Найти в Дзене
Этноmix

Как Далай лама стал правителем Тибета при помощи монголов и ойратов

Оглавление

Далай лама известен во всем мире как представитель самой миролюбивой религии, а тибетский буддизм продолжает оказывать огромное влияние на умы людей по всему миру. Однако, мало кто знает, что история тибетского буддизма не всегда была мирной и становление ламаизма связано с кровопролитной войной между разными школами буддизма за первенство. В предыдущей статье разбиралось как возникли основные школы тибетского буддизма. С X века, в Тибете формируется система четырех школ:

  • Сакья, руководит Сакья Тридзин, представитель клана Кхон.
  • Ньингма, не имеет верховного лидера.
  • Кагью (красные шапки) во главе с Кармапой и Шармапой
  • Гелуг (желтые шапки, до XIV века школа Кадам) во главе с Далай ламой и Панчен ламой
Далай лама 14
Далай лама 14

Появление первого теократического государства в Тибете

Когда-то Тибет был мощной империй. Утверждение буддизма как государственной религии произошло во время правления тридцать восьмого царя Тибета, Тисонга Децэна, правившего в 755—797. В это время Шантаракшита и Падмасамбхава основали первый в Тибете буддийский монастырь — Самье, так появилась школа Ньингма.

Падмасамбхава, основатель Тибетского буддизма.
Падмасамбхава, основатель Тибетского буддизма.

Тибетская империя распалась во время правления печально известного царя Ландармы (838 — 842). Он пытался возродить религию бон и начал преследование буддийских монахов. Традиция Ньингма продолжала существовать в основном тайно, многие тексты были спрятаны в пещерах. Однако Ландарма в 842 году был убит из лука буддийским монахом.

Во время феодальной раздробленности Тибет появились независимые школы Кагью и Сакья.

В 1227 году войска Чингис-хана полностью уничтожили Тангутское государство Си Ся, расположенное непосредственно к северу от Тибета. В 1239 году сын Великого хана Угедея, Годан-хан отправил в Тибет боевую разведывательную экспедицию, по результатам которой ему доложили, что самая влиятельная школа Сакья, которая как раз в то время находилась поблизости к границе с монгольской империи. Так волею случая началось возвышение именно этой школы.

В 1245 году в ставку Годана прибыл по его приглашению Сакья-пандита (1182—1251), глава школы Сакья, со своим юным племянником Пагба-ламой (1235—1280). Он обосновался при дворе Годана, проповедовал гуманистические основы буддизма в среде монгольской знати и вплоть до своей смерти обеспечивал своим авторитетом невмешательство Монгольской империи в дела Тибета, с одной стороны, и выплату дани тибетцами монголам, с другой стороны. Он сформулировал принцип «чой-йонг», «наставник — покровитель», в рамках которого духовный авторитет превосходит светскую власть, и соответственно Тибет не вассальная территория империи, а опекаемая империей резиденция духовного наставника государства.

Первый правитель теократического Тибета, Пагба-лама (1235—1280)
Первый правитель теократического Тибета, Пагба-лама (1235—1280)

В 1253 году Сакья-пандита был приглашён будущим императором Хубилаем в Пекин, но поскольку он уже умер, вместо него Годан отправил к Хубилаю Пагба-ламу (1235—1280), которому было 23 года.. В 1260 году, когда Хубилай провозгласил себя императором и основал империю Юань, по которой стал назваться удел Великого хана монголов, в который входили Монголия, Китай и некоторые другие территории. Пагба-лама стал «наставником государства», распространив таким образом авторитет тибетского буддизма на территорию Монгольской империи, частью которой стала империя Юань.

Тибет оказывался на положении резиденции Учителя императора, и юаньские императоры выделяли значительные средства на ремонт монастырей. Хубилай вручил Пагба-ламе духовное руководство Тибетом, с правом назначения Пагба-ламой светского правителя. Так Тибет впервые стал теократическим государством на 70 лет под властью иерархов Сакья.

Пагба-лама по его заданию создал квадратное письмо, призванное служить единой системой записи всех языков империи (в первую очередь на монгольском, тибетском, уйгурском и китайском). Алфавит пробыл в активном использовании 110 лет и некоторые исследователи считают, что на его основе был создан корейский алфавит хангыль. Однако, после падения династии Юань в 1368 году он вышел из употребления в Китае, а в дальнейшем и в Монголии.

Переход первенства к школе Кагью

Постепенно из-за коррупции правительства Сакью, их позиции стали ослабевать и школа Кагью стала претендовать на первенство.

В 1290 году между Сакья и монастырём Дрикунг Кагью начался вооружённый конфликт, который вызвал очередное прямое вмешательство монголов, разбивших сторонников Дрикунг в битве при Пэмо-Танге.

В середине 1300-х правление Сакья в Тибете ощутимо ослабло из-за коррупции правительства. В 1354 г. представитель школы Кагью, Джангчуб Гьялцен, сверг министров Сакья и возглавил Тибетское правительство, таким образом гегемония перешла к школе Кагтю.

Монахи Кагью
Монахи Кагью

В 1358 году сторонники Сакья собрали силы и напали на монастырь Намрин. Джанчуб выступил против них, и одержал победу. Юаньское правительство на этот раз не стало вмешиваться во внутренние дела Тибета, признав главенство Кагтю.

При дворах монгольских владык также присутствовали иерархи Карма Кагью с центром в Цурпху, но их позиция не была стабильной. Однако Карма Кагью после побед в Тибете приобрела влияние при последнем монгольском императоре в Пекине — Тогон-Тэмуре, но уже в 1368 году династия Юань пала.

В период правления Джангчуба Гьялцена Тибет был свободен от внешних захватчиков, а на внутреннем уровне правительство не зависело от влияния монастырских администраций религиозных школ. Власть основанной Джанчуб Гьялценом династии Пхагрдру продлилась в Центральном Тибете в течение12 поколений, до линии царства Цзан, которая в итоге проиграла Далай Ламам.

Появление школы Гелуг

Основателем Желтой школы Тибетского буддизма был Цонкапа (1357–1419), который во времена падения династии Юань и перехода правления к школе Кагью. Вначале он был последователем Четвертого Кармапы Ролпе Дордже. Он также очень уважал Пятого Кармапу Дешина Шегпу. В результате Желтая школа, главная резиденция которой была расположена в Лхасе, сохраняла отличное взаимопонимание с Кармапами вплоть до Седьмого, Чёдрага Доржде (1454–1506).

Одной из главных целей письменных трудов, учений и практики Дже Цонкапы была реформа тибетского буддизма. Его очень беспокоили нарушения монашеской дисциплины, а также деградация тантрической практики. В особенности он критиковал распространившиеся среди тибетских тантриков сексуальные практики, что, по его мнению, было несовместимо с высокими монашескими идеалами, которым учил Будда.

Когда Цзонкапе было 52 года, он основал монастырь Ганден около Лхасы. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников — Гендун Друбом (1391—1474).

Также Цонкапа предсказал что два его ближайших ученика будут реинкарнироваться. Второй ученик Цзонкапы, Гендун Друб,, посмертно был признан первым Далай-Ламой. Хедруп Дже (1385-1438) - стал первым Панчен-ламой, признание которых по настоящену началось лишь во время 5-го Далай ламы.

Первый же ученик Далай ламы, Гьялцаб Дже (1364 — 1432), стал настоятелем монастыря Ганден. Впоследствии должность настоятеля Гандена являлась высшей административной позицией в школе Гелуг под названием Ганден Трипа. Именно Ганден Трипа является руководителем Гелуг, а не Далай лама как считают многие. Ганден. Администраторы Гандена сыграли большую роль в становлении Гелуг, ведь именно они в основном занимались политикой. Трипа является выборной должностью, а не линией реинкарнации. Эта должность присуждается на основе конкурсного экзамена сроком на 7 лет

Кедруб Гелек Пелзанг, I Панчен-лама (1385-1438 гг. н.э.

Монастырь Ганден
Монастырь Ганден

В течении последующих столетий школа Гелуг развивалась очень быстро, воспитывая множество великих ученых и тантрических практиков. Помимо всего прочего, ее авторитет подкреплялся нежеланием принимать участие в политических делах Тибета. Такое отношение к политической жизни не длилось, однако, слишком долго. В 1445 г. Гендун Друб воздвиг новый монастырь школы Гелуг Ташилунпо. Этот монастырь вскоре стал местом пребывания Панчен-лам, которые по своей значимости в духовной иерархии школы Гелуг занимают второе место после далай ламы. Монастыри традиции Гелуг росли и процветали, и в них стали привлекаться ученики со всего Тибета.

В это же время, во второй половине 1500-х годов все полномочия перешли от семьи Пхагдру к Ринпунг. Но уже в 1563 г., родственник правителя, Цанг Цетен Дордже, занимавший высокую должность во дворце, поднял восстание против правления Ринпун. В 1565 году Цанг Цетен Дордже захватил власть и стал Цанг Деси.

Далай лама получает титул и распространяет свое влияние на Монголию

Решающий прорыв школа Гелуг осуществила во время правления Алтан-хана (1507-1582), одного из самых могущественных монгольских военноначальников основателя Хотогойского ханства. Алтан-хан был внуком Даян-хана (1464-1543), последнего великого хана Монголии, потомка Хубилай-хана (1215-1294), которому удалось объединить племенной союз между халхамонголами на севере и цахарами на юге, став основателем Хотогойтское ханства. Его имя на монгольском языке означает "Золотой хан".

Алтан хан (1507-1582)
Алтан хан (1507-1582)

Алтан-хан впервые пригласил 3-го Далай-ламу в 1569 году, но тот вместо себя послал ученика, который сообщил ему о прекрасной возможности распространить буддийское учение по всей Монголии. Возможно, при помощи ученика образом велись переговоры о признании взаимных статусов.

Первоначальная территория Алтан-Хана, которую удалось расширить
Первоначальная территория Алтан-Хана, которую удалось расширить

В 1578 г. в Кукуноре состоялся съезд южномонгольских князей и духовенства во главе с Алтан-ханом, на котором было официально оформлено вхождение монголов в буддизм школы Гелуг. Почему Алтан хан выбрал в качестве официальной религии достаточно молодую школу гелуг остается только догадываться.

На этом съезде Алтан-хан преподнес главе «желтошапочной» школы Тибета Сонам Гьяцо (1543 – 1588), золотую печать с надписью: «Печать Ваджрадхары—Далай-ламы. Да будет победа!», а Сонам Гьяцо даровал в ответ монгольскому хану имя Брахма, повелитель религии. Таким образом, Сонам Гьяцо стал первым из далай-лам, кого официально стали именовать этим титулом.

Сонам  Гьяцо (1543 – 1588), третий Далай лама
Сонам Гьяцо (1543 – 1588), третий Далай лама

Сонам Гьяцо публично объявил, что он является реинкарнацией тибетского монаха из племени сакья Дрогона Чогьяла Пхагпы (1235-1280), который обратил в свою веру Хубилай-хана, в то время как Алтан-хан был реинкарнацией Хубилай-хана (1215-1294), знаменитого правителя Монгольской империи, таким оьразом легитимировав правление Алтан-хана.

Признание новообращенным монгольским ханом Алтан-ханом Тумэтским за Далай-ламой первенствующего положения в тибетском буддийском мире имело далеко идущие последствия. В течение 50 лет практически все монголы стали буддистами, десятки тысяч монахов, которые были членами ордена Гелуг, были лояльны Далай-ламе.

За Алтан-ханом и южномонгольскими князьями последовали правители Халхи и нойоны Джунгарии. Принятие буддизма ойратами относят к 1615 году, когда съезд ойратских князей постановил возродить буддизм и отправить на учебу в Тибет большую группу молодежи.

Когда Сонам Гьяцо умер в 1588 году, его воплощением – и, следовательно, новым Далай–ламой - был признан правнук Алтан хана, единственный монгол в ряду тибетских Далай-лам.

Ендон Гьяцо (1589 — 1617), 4-ый далай лама с 1601 г. монгольскоро происхождения.
Ендон Гьяцо (1589 — 1617), 4-ый далай лама с 1601 г. монгольскоро происхождения.

Таким образом, Далай ламы получили мощную военную поддержку извне, в том время как внутри Тибета верховными иерархами были Кармапы. Конфликт стал неизбежным. Еще во время 3-го Далай ламы зафиксирован случай, когда Далай лама пришел на встречу с Кармапой, а тот продолжал сидеть на троне, что Далай-лама счет оскорблением.

Тибетский воин
Тибетский воин

Далай лама V становится теократическим правителем Тибета при помощи ойратов

В 1617 г после скоропостижной смерти 4-го далай-ламы в возрасте 27 лет (предположительно отравление), главой гелуг стал Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617—1682), 5-ый Далай лама. В малолетнем возрасте далай-ламы, Гелуг управлял секретарь Сонам Драгпа, который пригласил монгольские войска в Лахасу. В результете, между правительством Цанг и монголами разразилась война 1618 г.

Монастырь Дрепунг, резиденция Далай лам до воцарения
Монастырь Дрепунг, резиденция Далай лам до воцарения

В первый день армия Цанга была практически уничтожена, но на следующий день прибыла вторая армия, численностью гораздо больше первой. Монголы испугались и отступили. Администрация Гелуг тоже бежала, и действующее правительство конфисковало имущество и монастыри гелугпинцев, потребовав за их возвращение выкуп золотом из казны далай-ламы.

Для школ Сакья, Кагью и Ньингма война 1618 года оживила страхи перед вторжением монголов по приглашению Гелуг.

Когда пришло время возводить на трон Пятого Далай-ламу, родившегося в 1617 году, Цанг Деси не хотел, чтобы интронизация происходила в монастыре Гаден вблизи Лхасы, опасаясь нового вторжения. Цанг Деси постановил, что Далай-ламу следует возвести на трон в монастыре Гаден Секхар, расположенном рядом со столицей Цанга, от чего глава администраций Четвертого, а затем и Пятого Далай-ламы, Сонам Чопал, категорически отказался.

Вознамерившись во что бы то ни стало возвести Далайламу на трон, Сонам Чопал тайно отправился в Монголию просить о военной поддержке, в результате монгольские войска под управлением Хонга Тайджи и Лозанга Тензина вновь вторглись в Тибет в 1621 г. и одержали победу над войсками Цанга. Потерпев неудачу в сражении с монголами, в последующие два года (1622–1623) правительство Цанга вернуло все изъятое после войны 1618 года. При этом Далай лама V как и планировалось был интронизирован в Лхасе.

Хонга Тайджи был заместителем Алтан-хана. В дальнейшем титут Баатур Хонга Тайджи было присвоено в 1630-х главе джунгаров далай ламой 5-м. Возможно, Хонг Тайджи в дальнейшем перешел на сторону ойратов, чем и объясняется дальнейший ход событий.

Правительство Цанга начало готовить планы по возвращению контроля над Тибетом. В начале 1630-х годов Цанг Деси заключил союз против монголов с правителем царства Бери в Восточном Тибете (Кхам), приверженцем религии Бон. Правитель Бери напал на несколько гелугпинских монастырей поблизости от его территории.

Гуши хан и Далай Лама V, фреска в Тибете
Гуши хан и Далай Лама V, фреска в Тибете

На этот раз Далай лама решил просить о помощи ойратского военачальника Гуши-хана, стоявшего лагерем на северо-востоке Тибета, недалеко от современного Ладакха. Он и его люди были новообращенными буддистами и последователями школы Гелуг.

Но почему Далай лама в этот раз обратился к ойратам, давним соперникам монголов в регионе, несмотря на то что именно монголы во главе с Алтын ханом обеспечивали до этого военной поддержкой?

Оказывается, наследник Алтын-хана, Омбо-Эрдэни-хунтайджи, алтан-хан хотогойтов Халхи (1627—1657) в течение 1628—1629 годов понес ряд тяжелых поражений от ойратов, в результате чего окончательно потерял все завоеванные территории, захваченные раннее его отцом. Ойратов возглавлял, последний главный тайши Ойратского союза, Хара-Хула. Его старший сын Эрдэни-Батур основал Джунгарское ханство.

Всех четырех ойратский нойонов, дербетского тайши Далай-Батыра, чоросского тайши Чохура, торгутского тайши Хо-Урлюка и хошутского тайши Байбагаса объединял съезд, председателем которого был Хара-Хула, совместно с Байбагас-Батуром.

Ойратский воин
Ойратский воин

Байбагас длительное время поддерживал контакты с представителями Далай-ламы в Халхе и пытался установить связь с самим Далай-ламой. В 1615 году по инициативе Байбагаса, поддержанного наместником Далай-ламы, все ойратские князья приняли решение посвятить в монахи по одному из своих сыновей. Байбагас усыновил сына хошутского нойона Бабахан, который впоследствии стал известен как Зая-Пандита (1599—1662). Младшим братом Байбагаса был Гуши-хан, который взял на себя миссию помощи Далай-ламе.

Кроме того, Гуши-хан поддерживал переход Халхи под власть маньчжуров. Манчжуры создали империю Цин в 1616 г, которая быстро расширялась, опираясь на буддийское духовенство школы гелуг в противовес «красной вере» карма-кагью. Поэтому на сторону Кагью перешел монгольский хан Цогто-тайджи, (Тумэнхэн или в некоторых источниках Чонгту ок. 1581—1637). Известно, что он выступал союзником последнего хана Северной Юань Лигдэна в борьбе против маньчжурской экспансии и за объединение монгольских земель. В 1617—1628 годах неоднократно участвовал в сражениях с ойратскими князьями. После поражения в междоусобицах был вынужден в 1630 году покинуть со своими туменами центральную часть Халхи и занять область озера Куку-Нор, где стал покровительствовать школе Кагью.

Возможно, выбор Гуши хана был обусловлен также тем, что территории ойратов находились ближе к Тибету, судя по карте ниже. А Алтан-ханы постепенно входили в орбиту влияния Джунгарского ханства.

-19

То что далай лама в этот раз обратился к ойратам, предкам калмыков, а не монголам, стало историческим решением, обусловленным сложной политической обстановкой в регионе. Таким образом, хотя впервые Далай ламу возвеличили монголы, к высшей власти его привели враги монголов, ойраты.

Торубайху (1582 – 1654), хошутский князь, который за свои деяния получил почетный титул Дай-Гууши (буквально «Великий наставник») и вошел в историю под именем Гуши-хана. сыграл Большую роль в истории Ойратов, Калмыков.

Сонам Чопалу удалось присоединиться к делегации от трех осажденных монастырей. Они рассказали Гушихану о союзе Цанг Деси с вождем Бери и просили защитить школу Гелуг.

«доложил хану и высокопоставленным чиновникам о том, что цзанский царь и другие имеют стремление погубить жёлтую религию, они очень ненавидят желтошапочников и проявляют к ним жестокость…».

Ойратский хан согласился, но сначала решил сам разведать ситуацию в Тибете. Он отправил одного шпиона в Западный Тибет, а другого в Восточный, велев им вернуться в Монголию с докладом через год.

До Цанг Деси дошли слухи о плане Гуши-хана, и он обратился за помощью к Цогто-тайджи. В 1635 году тот отправил своего сына, Арсаланга, с десятитысячным войском в Центральный Тибет на помощь Цанг Деси. Но хитрый Гуши-хан каким-то образом узнал о его плане и немедленно отправился на перехват. Арсаланг двигался в сторону Лхасы под видом паломника, и Гуши-хан встретился с ним в Восточном Тибете, переманив последнего на свою сторону.

Арсаланг въехал в Лхасу, встретился с Пятым Далай-ламой и стал его последователем. Как следствие, он изменил договору своего отца с Цанг Деси и в 1636 г. Напал на армию Цанга в Дам Жунге. Когда Цогто-тайджи узнал о предательстве сына, он отправил войска убить его. Узнав о смерти Арсаланга, Гушихан напал на Цогто-тайджи в Цо Нгоне, северном районе, захваченном Арсалангом.

В этой военной кампании 1637 года приняли участие князья из всех ойратских этнополитических объединений: хошуты, олёты (джунгары), торгуты, хойты и дербеты.

Цогто-тайджи, фильм «Степные витязи»,1945
Цогто-тайджи, фильм «Степные витязи»,1945

Разгром Цогто-тайджи

На окраине Кукунора, непосредственного преддверия в Тибет, ойратское войско в кровопролитном сражении разгромило 30-тысячное войско Цогто-тайджи. Впоследствии деятельность Цогто-тайджи часто освещается негативно, поскольку силы, которым он противостоял, победили и навязали свое видение исторического процесса.

Цогто-тайджи — центральный персонаж первого монгольского художественного фильма «Степные витязи» (1945), где он предстает патриотом, борцом с маньчжурской агрессией, союзником которой являлась гелугпа.

Озеро Кукунор
Озеро Кукунор

Гуши-хану удалось установить своё господство в Кукуноре, и здесь возникло новое ойратское ханство — Хошутское, просуществовавшее до 1717 года. После победы в той битве сюда откочевала из Джунгарии основная масса его подданных хошутов. В 1638 году Гуши-хан совершает лично паломничество в Тибет к Далай-ламе. Далай-лама V пожаловал ему ханский титул с печатью и титул «Данзин-Чогьял» («Царь законов и опора религии»). В свою очередь Гуши-хан наделил сановников из свиты Далай-ламы ойратскими титулами да-лама, тайджи, даян и др., которые тибетские чиновники высших рангов носили вплоть до середины XX века.

Руины дворца Цогто-тайджи
Руины дворца Цогто-тайджи

Далай-лама отказался от предложения посетить Джунгарию, однако в 1639 году вместе с Панчен-ламой IV и настоятелем Гадена отправил туда своего представителя — учившегося в Тибете хошеутского Зая-пандиту Намхая Гьяцо.

Подчинение западного Кхама

Так же, как и Цогто-тайджи, противником школы Гелуг был царь области Бэри в Каме, последователь бонпо Доньод Дордже. Его письмо к дэси Цанга с договором о совместных военных действиях в Центральном Тибете было перехвачено и отослано Гуши-хану. В конечном итоге было принято решение уничтожить бонца-антибуддиста Доньод Дордже, но не дэси Цанга. Гуши-хан вошёл в Кам, и после года войны Доньод Дордже был схвачен, а в 1640 году казнён. Западные области царства Бэри были возвращены в подчинение Центральному Тибету.

Разгром Цанга

После победы над Додьод Дордже Далай-лама узнал, что корпус Гуши-хана не возвращается на Кукунор, а идёт в Центральный Тибет, на Цанг. Дэси Сонам Чойпэл открыл ему, что это была его инициатива, и что теперь разворачивать хошоутов слишком поздно. Однако впоследствии, когда Гуши-хан осадил столицу Цанга Шигадзе, и Сонам Чойпэл начал сомневаться в успехе операции, так как рассчитывал на быструю сдачу, уже сам Далай-лама V убедил своего дэси продолжить осаду до победного конца. В результате жестокого штурма в 1642 году Шигадзе был взят, а Карма Тенкьонг Вангпо пленён.

Дворец в Шигадзе
Дворец в Шигадзе

Внутренняя политика

В 1642 г. Далай-лама был посажен на престол Шигадзе. Правитель ойратского племени хошутов Гуши-хан объявил, что дарует ему верховную власть над Тибетом, что знаменовало основание новой (после школы Сакья) тибетской теократии.

После этого Гуши-хан установив свою власть над всеми районами Тибета и занял «высокий трон тибетских царей». Однако, опасаясь выступления тибетцев против чужеземных правителей, в 1642 году Далай-лама был посажен на престол Шигадзе, что знаменовало основание новой (после школы Сакья) тибетской теократии.. В ответ Гуши-хан и его потомки были провозглашены наследственными правителями Тибета с сохранением ими своего контроля над землями в Кукуноре. Таким образом, Хошутское ханство стало военно-политическим контролёром Тибета.

Столицей, а также резиденцией правительства, была объявлена Лхаса, где в 1645 г. было начато строительство дворца Потала. После подавления про-кармапинских восстаний на северо-западе страны и в Гьянцзе пленный Карма Тенкьонг был казнён, и оппозиция окончательно потеряла опору.

-25

Победа Гуши-хана в войне 1642 году стала поворотным моментом Тибетской истории во многих смыслах. Во-первых, Гелуг возвысились над Кагью, а Десятому Кармапе пришлось бежать из Тибета, чтобы спасти свою жизнь. Во-вторых, через 10 лет после поражения правительства Цанга новое Тибетское правительство Гелуг установило более близкие дипломатические отношения с Китаем, чем существовавшие с конца династии Юань (XIV век). После смерти Пятого Далай-ламы в 1682 году эти отношения эволюционировали настолько, что Тибет начал подчиняться правителям династии Цин. В итоге сложилась современная ситуация, когда Китай считает Тибет своей исторической частью.

Потала, зимний дворец Далай лам
Потала, зимний дворец Далай лам

Третьим результатом войны 1639–1642 году стало исчезновение того разделения между церковью и государством, которое установили правители Цанга. Вскоре после победы Гуши-хан в ходе большой церемонии сделал Пятого Далай-ламу главой светской власти в Тибете. Таким образом, впервые с периода династии Юань светская и духовная власти Тибета были отданы в руки одного человека. Хотя Пятый Далай-лама полагался на своего главного администратора Сонама Чопала в решении многих политических вопросов, верховная власть оставалась за ним. Это объединение церкви и государства существовало в Тибете вплоть до 2011 года, когда Четырнадцатый Далай-лама Тензин Гьяцо официально передал свою должность главы Тибетского правительства выборному премьер-министру.

-27

В 1640 году Далай-лама опознал перерождение известного монаха Таранатхи в сыне халхаского Тушэту-хана Гомбодоржа, Дзанабадзаре, что дало начало формированию теократии школы гелуг в Монголии. В 1655 году даровал титул хана торгутскому (калмыцкому) тайше Шукур-Дайчину, но тот отказался.

В 1643 году Далай-лама V получил дипломатическое признание со стороны Непала и Сиккима в качестве политического главы тибетского государства. В 1646 году было заключено тибето-бутанское соглашение, по которому дань, ранее уплачиваемая Бутаном Шигадзе, перенаправлялась в Лхасу; однако на следующий год Бутан в ходе краткосрочной войны аннулировал его.

Лобсанг Чокьи Гьялцен, 4-й панчен-лама
Лобсанг Чокьи Гьялцен, 4-й панчен-лама

В это же время началось признание должности панчен-лам с Лобсанга Чоки Гьялцена, наставника 5-го Далай-ламы, который получил титул "Панчен Богд" от Алтан-хана и Далай-ламы в 1645 году. Панчен ламы должны были отвечать за поиск реинкарнации далай лам и наоборот.

В 1649—1651 гг. третий цинский император Шуньчжи в ряде писем приглашал Далай-ламу в Пекин, надеясь использовать его влияние на монголов. В 1652 году Далай-лама прибыл в Пекин, в специально построенный для него Жёлтый дворец. Шуньчжи пожаловал его титулом «Проникающий, несущий громовой скипетр, подобный океану лама», получив в ответ титул «Небесный бог, Манджушри, Наивысший, Великий владыка». По просьбе императора и делегации монгольских князей Далай-лама выдал письменные инструкции монастырской жизни.

Кармапа X, Чойинг Дордже (1604-1674)
Кармапа X, Чойинг Дордже (1604-1674)

Около 1669 года, после почти тридцати лет в изгнании, Кармапа X получил от Далай-ламы приглашение вернуться на родину. Он начал свое путешествие в Тибет в 1672 году, в возрасте шестидесяти восьми лет, когда его жизнь уже близилась к концу. Здесь он заболел и скончался в 1674 году в возрасте 70 лет. Правительство Далай-ламы взяло на себя проведение похоронных обрядов для Кармапы. Восемь лет спустя, в 1682 году, Далай-лама умер на вершине своего политического могущества.

Как видим, далай ламы и их администраторы оказались не только духовными лидерами, но и ловиким иполитиками, сумев за короткий срок приобрести духовную и светскую власть в строптивом Тибете, используя силы противников: монголов и ойратов и распространив свое влияние в монгольско-китайском мире.

Читайте также: