не предали. Даже находясь под властью Марии, они оставались верны мне, потому что дружба и подчинение - понятия принципиально разные.
Новые знания этой моей догадке не противоречили, а только подтверждали её. Я и раньше знала, что домашняя нежить привязывается к месту, а не к людям. Кикиморы не испытывают привязанности в принципе. Дворовые оберегают только двор. Банники, овинники - их и называют-то по месту, где они обитают. Соседство с людьми такие существа просто терпят, воспринимая человека как досадное и надоедливое приложение к имуществу. Но! У любой нежити есть душа, которая хоть и отличается от человеческой, но некоторые проявления человечности ей всё же свойственны. Мои новые знания говорили о том, что нежить способна отвечать людям взаимностью - на добро она реагирует добром, на зло отвечает пакостями. И дружить она тоже умеет, а предательство никогда не прощает. Вроде бы и ничего нового в этом знании не было, но всё же отвратительное поведение домового теперь как-то по-другому стало восприниматься.
Было время, когда я считала Нефёда, Фросю и Никадима членами своей семьи. Я любила их. Иногда поругивала, но исключительно в воспитательных целях, а не со зла. Прислушивалась, доверяла, старалась каждому уделить достаточно внимания и ничем не обидеть. Увы, доверие чаще всего мне же во вред и оборачивалось, но ведь виновата-то в этом не нежить. Виноват тот, кому мои друзья были вынуждены служить. Они ведь никогда свободными не были - их постоянно кто-нибудь неволил. Даже я однажды так так поступила. Для меня это было вынужденной мерой, и домовой с кикиморой прекрасно всё поняли. А потом их забрала в услужение другая ведьма, о чём я даже не догадывалась. Но они не предали меня. Никогда не предавали.
- Нефёд, ты переезжаешь жить в гараж, - заявила я, добравшись до дома, и, правильно истолковав грусть в его глазах, добавила: - Временно.
Присутствие Белены я почувствовала раньше, чем призрак проявился привычной уже бледно-полупрозрачной тенью.
- Чегой-то ты его выселять надумала? - поинтересовалась она.
- Ты тоже гуляешь вальсом, - сообщила я ей. - Это мой дом, и мне до фонаря, кто там у вас кому чего приказал. Будете с улицы шпионить, если без этого никак, а в доме вам делать нечего. Имею право на личное пространство.
Нефёд послушно отправился выгребать из всех углов свои припасы - не оставлять же на съедение мышам, которые непременно набегут в дом, если здесь не будет домового. Высказать он это предупреждение не мог, зато взглядом намёк на грядущее мышиное нашествие продемонстрировал очень выразительно. А я в ответ ему корзину бельевую выдала под склад добра. И пообещала, что сама все его богатства в гараж отнесу, чтобы соседи ненароком не заметили, что у меня нежить по двору шастает.
Белена тоже попыталась возражать моему решению, но уже в словесной форме.
- Дарёна недовольна будет, - предупредила она меня.
- Это её проблемы, - отмахнулась я небрежно, взяла лист бумаги, шариковую ручку и села в кухне за стол придумывать новый защитный заговор.
Раньше я пользовалась разного рода защитой так часто, что это стало уже собственным навыком, который Мария-Дарёна отнять у меня не смогла. И с мороками, которые у меня лучше всего получались, та же картина - в последние месяцы я знала, как их создавать, но не располагала ни силой, ни способностями даже к такому простенькому колдовству. Теперь способности я вроде как обрела, но от прежних они отличались тем, что были основаны на силе слова. Для любого магического действия требовались либо заговор, либо молитва. Все нужные слова в арсенале новых знаний имелись, но та защита, которую я хотела создать, требовала другой силы, поэтому и заговор нужно было как-то переделать. А для того, чтобы его переделать, сначала необходимо было понять, как он работает. Записала текст на бумаге и начала пробовать, визуально оценивая результат.
- …Встанет стена… Ну, со стеной всё понятно. А сила-то откуда для этой стены идёт? А! Это магия воздуха. В дыхании жизнь, а бездыханное мертво. Ясно.
Белена наблюдала за моими усилиями, хмуро сдвинув белёсые полоски бровей.
- Ты чего сделать-то хочешь? - поинтересовалась она вроде как из любопытства.
- Перед тобой отчитаться забыла, - огрызнулась я. - Не отвлекай.
Я хотела сделать не просто защиту от нежити вокруг дома, а сложное защитное поле, которое будет действовать и внутри тоже. Мария гораздо сильнее меня, и ей особого труда не составит пропихнуть нежить или какую-нибудь мелкую колдовскую пакость через обычный барьер, поэтому нужно было соединить элементы заговора так, чтобы защита и отталкивала то, что пытается пробиться извне, и вышвыривала наружу всё, что без моего дозволения появляется внутри. Болотника, например - он по сырости перемещается и может вместе с грунтовыми водами снова в мой подвал забраться, а я таких гостей больше не хочу.
- …Вода, земля… А если вот так? Нет, так всё распадается. Блин, да почему так сложно-то?
Это и правда было сложно. Наобум и кое-как получилось бы намного быстрее и проще, но я же самой себе дала слово, что не буду принимать поспешные решения и совершать необдуманные поступки. Даже попытка создать защиту была уже беготнёй впереди паровоза, потому что заговоры - особая система управления магией, которая сама по себе требовала тщательного анализа и углублённого изучения. Это самостоятельный язык. Слова в нём русские, словосочетания в основной массе привычные, но одну и ту же фразу можно применять с разным смыслом и в разных целях. В русском языке так тоже часто бывает, но для ведьмы утверждение «словом можно убить» обретает реальное значение.
Я так увлеклась, что забыла о времени. Опомнилась только вечером, когда уже начало темнеть, а желудок громко и настойчиво потребовал хоть какой-нибудь пищи. Решила обойтись вермишелью быстрого приготовления и уже даже чайник включила, но внезапно обнаружила, что Нефёд в силу своей домовитости не только свои припасы горой в гостиной свалил, но и мои из всех шкафчиков повыгребать успел. И холодильник опустошил.
- Тебя когда-нибудь точно разорвёт, обжора, - упрекнула его я и выудила из огромной кучи снеди один пакетик с вермишелью.
Он только посмотрел мне вслед обиженно. А Белена заявила:
- Ты ведёшь себя странно.
- Да? И в чём странность? - уточнила я невозмутимо. - Ты ждала, что я опять буду пытаться немедленно голыми руками горы свернуть и в истерике биться головой о стену? Нет уж, хватит. У меня ещё прошлые шишки не сошли. Ребёнка и мужа вы с Марией у меня отняли, свободного времени теперь вагон, вот и буду учиться всему потихоньку.
- Но ты ведь мать, - напомнила она мне.
- Ведьмать? - переспросила я и улыбнулась. - Интересное определение. Прямо в точку. И рыдать в три ручья у тебя на плече не стану, извини. Или ты думаешь, что я не понимаю, зачем ты мне постоянно о моём горе напоминаешь?
- Ну и зачем же? - ехидно сощурился призрак.
Я заварила кипятком вермишель, накрыла тарелку крышкой от кастрюли и повернулась к собеседнице.
- Моя очередь сказки рассказывать, да? Хорошо, я расскажу. Чуть больше трёх столетий назад в одной крестьянской семье родилась девочка с наследным колдовским даром. Особенность врождённого дара состоит в том, что к нему знания не прилагаются. Есть только способности и какая-то сила. Если наставника нет, то такой дар самостоятельно развивать приходится - самой познавать себя и окружающей мир, самой всему учиться. Девочка и училась. О нежити информацию получала из всеобщих заблуждений или от самих же существ. О колдовской силе трав узнавала от тех, кто в этом хоть что-нибудь понимает. А свои способности познавала, совершая ошибки и набивая шишки. С возрастом она многому научилась, до много дошла собственным умом. А потом она совершила ужасное зло, попыталась его исправить и умерла.
- Это ты сейчас обо мне вещаешь? - недовольно нахмурилась Белена.
- Ты не перебивай, - попросила я. - Слушай дальше. После смерти душа этой ведьмы не обрела покой, а угодила на дно волшебного озера, которое позже стало болотом. Перед недоучкой открылся совершенно новый мир волшебства и магии, но вместо того, чтобы тратить уйму свободного времени на самообразование, глупая ведьма задумала сделать ещё больше зла. Она украла у живых другую одарённую девочку с другим врождённым даром и начала её учить. А чему может научить тот, кто знает мало? Ученица получила от наставницы все имеющиеся у неё знания, но стала могущественной чёрной ведьмой не на этой скромной информации, а потому что сама училась. Сама развивала свой дар и сама определила свой путь. Она решила тоже остаться в посмертии, сохранив свою силу, способности и знания. И тоже пошла по пути зла. Эта новая ведьма придумала схему, по которой частичка её колдовского дара будет передаваться от преемницы к преемнице, но основа останется при ней. Частичка была настолько маленькой, что включала в себя очень мало знаний и способностей - там было только то, что чёрная ведьма сочла для себя лишним и ненужным. Она не отдала преемнице практически ничего, но это наследие пробудило другой врождённый дар, который можно было развить и передать дальше. С каждой новой преемницей это наследие подобно снежному кому обрастало новыми знаниями и способностями. Каждая новая ведьма получала больше, чем предыдущая. За триста лет крошечная крупица ненужного колдовства обросла таким объёмом знаний и способностей, что превратилась в сильнейший дар, обладатель которого мог бы стать опасным соперником для прародительницы этого наследия. Самая первая ведьма, сидящая на дне трясины, возжелала эту силу для себя.
- Да что ты такое мелешь? - возмутилась Белена. - На кой мне это всё сдалось? У меня и так всё было, я просто на тот свет отправляться не желала.
Я слила бульон из тарелки с вермишелью в раковину, поставила скромный ужин перед собой на стол и потянулась к подставке со столовыми приборами за вилкой, но Нефёд меня опередил и услужливо вложил вилочку мне в руку.
- Спасибо, - поблагодарила я его и снова посмотрела на Белену. - Я это всё не для собственного удовольствия рассказываю, а для того, чтобы ты понимала, что по-твоему уже не будет. И так, как хочет Мария, тоже не получится. В первый раз мне досталось безграничное магическое великолепие, от объёма и мощи которого у любого нормального человека поехала бы крыша. Я пыталась это освоить с твоей помощью, но на большинство моих вопросов ответов у тебя просто не было, потому что ты никогда такой колдовской мощью не обладала. Ты была таким же неучем, как и я, но постарше и немного поопытнее. Мой ребёнок сулил тебе погибель, а дар, навязанный мне Марфой, был для тебя желанным. И ритуал с подселением в Женьку ты затеяла для того, чтобы опередить Марию.
- Тебе с утра солнцем голову напекло, - пришла к выводу Белена.
- Сегодня пасмурно и прохладно, - парировала я и приступила к ужину.
Нефёд к этому времени перестал изображать страдальца, залез на один из свободных стульев и переводил любопытный взгляд с меня на Белену. А мёртвая ведьма недовольно хмурилась, ожидая продолжения моих откровений. Я без аппетита засунула в себя вермишель, помыла тарелку и заварила крепкий сладкий кофе.
- Между тобой и Марией существует сделка, - уверенно заявила я призраку. - Мой нынешний дар слабый, но его упорно и кропотливо развивали. И у Акакия тоже знаний имелось в избытке. Того нагромождения противоречий, какое было раньше, у меня в голове теперь нет, и я спокойно могу оценить всё с новой колокольни.
- Какая ещё сделка? - брезгливо фыркнула Белена. - Я с этой нахалкой никаких дел не имела триста лет и впредь иметь не собираюсь.
- Угу, - кивнула я. - Охотно верю. И в тело живого человека ты полезла от скуки, а не для того, чтобы сделать всё то же самое, что Марии пришлось делать самой. Это не она научила тебя ритуалу подселения. Вы не делили между собой мой дар и возможность получать природную магию через Владика. Она не обещала отдать тебе всю мою магию в обмен на жизнь и безопасность моего ребёнка и нас с Власовым. Знаешь, Белена, я ведь тоже умею выстраивать логические цепочки, если никто не заваливает меня неожиданными проблемами и не подталкивает к немедленному их решению любыми способами. Мария - чёрная ведьма, а дар, который она у меня забрала, был по большей части природным. Она не будет пользоваться этими способностями, потому что природа чёрных колдунов не любит. А ты могла бы ими обладать, если бы выполнила свою часть сделки. Мария не хотела, чтобы я знала о её существовании, так ведь? Она хотела, чтобы ты всё сделала сама, а ей полагалось только появиться в последний момент и обрезать пуповину. Тебе - мой дар. Ей - источник природной силы.
- Не хочу даже слушать это, - заявила Белена и исчезла.
Совсем исчезла. А Нефёд уставился на меня вопросительно и даже лапки свои перед собой сложил, будто умоляя закончить мысль.
- Что? - усмехнулась я. - Интересно, да? Вот и мне интересно. Чем больше думаю об этом, тем больше занятных подробностей вижу и понимаю. Тебе-то, глупому, ведьмы о своих планах не расскажут. И мне они правду не скажут никогда, вот и приходится во всём самой разбираться. Белену я с помощью Мухина на тот свет отправила, ритуал она завершить не смогла, большей части своих сил лишилась, а теперь ещё и миру мёртвых принадлежит. Свои обязанности по сделке она не выполнила, поэтому ничего и не получила. Дело в том, дружочек, что Белена не совсем подневольная. Она такая же нежить, как и вы, только способностей у неё побольше. Вот тебе велено дома рядом со мной всегда находиться, и ты не можешь этот приказ нарушить, так?
Нефёд кивнул в ответ и снова изобразил безграничную тоску.
- И Фрося тоже всем приказам Марии подчиняется, - продолжила я. - А Белена сейчас фыркнула и ушла, хотя ей вроде как приглядывать за мной положено. И со вчерашнего вечера до возвращения домой я её не видела и не чувствовала. И раньше… А я ведь за это время много чего сделать могла такого, что Марии не понравилось бы. Врёт она, Нефёдушка. Чёрная магия Марии её просто удерживает здесь и не даёт смерти забрать своё. И не приказ заставляет Белену со мной возиться, а новая сделка. Мария либо как-то сохранила тот дар, что у меня забрала, и пообещала его Белене в обмен на новую услугу, либо оплатой за эту услугу будет всё то, чем я заново обрасту. Белена не обязана меня оберегать, понимаешь? Она вынуждена это делать, если хочет получить желаемое. Только мне такая забота ни к чему, поэтому я вас обоих отсюда и выселяю. Это понятно? Мария своё получила уже, ей возиться со мной неинтересно, а Белена опять получит шиш на постном масле, потому что я под её дудку плясать не буду. Всё, не отвлекай. Мне с защитой разобраться надо. И продукты в холодильник верни, ворюга, пока они испортиться не успели.
Догадки? Нет. Но и не факты. Понять чужие мотивы, намерения и цели сложно именно потому, что они чужие. «Если хочешь поймать маньяка, нужно влезть в его шкуру и стать маньяком самому», - не дословно, но я в нескольких разных фильмах эту фразу слышала. И в книжках она мне тоже попадалась. У Белены и шкуры-то собственной нет, а Мария вообще в чужую обрядилась, но маньячки из них те ещё. По дороге домой из Тамбова у меня было достаточно времени, чтобы обдумать и их поступки тоже. С Марией всё понятно - ей моя семья важна целиком, если она хочет получать через Владика природную силу в полном объёме. С Беленой дела обстоят намного сложнее, потому что она непредсказуемая, завистливая и нетерпеливая. Но её цель тоже ясна - она хочет задержаться в мире живых надолго. Обеспечить себе вечное посмертие она может только одним способом - разжиться недюжинной колдовской силой и убить моего сына до того, как он вырастет. Сила ей нужна для того, чтобы противостоять Марии, которая чудо-ребёнка не даст в обиду ни за какие коврижки. И не только Владика, но и беспомощного с магической точки зрения Власова. Я не способна защитить своих мальчиков, поэтому Мария их и забрала. А мне Белена вредить не будет, потому что я, вероятно, являюсь источником того, чего она жаждет. И ещё существует какой-то встроенный в меня защитный механизм, которого я пока не понимаю. Меня сейчас только от меня самой защищать надо. А просто упокоить Белену и избавиться от неё навсегда Мария не может из-за пророчества Пелагеи - время ещё не пришло. Поэтому она и держит врага на коротком поводке выгодных сделок.
Всё это очень запутанно и сложно, но ясно одно - мёртвые ведьмы снова втянули меня в свои дела и интересы. В их междусобойчике мне опять отведена роль глупой девочки, которая должна кукольно дёргаться на ниточках чужих намерений. Перебьются. Я в эту игру уже наигралась, хватит. Теперь буду играть по своим правилам.
Оглавление: