Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Одна команда японской подлодки И-8 добралась до Франции и смогла вернуться, а другая опозорила её военными преступлениями

Всего за время войны побывали во Франции 5 японских субмарин, но вернуться удалось только этой. Как была организована и как прошла эта операция под кодовым названием "Янаги" (ива), с каким кораблями пришлось взаимодействовать лодке и кратко об их судьбах - попробуем всё это уместить в одной статье.

Особенностью этого похода было то, что помимо собственного экипажа на лодке находился, второй, который должен был получить и привести в Японию подводную лодку германского производства. Упоминать ли здесь о сардинах в банке? Ни о чём подобном этому снимку с немецкой ПЛ речи не должно было быть:

Японские лодки отличались заметно более крупными размерами. Возьмём описание И-15, по своим физическим размерам, да и другим параметрам практически не отличавшейся от И-8.

На 11 офицеров и мичманов имелось 11 коек, плюс подвесная койка и 5 диванов в кают компании. Каждый из порядка 80 старшин и матросов имел своё спальное место на подвесной койке или рундуке, выглядело это примерно так:

-2

Начиная с конца 20-х – начала 30-х гг. прошлого века, на всех подводных лодках 1-го и 2-го классов японского флота устанавливались рефрижераторные машины и холодильные камеры для свежих продуктов. Охлаждённый воздух подавался также в артиллерийский погреб и жилые помещения. Японские подводники питались за столами, это пример сервировки для двух человек:

-3

Приём пищи:

-4

На лодках типа И-15 имелось 4 гальюна: 1 надводный в ограждении рубки, и 3 подводных – 1 офицерский и 2 команды (в носовой и кормовой части соответственно, так что матросам не приходилось бегать по нужде через всю лодку).

Имелись общий командный умывальник в центральном посту и отдельный маленький умывальник в офицерском отсеке.

А где размещались, по нашему представлению, довольно свободно 90 человек, там найдётся место и ещё для 60. Помимо команды для новой лодки во главе с капитаном 3 ранга( я привожу звания-аналоги нашего флота) Норита Садатоси в путь отправились четыре специалиста-шифровальщика, медицинский работник и офицер-специалист по двигателям торпедных катеров.

И-8 капитана 2 ранга Синдзи Учино покинула японский порт Курэ 1 июня 1943 года.

Лодку сопровождала другая ПЛ, И-10 и судно обеспечения "Hie Maru". Это оно ещё в довоенной окраске в качестве обычного сухогруза до реквизиции Императорским флотом:

"Hie Maru"
"Hie Maru"

С ним связана необычная история. В 1938 году противники войны Японии в Китае решили взорвать этот пароход в Ванкувере, чтобы сорвать поставки металлолома в страну-агрессор. Планировалось собрать бомбу, снабжённую таймером из 369 динамитных шашек, разместить её на плоту и сплавить к борту судна. Заговор был раскрыт школьным учителем-канадцем. Диверсия была сорвана, а учителя вскоре нашли утопленным в гавани Сиэтла.

23 июня лодка достигла Пенанга в Малайзии. 27 июня путь был продолжен. На борту находился груз вольфрама, каучука, цинка, хинина и опиатов, а кроме того, в виде образца две торпеды тип 95 и комплекты чертежей различных технических устройств, представлявших для немцев интерес. 8 июля дозаправились топливом с И-10 и далее двигались в одиночестве.

И-10 успела потопить 13 судов противника, а её разведывательный самолёт летал над Мадагаскаром и Южной Африкой, Аденским заливом и тихоокеанскими островами,

 И-10
И-10

пока 4 июля 1944 года она сама не была потоплена эсминцем США " Дэвид У. Тейлор" у Марианских островов:

 " Дэвид У. Тейлор"
" Дэвид У. Тейлор"

А тем летом 1943 года И-8, оставив за кормой Индийский океан, обходила мыс Доброй Надежды, спустившись на 300 миль южнее, в целях обезопасить себя от противника. Места эти славятся своими штормами, в один из них лодка и угодила. Ураган повредил самолётный ангар и верхнюю палубу, лодка не могла развить ход выше 5 узлов. Испытание длилось 10 суток, но японцы справились. Успешно преодолели самое узкое место Атлантики между Фритауном в Африке и Наталем в Южной Америке, где патрулировали корабли союзников и 20 августа южнее Азорских островов встретились с немецкой подводной лодкой U-161 под командой капитан-лейтенанта Альбрехта Ахиллеса

-8

И тут трём немцам здорово повезло. Обер-лейтенант и два радиста перешли на японскую лодку, чтобы обеспечить её переход до французского Бреста, а также обслуживать установленный детектор излучения вражеских РЛС "Ванце" (клоп). Только они и остались живыми из команды U-161.

После встречи с японцами она отправилась к берегам Южной Америки. Здесь обладатель Рыцарского Креста Ахиллес 26 сентября отправил на дно четырнадцатое из потопленных им судно - бразильскую "Итапаге":

"Итапаге"
"Итапаге"

А 27 сентября лодка была потоплена бомбами американского самолёта PBM Mariner VP74.

-10

Снимок с самолёта в момент бомбометания:

-11

31 августа И-8 под охраной немецких кораблей и авиации прибыла в Брест. Была организована пышная встреча и почти месячная программа отдыха. На снимке командир 1-й флотилии подводных лодок К.К. Винтер и капитан 2 ранга Синдзи Учино:

-12

Немцы размещают своих японских коллег в роскошном развлекательном комплексе Chateau de Trévarez с видом на небольшой городок Шатонеф-де-Фау. Во время пребывания во Франции экипаж И-8 смог посетить Париж и Берлин. Синдзи Учино принял гроссадмирал Карл Дёниц.

Японские моряки общаются с немецкими:

-13

Лодка была перекрашена по немецкой схеме, на ней установили счетверённый зенитный автомат, загрузили образцами двигателей для торпедных катеров, авиапушками, бомбардировочными прицелами, радиолокаторами, электроторпедами, различной технической документацией.

Лодка вышла в обратный путь 5 октября, приняв на борт 14 пассажиров, в том числе контр-адмирала Ёкои Тадао, бывшего военно-морского атташе в Германии и капитана Хосоя Сукеоши, бывшего военно-морского атташе во Франции, а также трех немецких военно-морских офицеров, включая говорящего по-японски лейтенанта Коха, одного майора немецкой армии, четырех техников по радарам и гидрофонам и четырех гражданских пассажиров, среди них доктора Якоба и доктора Мюллера.

В районе экватора лодка подверглась атаке вражеского самолёта, а в ревущих сороковых новый шторм повредил рубку. И всё же, преодолев в общей сложности 30 000 миль, И-8 вернулась в Курэ.

А что было с тем вторым экипажем, который она привезла в Европу? Вот они на борту своей U-1224 уже в качестве японской Ро-501:

-14

Её ждала несчастливая судьба. Загруженная ртутью, свинцом, оптическим стеклом и техдокументацией на реактивный перехватчик Me 163, она была потоплена со всей командой 13 мая 1944 года эсминцем «Френсис М. Робинсон» в центре Атлантики северо-западнее островов Зелёного Мыса.

После возвращения на И-8 поменялась и команда, и командир. Учино пошёл на повышение, а его место занял Ариидзуми Тацуносукэ, вот он на снимке в центре, общается с немецкими подводниками сумевшей добраться до Пенанга U-178:

-15

И пошла об И-8 дурная слава. В марте 1944 года ею был потоплен голландский сухогруз "Чисалак". Команду парохода и пассажиров подняли на лодку, а здесь принялись убивать мечами, гаечными ключами и кувалдами или просто расстреливать. Из 98 человек выжили только четверо, позднее найденные в море американским транспортом "James O. Wilder".

Нечто подобное произошло и с командой американского судна типа Либерти "Жан Николе". С той лишь разницей, что во время резни появился вражеский самолёт и лодка срочно погрузилась, оставив на палубе связанных по двое американцев. По разным источникам, около 20 из них удалось выжить и забраться на спасательный плотик, откуда они были подобраны британским вооружённым траулером.

А пятерых японцы увезли с собой. Один из них выжил в лагере для военнопленных. Фрэнсис Дж. О'Гара стал единственным живым человеком, в честь которого назвали новый Либерти.

Ариидзуми Тацуносукэ покончил с собой 31 августа 1945 года. Троих из его команды удалось найти после войны и отдать под суд. Один добился снисхождения за дачу показаний против своих товарищей (вот тебе и самурайский дух), двое отсидели до амнистии 1955 года.

Последним командиром И-8 стал 62-х летний капитан 3 ранга Синохара Шигео. Лодка была переоборудована в носитель человекоуправляемых торпед Кайтэн. Но никаких успехов ей уже добиться было не суждено. 31 марта 1945 года она подверглась атаке глубинными бомбами эсминца "Моррисон", была вынуждена всплыть и вступила в артиллерийский бой. Но шансов против 5 скорострельных 127мм орудий эсминца у неё не было. Изрешечённая, она перевернулась и скрылась под водой навечно. Из её команды удалось спасти только петти-офицера второго класса Мукаи Такамаса, одного из артиллеристов, оставшегося на поверхности в бессознательном состоянии.

Ещё о японских моряках:

Необычная история моряков японского судна в 1945 году

История японской подводной лодки, по которой можно снять фильм не хуже, чем "Das Boot"

Как японский транспорт напал на свою подводную лодку и немного о японском хрене

..............................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь