Они поступили так, как понимали свой долг, а вот немцы повели себя не совсем красиво. Этот случай даже показан в фильме "Последняя подводная лодка", посвящённый судьбе U-234. Отвлекаясь по своей привычке, замечу, что её роль в фильме сыграла лодка советского 641 проекта из ВМС Польши. Момент выхода "из базы Кристианнсан в Норвегии":
Фильм конечно уступает "Das Boot", но посмотреть можно, доступен в интернете. Поскольку в его создании участвовал Голливуд, не обошлось и без различного "экшена" вроде вот этого:
Здесь японец требует предоставить возможность уничтожить некоторые секретные материалы, принадлежащие Японии.
И потопления лодкой британского эсминца уже после поднятия ею белого флага не было. Но фильм и не претендует на полную историчность, даже имена всех героев изменены.
Лодка должна была доставить в Японию ценные грузы, а также немецких специалистов и других лиц, в частности двух японских военных инженеров. Теперь о них.
Лейтенант-коммандеру Хидео Таманага на момент гибели было 36 лет. Имел двух дочерей. Он специализировался в области строительства и эксплуатации подводных лодок.
Не буду перечислять всю его историю как офицера и конструктора, она весьма обширна. Одной из его разработок была система автоматического поддержания подводной лодкой заданной глубины. Специальный прибор постоянно сравнивал давление воды, которое должно было быть на заданной глубине и фактическое в специальной цистерне, соединённой с забортным пространством. В случае возникновения разницы автоматически или принималось некоторое количество воды, или с помощью сжатого воздуха удалялось. Всё это без участия насосов, что способствовало меньшей шумности подлодки.
Ещё одним его изобретением было создание системы предотвращения вытекания топлива из повреждённых цистерн, как это работало, я не нашёл.
А также спроектировал устройство гальюна со сборной цистерной, что устраняло проблемы пользования им на больших глубинах.
Его деятельность была отмечена двумя медалями «За выдающиеся технические заслуги в ВМФ».
5 апреля 1943 года он отправился в командировку в Германию на подводной лодке I-29. На сайте Сombinedfleet упоминается, что помимо многих других грузов, лодка везла одну авиаторпеду Тип 89 и две авиационные торпеды Тип 2, а также две тонны золотых слитков для посольства Японии в Берлине. Плюс чертежи авианосца АКАГИ (для использования при строительстве GRAF ZEPPELIN) и сверхмалой подводной лодки типа А.
27 апреля в районе Мозамбикского пролива произошла встреча с U-180. Грузы и пассажиры были взаимно переправлены с одной лодки на другую и они направились в обратный путь. U-180 вернулась в Бордо 3 июля 1943 года. Несколько некачественных японских снимков перегрузки. Горизонт везде безобразно завален :)
Похоже, торпеду перегружают. А это фото Таманага с немецкими подводниками в тот день
Через год Таманага должен был вернуться в Японию на I-29, которая на этот раз добралась до Франции, но в этот момент он вплотную занимался изучением конструкции и опыта применения шнорхеля, что было ценно для японцев, и возвращение отложили. I-29 погибла на обратном пути и эта отсрочка продлила на несколько месяцев жизнь японского инженера.
О лейтенант-коммандере Гэндзо Сёдзи удалось узнать меньше. Он был специалист по авиационной технике, в частности занимался реактивными двигателями. 41 год, имел двоих сыновей. Ранняя свадебная фотография
В августе 1939 года был командирован в Италию. Итальянцы в то время плотно занимались реактивным движением. Прототип Капрони-Кампини N.1 поднялся в воздух 27 августа 1940 года
Никаких достижений в скорости он показать не мог, важна была отработка самого принципа таких двигателей. Изюминкой было то, что его воздушный компрессор имел привод от обычного поршневого мотора. Впрочем, развития всё это у итальянцев не получило, вскоре им стало не до того. Позже Гэндзо Сёдзи побывал в Швеции и конечно, в Германии. Вот снимок, сделанный на заводе Focke-Wulf Flugzeugbau в Бремене осенью 1942 года. В центре — Курт Вальдемар Танк, разработчик проекта турбореактивного истребителя Та-183, справа в очках Гэндзо Сёдзи
После взятия Берлина весной 1945 года советские военные нашли в здании германского Министерства авиации полный комплект чертежей Та-183 и сведения по испытаниям крыла самолета.
Через два года, с интервалом в несколько недель в СССР и США появились реактивные истребители МиГ-15 и F-86 Sabre, конструктивно схожие с Та 183.
Впрочем, схожесть ещё не доказательство копирования. Вот снимки:
Британский "Метеор", прототип F.9/40 с двигателем de Havilland H.1. Первой серийной модификацией стал «Метеор» F.I (он же G.41A), его опытный образец, взлетел в январе 1944 года. Эта и следующие модификации участвовали в боевых действиях, но сбили только 14 Фау-1
Немецкий "Мессершмитт-262". Начал свою боевую службу 3 октября 1944 года. Всего было выпущено 1433 единицы, так что успел повоевать.
Японский "Накадзима Кикка".
Японский военный атташе был свидетелем испытаний Ме-262 ещё в 1942 году. Видимо, кое-что из документов удалось раздобыть. Первый и единственный полёт самолёт совершил 7 августа 1945 года. Если бы немцы поделились чертежами и технологиями раньше... Но всё это отправили только на U-234, когда Рейх находился при последнем издыхании, да и Японии оставалось полгода.
Совместный снимок обоих её пассажиров из Страны Восходящего Солнца:
Так они выглядят в фильме:
Ну а дальше об их последнем плавании в отрывках из американского документа REPORT ON INTERROGATION OF THE CREW OF U-234 WHICH SURRENDERED TO THE USS SUTTON ON 14 MAY, 1945, IN POSITION 47-07’ N – 42°-25’ W.
ОТЧЕТ О ДОПРОСЕ ЭКИПАЖА U-234, сдавшейся эсминцу «Саттон» 14 МАЯ 1945 ГОДА В ПОЛОЖЕНИИ 47-07' С.Ш. – 42°-25' З.Д.
U-234 покинула Кристиансанн 15 апреля 1945 года, все были убеждены, что Япония никогда не будет достигнута. Лодка шла под шнорхелем в течение первых 16 дней и впервые всплыла на поверхность незадолго до Розенгартена из-за сильного шторма. (Розенгартен - Сад роз, так немецкие подводники называли обширные минные поля между Шотландией и Исландией).
После этого она обычно шла по поверхности в течение двух часов ночью, а остальное время проводила под водой. Первым зловещим признаком стало то, что станция дальней связи «Голиаф» перестала выходить в эфир и вскоре после прохождения Розенгартена больше не поступало никаких сигналов.
Затем, 4 мая, лодка получила отрывочное сообщение с английских и американских станций о повышении Дёница до верховного главнокомандующего в Германии. В конце концов ей пришлось всплыть на поверхность, чтобы получить полную информацию.
10 мая U-234 получила приказ всем подводным лодкам сдаться и следовать в порт союзников в зависимости от их положения на тот момент. После получения этого сообщения среди офицеров и пассажиров возникла серьезная дискуссия о том, каким курсом им следует идти.
Японцы заявили, что все грузы оплачены (Таманаги помнил о тех тоннах золота, которые везли на I-29), а значит, обязательно должны быть доставлены по назначению. Но немцы указывали на то, что для Германии война окончена, а значит и все союзнические обязательства аннулированы. (Да и наверно, надеялись, что эти грузы помогут облегчить их участь).
Дискуссия была особенно жаркой, поскольку в момент получения сигнала о капитуляции U-234 находилась как раз на разделительной линии, определявшей, следует ли ей следовать в Англию или в американский порт. В течение следующих двух-трех дней после получения приказа о капитуляции они продолжали двигаться на юг, всплывая ночью и погружаясь днем. Сообщения от других подводных лодок, подчинившихся приказу о капитуляции, были приняты U-234 и побудили ее сообщить о своем местоположении. Командир лодки капитан-лейтенант Фелер:
Когда японским офицерам стало очевидно, что Фелер намерен подчиниться приказу о капитуляции, они сообщили командиру о своей решимости покончить жизнь самоубийством. Фелер предпринял некоторую попытку отговорить их от этого, в частности, приведя в качестве примера капитуляцию генерала Осимы и его штаба. Но пара попросила, чтобы им разрешили спокойно оставаться в их каюте, и они были удовлетворены.
Офицерам и пассажирам ими были розданы многочисленные подарки. Фелер получил самурайский меч, который позже выбросил за борт, и значительную сумму в швейцарских франках. Возле их отсека выставили охранника, и они оба приняли дозу люминала. Прощальные письма они написали ещё когда поняли, куда пойдёт лодка.
(Насчёт меча есть оговорка, что он был положен в мешок с телом его владельца-японца.)
Примерно 36 часов спустя они были в бессознательном состоянии, но все еще живы, к большому неудовольствию экипажа, однако попытки корабельного врача их реанимировать не увенчались успехом. Кадр из фильма:
Их похоронили в море 11 мая.
Позже были найдены их благодарственные письма, адресованные Фелеру, а также просьба отправить прилагаемый сигнал в Японию. Фелер не выполнил эту просьбу.
14 мая в 23:00 по Гринвичу с U-234 связался военный корабль США «Саттон», и на ее борт был помещен призовой экипаж. Она прибыла в Портсмут 17 мая.
Есть много вариаций в мелких подробностях - когда точно похоронили, вплоть до того, что американцы обнаружили тела на лодке; что именно успели выбросить за борт и т.п.
Я считаю, что это не столь важно, главное - сила духа и стремление идти до конца в выполнении своего долга так, как они его понимали...
Ещё о японских подводных лодках и подводниках:
Как японский транспорт напал на свою подводную лодку и немного о японском хрене
История японской подводной лодки, по которой можно снять фильм не хуже, чем "Das Boot"
Одна команда японской подлодки И-8 добралась до Франции и смогла вернуться, а другая опозорила её военными преступлениями
..........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала6