Истории подобного рода случались во многих флотах мира, не минула она и японский. Участники события - подводная лодка YU-3001 и транспорт "Идзу Мару". Лодка относилась к интересному классу этих кораблей - армейская транспортная подводная лодка. Торпедного вооружения они не имели вообще и строились с целью снабжения отдалённых островных гарнизонов, когда надводные суда уже практически не имели шансов выполнить эту задачу, ввиду полного господства противника на море и в воздухе.
Эти лодки строились на разных верфях и были практически одинаковы, отличаясь лишь обводами рубки и разным набором зенитного вооружения. Лодки производства Japan Steel Works имели номера, начинающиеся с 1001, Ando Iron Works обозначало свою продукцию номерами с 2001, а корейский Chosen Kikan Seisakujo Jinsen Kojo Seizotai (Корейский машиностроительный завод по производству лодок в Инчхоне)начинал отсчёт с 3001, так что наша героиня была первым детищем этой фирмы.
Но именно снимков этой серии лодок я не нашёл, впрочем, их было изготовлено только 3 единицы, может, поэтому и не попали в объективы, да и судьба их была незавидна. А так выглядели 1001
и 2001
Лодки совсем небольшие, могли доставлять всего лишь 40 тонн груза на расстояние 1500 миль.
Итак, 2 августа 1944 года YU-3001 была официально передана японской армии, а 9 августа направилась в Японию, на главную базу транспортных лодок в Иё-Мисима, префектура Эхимэ на берегу Внутреннего моря. Префектура эта исстари славилась своими пиратами, так что место было насиженное.
Путь лежал на юг вдоль западного побережья Корейского полуострова. С наступлением тёмного времени суток командир лодки старший лейтенант Тошихико Дегучи приказал бросить якорь у небольшого острова близ Кунсана, пора было и отдохнуть от трудов ратных.
Меж тем, к этой точке приближался небольшой (валовой вместимостью 882 брутто-тонны) японский транспорт "Идзу-Мару", построенный в 1943 году. Его капитан, Сейношин Хияма был настороже, поскольку в Жёлтом море уже бесчинствовали американские подводные лодки, да и вражеская авиация досаждала. А посему капитан действовал как раз наоборот, днём отстаивался у какого-нибудь островка, а по ночам пробирался к назначенной цели.
При лунном свете около полуночи наблюдатель на квартердеке "Идзу-Мару"обнаружил в бинокль подозрительный силуэт. Он выглядел как подводная лодка с боевой рубкой и палубной пушкой на расстоянии около 1500 метров недалеко от острова. После доклада вахтенного капитан сухогруза сверился с альбомом по распознаванию боевых кораблей и подводных лодок. Ни на одну японскую лодку таинственный силуэт не походил, да и неудивительно, ведь это была первая лодка нового проекта, в альбомах её ещё не было. Но откуда же было знать об этом бравому капитану "Идзу-Мару"?
Как истинный самурай, он решил не трусливо скрыться во мраке, а вступить в бой. Но поскольку пароход был не вооружён, принял решение таранить супостата. Кэп сыграл боевую тревогу и приказал стармеху развить максимальный ход. Тоширо Курашиге и его кочегары не подвели, судно быстро разгонялось. Надо сказать, что на лодке верхняя вахта не дремала. Приближающееся небольшое грузовое судно было замечено, но кто же думал, что оно собралось идти на таран?
Когда на лодке поняли, что дело добром не кончится, предпринимать что-либо было поздно. "Идзу-Мару" врезался в левый борт лодки, проделал большую пробоину в цистерне главного балласта №4. От удара спящих подводников повыкидывало из коек, отключилось электричество. Но главной бедой было то, что в прочном корпусе образовалась трещина.
Из персонала лодки пострадал лишь один человек и это был представитель штаба капитан Канадзава. Он получил ожог лица расплескавшимся едким натром. Уж как флагманский штурман нашёл эту жидкость, пояснений нет.
Транспорт дал задний ход, чтобы повторить атаку и тут на его палубе услышали отчаянные вопли с лодки на чистейшем японском языке: "Свои, свои!!!". Добавляли ли подводники что-либо покрепче, история умалчивает.
Капитан Хияма тут же отдал команду спускать спасательные шлюпки и идти на помощь пострадавшим. Когда на месте со всем этим безобразием разобрались, "Идзу-Мару" направился в Кунсан, где ему вырезали изувеченную часть форштевня и произвели необходимый ремонт. Капитана судна допрашивали военная полиция и представитель штаба ВМФ. Было установлено, что в сложившихся обстоятельствах Хияма проявил похвальное мужество! Капитана Канадзава отвезли в госпиталь, где он провалялся до декабря. А лодку направили для ремонта в Пусан.
На этом её приключения не закончились. Когда она приблизилась к южному побережью полуострова, неожиданно рядом упал в воду самолёт морской авиации. Подводники взяли выжившего пилота на борт. И тут он узнал, каково находиться на лодке во время артиллерийского обстрела. Дело в том, что со стороны приблизившегося конвоя открыли пальбу по не имевшей возможности погрузиться субмарине. На лодке скакали и размахивали всем, что возможно, подавая сигналы. И это помогло. Стрельба прекратилась, конвой проследовал мимо.
До Пусана лодка добралась только 18 сентября. И тут выяснилось, что капитально устранить повреждение прочного корпуса не удастся и лодка по назначению использована быть не может. Так она и дожила до конца войны в Мисиме в качестве учебной. Вообще, этому проекту не повезло, YU-3002 утонула во время шторма, а все заложенные, начиная с YU-3004 так и не были достроены.
А что же с "Идзу-Мару"? Тут такая штука, чем подобные исследования и интересны. Согласно книге Крессман, Р.Дж. , "Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне", судно было потоплено 9 августа 1945 года во время налёта авиации на порт Сиогама.
А когда я во время написания этой статьи зашёл на сайт Vessel Tracking, где отслеживается положение судов на данный момент, то по запросу "Идзу-Мару" получил ответ, фрагмент которого привожу ниже:
IZU MARU (IMO: 4050778) is a General Cargo registered and sailing under the flag of Japan. Her gross tonnage is 873 and deadweight is 1582. IZU MARU was built in 1943.
Назначение, валовая вместимость и год постройки совпадают. Значит, жив, курилка? Могли ведь поднять и восстановить после войны, не так ли? Чего только не бывает.
А причём тут хрен, спросит придирчивый читатель. Просто я хотел найти, что означает слово Идзу и вот что узнал. Это название полуострова, славящегося по всей Японии не только как курортное место, но и как крупнейший производитель васаби, растения, которое называют японским хреном, без приправы из которого японскую кухню представить невозможно. Чтоб вы знали, килограмм этого корня стоит порядка 200 евро, поэтому в подавляющем большинстве ресторанов за пределами Японии используют имитацию васаби на основе обычного хрена, специй и пищевх красителей.
Настоящий же васаби настолько едок, что группа японских учёных в 2008 году разработала на его основе пожарную сигнализацию для глухих или спящих людей. Прототипы новой бесшумной дымовой пожарной сигнализации, которая распыляла консервированный экстракт васаби в комнату, сумели разбудить 13 из 14 испытуемых в течение 2 минут. Один субъект, который на самом деле глухой, проснулся всего через 10 секунд после распыления эссенции васаби.
По словам доцента Макото Имаи из Университета медицинских наук Японии Сига, «эксперимент был полезен для того, чтобы гарантировать, что новое устройство позволит людям с нарушениями слуха спастись во время чрезвычайной ситуации».
Не знаю, почему, но японские учёные за эту разработку были удостоены в 2011 году Шнобелевской премии.
Вот что можно узнать, исследуя историю скромного японского пароходика :)
Ещё о японских моряках:
Необычная история моряков японского судна в 1945 году
История крейсера, перевернувшегося во время шторма
Маленькая Цусима для американцев и их союзников
................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь