И-1 к началу войны была уже в солидном возрасте. Построенная в 1926 году как подводный крейсер - водоизмещение 2791 тонна, два 140мм орудия, шесть торпедных аппартов - она была головной в серии из четырёх лодок и все они погибли ещё до конца 1944 года.
Боевой путь начала во время 2-й японо-китайской войны, блокируя побережье Китая. Она принимала участие в обеспечении нападения на Пёрл-Харбор, обстреляв гавань Хило, ходила на боевое дежурство в Индийский океан, патрулировала у Алеутских островов.
3 марта 1942 года у западного побережья Австралии она перехватила вооружённый голландский транспорт "Siantar"водоизмещением 8806 тонн.
Торпеда, выпущенная из подводного положения, прошла мимо, тогда лодка всплыла и начала артиллерийский обстрел. Второй её снаряд лишил голландца радиосвязи. Транспорт сдаваться не собирался и начал отстреливаться из своей 75мм пушки.
Если бы его капитан знал, что один дизель лодки был не в строю, то может, и попытался бы уйти, тем более пушка транспорта заклинила уже после нескольких выстрелов. Вот когда понимаешь мудрость ежедневного осмотра и проворачивания оружия и технических средств! На судне начался пожар, но выпустив 30 снарядов, японцы, чтобы не подвергать себя риску быть обнаруженными, затягивая бой, выпустили вторую торпеду. Через 10 минут транспорт затонул. Из 58 человек команды 21 погиб.
Через 6 дней И-1 захватила лодку с пятью автралийскими военнослужашими, пытавшимися добраться до Австралии с захваченного японцами Западного Тимора. Путь им предстоял приличный, Чёрное море поуже будет. Но не повезло. Пленных лодка сдала на плавбазу "Сантос Мару" и отправилась в Японию.
А вот что пишет о событиях июля 1942 года утопивший крейсер "Индианаполис" капитан-лейтенант Мотицуро Хасимото, на тот момент командовавший лодкой «Ro-31».
Однажды на пристани около военного порта появилась нагруженная мешками риса грузовая автомашина. Прибывшие представители командования предложили нам провести необычное испытание, то-есть выстрелить из торпедных аппаратов лодки мешками с рисом! Обстановка на о. Гуадалканал к этому времени настолько усложнилась, что нашим подводным лодкам было опасно выгружать и передавать продовольствие гарнизону острова, находясь в надводном положении, поэтому возникла идея выбрасывать мешки с продовольствием через торпедные аппараты.
В течение трех дней мы испробовали всевозможные варианты. Выстреливали рис в ящиках из-под печенья, но одна треть из них оказалась разбитой выступами внутри торпедных аппаратов и содержащийся в них рис был рассеян по всему Токийскому заливу. Затем нам пришла мысль засыпать рис в резиновые контейнеры, которые устанавливались на палубе и крепились с помощью специальных приспособлений (бугелей). Крепления этих контейнеров отдавались изнутри лодки, находящейся в подводном положении. Наконец, мы пробовали выстреливать рис в деревянных пеналах торпедообразной формы, но пеналы разламывались так же, как разрывались мешки с рисом.
Потом как только не исхищрялись, но так и не удалось создать ничего, что позволяло бы разгружаться из подводного положения. В итоге на И-1 и её систершипы вместо демонтированного кормового орудия стали устанавливать 14-метровый десантный катер с откидывающейся аппарелью. Вот один такой, захваченный австралийцами на Новой Гвинее у японского десанта в Милн-Бэй:
Он мог доставить лёгкий танк или 10 тонн груза, или 70 человек на расстояние 50 миль со скоростью 8,5 узлов. Сконструировали их японцы в 1937 году и идея такой аппарели была позаимствована американским создателем высадочных средств Эндрю Хиггинсом после просмотра снимков этого детища корпорации Дайхатсу.
Лодка всплывала у места разгрузки в позиционное положение, катер спускался на воду и груз переносился на него. Надо добавить, что торпеды для повышения грузоподъёмности лодки перед этими походами выгружались.
Первую миссию такого рода И-1 совершила 3 октября 1942 года, всплыв у берега острова Гуденаф. Команда катера из трёх человек переправила на берег доставленный лодкой груз и забрала 71 раненого плюс 13 урн с кремированным прахом погибших. Через три дня лодка вернулась на базу в Рабауле. 11 октября 1942 года И-1 снова отправилась в путь со вторым грузом еды и боеприпасов. 13 октября в 18:30 она всплыла на поверхность. Но после того, как катер был спущен на воду, появился патрульный самолёт Локхид Хадсон, сбросивший осветительные ракеты и после этого атаковавший лодку бомбами. Бросив свой катер, она была вынуждена срочно погрузиться и уйти.
После этого был получен приказ искать сбитых японских лётчиков в районе островов Стюарта. Но вскоре опять вышел из строя коленвал одного двигателя и лодка вернулась на базу. Ремонт, заодно докование, ремонт очередного катера Дайхатсу.
24 января 1943 года она отправилась из Рабаула на Гуадалканал, где должна была доставить свой груз в залив Камимбо на северо-западном побережье острова. А уже 26 января 1943 года командующий военно-морскими силами союзников на Соломоновых островах проинформировал все корабли союзников в районе Гуадалканала-Тулаги о возможности прибытия японских подводных лодок снабжения в залив Камимбо. Развдка не дремала.
И-1 всплыла у Камимбо во время сильного шквала и дождя в 20:30 29 января 1943 года и направилась к берегу. А здесь её караулили новозеландские корветы "Моа"
И "Киви"
Хотя Хасимото в своей книге называет их торпедными катерами. Вооружение корветов состояло из 4-хдюймового орудия времен Первой мировой, нескольких пулеметов и 40 глубинных бомб. А ещё на "Киви" установили нештатаный Эрликон. Лодка была в два раза больше каждого из них и вдобавок быстрее.
После того, как гидроакустик "Киви" обнаружил лодку, корвет ринулся в атаку. Командир И-1 лейтенант-коммандер Сакамото Эиити тоже не дремал, лодка совершила срочное погружение, но глубина была слишком мала. Серия из 6 глубинных бомб вызвала сильное сотрясение корпуса лодки, свет внезапно погас, главный рубильник на щите распределения был сорван с места, вышло из строя рулевое управление и перестали работать помпы.
Лодка начала бесконтрольно погружаться с дифферентом на нос в 45°. Командир скомандовал продувать балласт и дать полный ход назад. И-1 выскочила на поверхность, но тут же начала вновь погружаться с большим дифферентом на нос. Забортная вода попала в аккумуляторную яму, началось выделение хлора. Лодка снова всплыла, командир выслал наверх орудийный расчёт, пулемётчиков и сам поднялся на мостик.
В это время "Киви" лупил по лодке из своего орудия и Эрликона. Японцы направились к нему со скоростью 11 узлов, работал только один дизель. В короткое время все на верхней палубе лодки, в том числе и командир были убиты, за исключением штурмана. Тот появился в центральном посту с криком, ну аналог по-русски будет "Сабли наголо!", схватил свою катану и вновь полез наверх. За ним поднимался старпом с мечом и новый расчёт артиллеристов, а также матросы, вооружённые Арисаками.
Штурман попытался перепрыгнуть на палубу приблизившегося корвета, но борт оказался слишком высок и он повис на одной руке, сжимая в другой рукоятку меча. Новозеландцы продолжали расстреливать подводников, а потом совершили три тарана.
Командовал корветом Гордон Бридсон. Он не был профессиональным военным, через год после того, как началась мировая война, он получил звание лейтенанта-коммандера запаса, а еще через месяц, в мае 1940 года, с первой группой добровольцев отправился в Великобританию.
Матрос Дэвид Грэхэм , который в этом походе тоже был на "Киви", вспоминал: «Он [Бридсон] крикнул в переговорную трубу: „Внимание, идем на таран!“ Когда из машинного отделения его спросили: „Что это за чертовщина — идти на таран?“, он ответил: „Не знаю, никогда раньше этого не делал“».
Были пробиты балластные цистерны лодки, а корвет получил большие повреждения носовой части, но ему помогал огнём "Моа". Лодка была изрешечена и через полтора часа боя оказалась на рифах. Оставшийся старшим офицер-торпедист лейтенант Корээда отдал команду покинуть лодку.
66 человек покинули лодку, 27 были убиты. На берегу к команде присоединились ещё двое, выброшенные за борт в начале боя и доплывшие до земли. 1 февраля их эвакуировали в Рабаул. Часть секретных документов удалось взять с собой, но не все. Японцы пробовали уничтожить останки лодки с помощью заложенных зарядов, ведь внутрь пробраться не было возможности, но эти взрывы не дали желаемых результатов. Потом лодку пыталась бомбить японская авиация, но не смогла обнаружить её местонахождение. 11 февраля лодка И-2 вышла с заданием добить свою сестру, но опоздала на несколько часов. Офицеры американской разведки и флотские водолазы смогли 13 февраля достать с неё шифровальные книги и другие документы.
Вечером И-2 находилась лишь в ста метрах от обломков, но в темноте не смогла их найти. Да и поздно уже было, птичка улетела. Через день она пыталась повторить попытку, но была атакована авиацией и еле унесла ноги. 1 апреля 1943 года японцы вычеркнули И-1 из списка ВМФ
Можно почитать ещё
Необычная история моряков японского судна в 1945 году
Первый американский подводный ракетоносец обстрелял Сахалин ещё в 1945 году
..............................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь