Первый Оренбургский Международный пленэр имени Лукина Попова завершился в прошлую субботу. За день до этого художники отправились на малую Родину знаменитого живописца - в Архангеловку Оренбургского района. Здесь они встречались с местными жителями, писали этюды и "заложили первые картины» в будущую художественную школьную галерею имени Лукиана Попова.
Почему шедевры квасят
Небо с утра хмурилось, дождливило. По прогнозу, когда художники собирались выезжать в Архангеловку, ожидался ливень. Нисколько не смутившись, живописцы деловито погрузились в два пазика и двинулись.
В автобусах ощущалось весёлое предвкушение от предстоящей работы. Заслуженные и матёрые подшучивали над неопытными. Тому, кто оделся, как для городской прогулки, сначала нашли запасную куртку и сапоги, а затем отсыпали столько шуток, сколько нужно для того, чтобы в следующий раз тот утеплился как следует.
Заслуженный художник РФ, народный художник Чувашской республики, профессор Константин Долгашёв рассказывает с чувством о своей ученице. Показывает с телефона её акварели и с учительской нежностью повторяет:
- Вот молодёжь обнаглела! Как квасит!
Несколько раз Константин Александрович восхищенно нажмёт на последнее слово.
Художники, оценив очередной натюрморт, согласно закивают головами, а журналисту, затесавшемуся в их компанию, пояснят, что «квасить» - это значит первоклассно писать. Так что на современном жаргоне живописцев Василий Поленов или Исаак Левитан знатно квасили.
В разговорах об искусстве быстро пролетит дорога. В какой-то момент художники начнут говорить об Оренбурге. Посетуют, что недели мало для работы «в поле».
- Как ты написал Покровский храм, Андрей! Шедевр. Ради одной этой работы стоило приехать в Оренбург! – скажет Долгашёв.
Пейзажист Андрей Вилков из Сердобска Пензенской области смущённо улыбнётся, а в автобусе разгорится разговор о том, что такое шедевр. Сообща придут к выводу, что когда картина одновременно радует глаз и даёт работу для души и ума.
Но вот и Архангеловка. Сначала подъехали к школе. После праздничной линейки художники подарили свои этюды.
- Пусть для вас это будет началом картинной галереи имени Лукиана Васильевича Попова, - заявил заслуженный художник РФ, председатель оренбургского отделения Союза художников России Анатолий Шлеюк. Директор школы Лариса Дорогина, приняв дары, сказала, как они дороги не только школьникам – всем жителям Архангеловки.
После этого школьники, художники, сельчане поехали к бывшей Михайло-Архангельской церкви, в которой 14 октября 1873 года был крещён Лукиан Попов.
Здесь, возле памятного креста, отец Максим, священник храма святого Луки Крымского, отслужил молебен.
«Мне ещё поахать хочется»
Ну а потом началось главное. Оставив автобусы у школы, художники, не сговариваясь, очень быстро рассеялись по селу.
Оренбургский художник Фёдор Щукин шёл по дороге, словно знал, что именно ждёт его за поворотом.
- Как я пойму, что нашёл то самое место? А вот как ахну…Если ахну, значит состояние почувствую, и тогда всё получится.
Фёдор Михайлович, шагая за «ахом» и щурясь на изгибы холмов, скажет:
- Горы лоснятся, как шкура льва.
И добавит, - это мои стихи. А потом остановится невдалеке от белого домика с зелёно-синей дверью и все два с лишним часа простоит здесь.
Очень быстро соберётся вокруг него детвора. Фёдор Михайлович будет писать и мягко, тихо расспрашивать детей. Те, сначала боящиеся дышать, осмелеют, подойдут совсем близко. Охотно станут рассказывать о себе, рисовании, Архангеловке. Между тем из ничего, из белого пространства холста начнёт выступать сияющий добрым светом дом, со всех сторон окружённый осенью.
У бабушки Нины
Школьник Максим, обещав довести до реки художников из Самары и казахских Актобе и Туркестана, останется с ними посреди дороги, когда те решат не тратить время на поиски.
Дмитрий Мантров молча будет писать с натуры – осень. Марат Габдрахманов и Омар Бабажанов, приехавшие на пленэр из Казахстана, заговорят с Максимом. Отвечая, девятиклассник станет осторожно заглядывать то в один этюд, то в другой. С острым вниманием к новому, неизведанному миру взрослых художников. Доверчивый и открытый, не умеющий ещё скрывать чувства. Ищущий самого себя в самом только начале большого пути.
А в ста метрах оттуда в это время будет кипеть работа. Супруги Вилковы из Сердобска встанут привычно недалеко друг от друга. Елена станет запечатлевать живописные ульи, а Андрей осенний пейзаж. Выйдет к ним из дома Нина Алексеевна Воронкова. Долго будет наблюдать за рождением этюдов, а потом и сама попадёт на картину.
Работавшему неподалеку заслуженному художнику РФ Рифу Абдуллину из Уфы понадобилась пара мазков, чтобы силуэт бабушки Нины поселился у него на холсте. Там она посреди рыжей осени меж родных гор, в подножии которых прошла вся её жизнь. Чуть поодаль от неё – нарисованной - пишет этюд заезжий художник, жуёт траву корова, догорают на деревьях листья, которые ещё чуть-чуть и сорвутся вниз.
Мазок, ещё мазок, и готова картина. Её художник тоже подарил школе в память об этом мимолетном, но таком долгом дне, вошедшем в историю.
Оренбургский район, село Архангеловка, 2023
P.S: Так завершилась негласная первая часть пленэра. 8 октября художники отправились в Бузулукский бор . И наверняка "наквасили" там немало!|
P.P.S: Первый Международный пленэр Лукиана Попова состоялся благодаря финансовой поддержке администрации города Оренбурга. В нём приняли участие 20 художников из разных городов страны и ближнего зарубежья. Все они оставили в дар городу по этюду, которые сейчас выставлены в Музее истории Оренбурга. Выставка продлится до 7 ноября.