Когда моей дочке было шесть лет, сразу несколько тренеров и хореографов в сказали что она "не перспективная". Но я не стала забирать её из спорта, а, наоборот - нашла специалистов, которые согласились работать с ней индивидуально. Я смотрела какие элементы учат с другими детьми и "заказывала" их "на стороне". Не хочу вдаваться в вид спорта, но, скажем, если бы это была спортивная гимнастика, то мы бы таким образом учили бы всю базу: рондат-фляк-сальто, маховое с поворотом и без, ну и тд. Дочка приходила на тренировку, вся группа прыгала "диагональ", кто что умеет - темповой на две, рондат и тд... потом перспективные дети, над которыми специально стояли, обучая этим элементам, прыгали рондат-фляк-сальто... и моя тоже. Младший тренер закатывала глаза и отворачивалась: "ну и что? Всё равно вы никогда в жизни не поедете на соревнования, где ей это будет нужно". В общем, я быстро превратилась в "маму с амбициями", став в нашей среде предметом порицания и осуждения на многие годы. Людям казалось что это я так хочу, что я "заигралась", что я делаю это для себя, реализовываю свои собственные комплексы, а бедный ребёнок, которому опытные тренеры рекомендовали найти себя в чём-то другом - страдает и таскаем мною по всем этим допам-индивам совершенно зря. Даже близкий семейный круг в лице бабушек долгое время не мог этого понять и принять. "Ну вот чего ты добиваешься?" - искренне недоумевали они. "Ты хочешь, чтобы она стала чемпионкой мира?" "Да, именно этого и хочу". И такой ответ повергал наших старших родственниц и родственников в состояние, граничащее с нервным срывом: на меня кричали, оскорбляли, пытались "как-то достучаться" "образумить" и так далее. Примерно это (достучаться и образумить) пытались и тренеры: "ну куда ты её таскаешь, зачем ты это делаешь?". В какой-то момент я стала отвечать, глядя в глаза нашему старшему тренеру: "она будет чемпионкой мира". Такая наглась, граничащая с безумием, разумеется, вызывала бурю эмоций ("таких людей я еще не встречала!!!") и развлекала других мам, чьи дети считались более перспективными и всё у них шло хорошо и по плану.
Суть в том, что моя дочка очень хотела этим всем заниматься. Давайте просто посмотрим на ситуацию с другой стороны: вот зал, вот маты, снаряды, вон там старшие юноши и девушки, которые делают супер сложные элементы, и это всё ЕЁ МИР. Ну вот есть у каждого из нас места, попав в которые - вы чувствуете себя хорошо. У кого-то это кухня, у кого-то огород, у кого-то книжный магазин, у кого-то отделы с фурнитурой для шитья, у кого-то бутики с косметикой или нишевыми парфюмами. А у моей 5-летней дочки это был гимнастический зал. Она пришла туда таким солнечным зайчиком, полным восторга, готовая стараться, слушать тренера. Меня завораживало, как она, такая в обычной жизни непоседливая, концентрировалась и следила за всем, что говорит тренер, как пытается повторять за остальными детьми. Как на протяжении всей тренировки её внимание ни на что не отвлекается! Я видела, с какой любовью она складывает свою форму для занятий, как начинает задолго до выхода собираться на тренировку, с какими чувствами бежит в зал. Она бежала в этот в зал - как на свет. В буквальном смысле - в общем коридоре было всегда сумрачно, а зал был залит светом, и она старалась зайти туда среди самых первых! Мне нравилось, как она затихала, предвкушая тренировку, в метро, когда до выхода оставалось еще несколько станций. Казалось, что между ней и её видом спорта нет никаких посредников - вот есть она и есть, скажем, гимнастика - и они созданы друг для друга. Просила, чтобы мы приходили пораньше, именно ради этих минут, чтобы побыть в зале когда двери уже открылись, но еще не началась тренировка. Она заходила в зал с уважением и восторгом! Не как на площадку для игр, не как в развлекательный центр- как бы пафосно не звучало, но спортивный зал был для дочки чем-то вроде Храма. Я, как мама - видела это. Мне нравилось именно её отношение, именно то, чем спорт стал для неё, а не то, какой она сама становилась благодаря спорту. И вот очень скоро стало ясно, что в этом солнечном свете равны не все. Что есть дети, такие же как она - милые, тянущиеся к тренеру, преданно глядящие в глаза - которых учат новым элементам, которых поощряют этой новой, сложной работой: "а ну-ка давай попробуем то... это..." И это было больно. И это совершенно нормальная боль для 6-7-8-летнего ребёнка, когда "я тоже хочу" не работает даже в паре с готовностью сделать всё, стараться до невозможного. "Она деревянная" "Она не слышит" "Она тупая" "С ней невозможно работать" - говорили тренеры. Есть удобные дети - которым раз покажешь, и они поняли. А ещё - гибкие, мягкие, растянутые, хорошо координированные. С такими работать одно удовольствие. Есть девочки, глядя на чьих родителей сразу становится ясно - какой она будет, когда вырастет. И если посмотреть на меня тогда - ну никак я не вписывалась в этот наш спорт, ну вот вообше:))) И потому с какими-то детьми работали больше, считая их перспективными а с какими-то - меньше. Потому что те не схватывали, не понимали, не считывали движения, не были талантливы ну и по наследственности должны были вырасти большими и неуклюжими.
Так вот, когда началась наша эпопея с индивами - дочка была счастлива. Ей просто очень нравилось тренироваться. Ей нравилось приезжать в эти залы, в другие спорт школы, наблюдать за чужими тренировками и быть одновременно частью этого процесса и в то же время идти каким-то своим путём. Она делала это всё ДЛЯ СЕБЯ, с чётким пониманием для чего ей это надо. В группах начальной подготовки очень много деток и сравнительно мало часов. Тренеры присматриваются, отбирают сами тех, с кем будут работать. Идут отсевы. А мы всё не отсеивались. То есть как бы и отсеились, но не до конца:) Была смена вида спорта на несколько лет (где росто-весовые показатели не играют роли) и первый взрослый дочка получила не в том спорте, в каком тренировалась изначально и тренируется теперь! Был период в несколько лет без соревнований вообще. Потом стало ясно что генетика - дело тонкое и вырастать в маму дочка не собирается. Росто-весовые показатели стремились к идеальным. Был испытательный период в "условном Новогорске" (конечно, не там, мы в другой стране, просто такое сравнение применимо). Когда вокруг готовились к первенствам Мира и Европы, а моей дочке просто позволили тренироваться рядом - без программы, без постановки, без ничего. Просто элементы. И так больше года! И она ходила в зал просто ради того, чтобы туда ходить. Этот опыт стал самым полезным - когда не важно ради чего ты это всё делаешь. Просто ходишь в зал, выполняешь честно свою работу (к тому моменту уже ни о каких допах и индивах речь не шла, у дочки был личный тренер, просто не было соревнований). И она бы так могла тренироваться годами, мне кажется. Не на излом. Не ради побед. А просто потому что нравится этот спорт. Нравится это всё делать. И не важно, станет она чемпионкой мира или нет. Если станет - то не в резульате нечеловеческих усилий и потому что это было целью всей жизни, а в качестве приятного побочного эффекта любви и преданности к своему виду спорта.
Потому, хочу сказать, что очень разные ситуации бывают с этими "мамами с амбициями". Кто-то тянет, заставляет - потому что так хочет мама. Такие случаи и правда бывают. Но намного чаще бывает когда сам ребёнок очень хочет. Хочет больше внимания на тренировках. Хочет, чтобы с ней работали, объясняли, вкладывали. Это счастливые, занятые любимым делом дети. И здорово, когда у них появляется надёжный тыл в виде опытных, хорошо организованных родителей!