Далай лама известен во всем мире как представитель самой миролюбивой религии, а тибетский буддизм продолжает оказывать огромное влияние на умы людей по всему миру. Однако, мало кто знает, что история тибетского буддизма не всегда была мирной и становление ламаизма связано с кровопролитной войной между разными школами буддизма за первенство. В предыдущей статье разбиралось как возникли основные школы тибетского буддизма. С X века, в Тибете формируется система четырех школ:
- Сакья, руководит Сакья Тридзин, представитель клана Кхон.
- Ньингма, не имеет верховного лидера.
- Кагью (красные шапки) во главе с Кармапой и Шармапой
- Гелуг (желтые шапки, до XIV века школа Кадам) во главе с Далай ламой и Панчен ламой
Появление первого теократического государства в Тибете
Когда-то Тибет был мощной империй. Утверждение буддизма как государственной религии произошло во время правления тридцать восьмого царя Тибета, Тисонга Децэна, правившего в 755—797. В это время Шантаракшита и Падмасамбхава основали первый в Тибете буддийский монастырь — Самье, так появилась школа Ньингма.
Тибетская империя распалась во время правления печально известного царя Ландармы (838 — 842). Он пытался возродить религию бон и начал преследование буддийских монахов. Традиция Ньингма продолжала существовать в основном тайно, многие тексты были спрятаны в пещерах. Однако Ландарма в 842 году был убит из лука буддийским монахом.
Во время феодальной раздробленности Тибет появились независимые школы Кагью и Сакья.
В 1227 году войска Чингис-хана полностью уничтожили Тангутское государство Си Ся, расположенное непосредственно к северу от Тибета. В 1239 году сын Великого хана Угедея, Годан-хан отправил в Тибет боевую разведывательную экспедицию, по результатам которой ему доложили, что самая влиятельная школа Сакья, которая как раз в то время находилась поблизости к границе с монгольской империи. Так волею случая началось возвышение именно этой школы.
В 1245 году в ставку Годана прибыл по его приглашению Сакья-пандита (1182—1251), глава школы Сакья, со своим юным племянником Пагба-ламой (1235—1280). Он обосновался при дворе Годана, проповедовал гуманистические основы буддизма в среде монгольской знати и вплоть до своей смерти обеспечивал своим авторитетом невмешательство Монгольской империи в дела Тибета, с одной стороны, и выплату дани тибетцами монголам, с другой стороны. Он сформулировал принцип «чой-йонг», «наставник — покровитель», в рамках которого духовный авторитет превосходит светскую власть, и соответственно Тибет не вассальная территория империи, а опекаемая империей резиденция духовного наставника государства.
В 1253 году Сакья-пандита был приглашён будущим императором Хубилаем в Пекин, но поскольку он уже умер, вместо него Годан отправил к Хубилаю Пагба-ламу (1235—1280), которому было 23 года.. В 1260 году, когда Хубилай провозгласил себя императором и основал империю Юань, по которой стал назваться удел Великого хана монголов, в который входили Монголия, Китай и некоторые другие территории. Пагба-лама стал «наставником государства», распространив таким образом авторитет тибетского буддизма на территорию Монгольской империи, частью которой стала империя Юань.
Тибет оказывался на положении резиденции Учителя императора, и юаньские императоры выделяли значительные средства на ремонт монастырей. Хубилай вручил Пагба-ламе духовное руководство Тибетом, с правом назначения Пагба-ламой светского правителя. Так Тибет впервые стал теократическим государством на 70 лет под властью иерархов Сакья.
Пагба-лама по его заданию создал квадратное письмо, призванное служить единой системой записи всех языков империи (в первую очередь на монгольском, тибетском, уйгурском и китайском). Алфавит пробыл в активном использовании 110 лет и некоторые исследователи считают, что на его основе был создан корейский алфавит хангыль. Однако, после падения династии Юань в 1368 году он вышел из употребления в Китае, а в дальнейшем и в Монголии.
Переход первенства к школе Кагью
Постепенно из-за коррупции правительства Сакью, их позиции стали ослабевать и школа Кагью стала претендовать на первенство.
В 1290 году между Сакья и монастырём Дрикунг Кагью начался вооружённый конфликт, который вызвал очередное прямое вмешательство монголов, разбивших сторонников Дрикунг в битве при Пэмо-Танге.
В середине 1300-х правление Сакья в Тибете ощутимо ослабло из-за коррупции правительства. В 1354 г. представитель школы Кагью, Джангчуб Гьялцен, сверг министров Сакья и возглавил Тибетское правительство, таким образом гегемония перешла к школе Кагтю.
В 1358 году сторонники Сакья собрали силы и напали на монастырь Намрин. Джанчуб выступил против них, и одержал победу. Юаньское правительство на этот раз не стало вмешиваться во внутренние дела Тибета, признав главенство Кагтю.
При дворах монгольских владык также присутствовали иерархи Карма Кагью с центром в Цурпху, но их позиция не была стабильной. Однако Карма Кагью после побед в Тибете приобрела влияние при последнем монгольском императоре в Пекине — Тогон-Тэмуре, но уже в 1368 году династия Юань пала.
В период правления Джангчуба Гьялцена Тибет был свободен от внешних захватчиков, а на внутреннем уровне правительство не зависело от влияния монастырских администраций религиозных школ. Власть основанной Джанчуб Гьялценом династии Пхагрдру продлилась в Центральном Тибете в течение12 поколений, до линии царства Цзан, которая в итоге проиграла Далай Ламам.
Появление школы Гелуг
Основателем Желтой школы Тибетского буддизма был Цонкапа (1357–1419), который во времена падения династии Юань и перехода правления к школе Кагью. Вначале он был последователем Четвертого Кармапы Ролпе Дордже. Он также очень уважал Пятого Кармапу Дешина Шегпу. В результате Желтая школа, главная резиденция которой была расположена в Лхасе, сохраняла отличное взаимопонимание с Кармапами вплоть до Седьмого, Чёдрага Доржде (1454–1506).
Одной из главных целей письменных трудов, учений и практики Дже Цонкапы была реформа тибетского буддизма. Его очень беспокоили нарушения монашеской дисциплины, а также деградация тантрической практики. В особенности он критиковал распространившиеся среди тибетских тантриков сексуальные практики, что, по его мнению, было несовместимо с высокими монашескими идеалами, которым учил Будда.
Когда Цзонкапе было 52 года, он основал монастырь Ганден около Лхасы. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников — Гендун Друбом (1391—1474).
Также Цонкапа предсказал что два его ближайших ученика будут реинкарнироваться. Второй ученик Цзонкапы, Гендун Друб,, посмертно был признан первым Далай-Ламой. Хедруп Дже (1385-1438) - стал первым Панчен-ламой, признание которых по настоящену началось лишь во время 5-го Далай ламы.
Первый же ученик Далай ламы, Гьялцаб Дже (1364 — 1432), стал настоятелем монастыря Ганден. Впоследствии должность настоятеля Гандена являлась высшей административной позицией в школе Гелуг под названием Ганден Трипа. Именно Ганден Трипа является руководителем Гелуг, а не Далай лама как считают многие. Ганден. Администраторы Гандена сыграли большую роль в становлении Гелуг, ведь именно они в основном занимались политикой. Трипа является выборной должностью, а не линией реинкарнации. Эта должность присуждается на основе конкурсного экзамена сроком на 7 лет
Кедруб Гелек Пелзанг, I Панчен-лама (1385-1438 гг. н.э.
В течении последующих столетий школа Гелуг развивалась очень быстро, воспитывая множество великих ученых и тантрических практиков. Помимо всего прочего, ее авторитет подкреплялся нежеланием принимать участие в политических делах Тибета. Такое отношение к политической жизни не длилось, однако, слишком долго. В 1445 г. Гендун Друб воздвиг новый монастырь школы Гелуг Ташилунпо. Этот монастырь вскоре стал местом пребывания Панчен-лам, которые по своей значимости в духовной иерархии школы Гелуг занимают второе место после далай ламы. Монастыри традиции Гелуг росли и процветали, и в них стали привлекаться ученики со всего Тибета.
В это же время, во второй половине 1500-х годов все полномочия перешли от семьи Пхагдру к Ринпунг. Но уже в 1563 г., родственник правителя, Цанг Цетен Дордже, занимавший высокую должность во дворце, поднял восстание против правления Ринпун. В 1565 году Цанг Цетен Дордже захватил власть и стал Цанг Деси.
Далай лама получает титул и распространяет свое влияние на Монголию
Решающий прорыв школа Гелуг осуществила во время правления Алтан-хана (1507-1582), одного из самых могущественных монгольских военноначальников основателя Хотогойского ханства. Алтан-хан был внуком Даян-хана (1464-1543), последнего великого хана Монголии, потомка Хубилай-хана (1215-1294), которому удалось объединить племенной союз между халхамонголами на севере и цахарами на юге, став основателем Хотогойтское ханства. Его имя на монгольском языке означает "Золотой хан".
Алтан-хан впервые пригласил 3-го Далай-ламу в 1569 году, но тот вместо себя послал ученика, который сообщил ему о прекрасной возможности распространить буддийское учение по всей Монголии. Возможно, при помощи ученика образом велись переговоры о признании взаимных статусов.
В 1578 г. в Кукуноре состоялся съезд южномонгольских князей и духовенства во главе с Алтан-ханом, на котором было официально оформлено вхождение монголов в буддизм школы Гелуг. Почему Алтан хан выбрал в качестве официальной религии достаточно молодую школу гелуг остается только догадываться.
На этом съезде Алтан-хан преподнес главе «желтошапочной» школы Тибета Сонам Гьяцо (1543 – 1588), золотую печать с надписью: «Печать Ваджрадхары—Далай-ламы. Да будет победа!», а Сонам Гьяцо даровал в ответ монгольскому хану имя Брахма, повелитель религии. Таким образом, Сонам Гьяцо стал первым из далай-лам, кого официально стали именовать этим титулом.
Сонам Гьяцо публично объявил, что он является реинкарнацией тибетского монаха из племени сакья Дрогона Чогьяла Пхагпы (1235-1280), который обратил в свою веру Хубилай-хана, в то время как Алтан-хан был реинкарнацией Хубилай-хана (1215-1294), знаменитого правителя Монгольской империи, таким оьразом легитимировав правление Алтан-хана.
Признание новообращенным монгольским ханом Алтан-ханом Тумэтским за Далай-ламой первенствующего положения в тибетском буддийском мире имело далеко идущие последствия. В течение 50 лет практически все монголы стали буддистами, десятки тысяч монахов, которые были членами ордена Гелуг, были лояльны Далай-ламе.
За Алтан-ханом и южномонгольскими князьями последовали правители Халхи и нойоны Джунгарии. Принятие буддизма ойратами относят к 1615 году, когда съезд ойратских князей постановил возродить буддизм и отправить на учебу в Тибет большую группу молодежи.
Когда Сонам Гьяцо умер в 1588 году, его воплощением – и, следовательно, новым Далай–ламой - был признан правнук Алтан хана, единственный монгол в ряду тибетских Далай-лам.
Таким образом, Далай ламы получили мощную военную поддержку извне, в том время как внутри Тибета верховными иерархами были Кармапы. Конфликт стал неизбежным. Еще во время 3-го Далай ламы зафиксирован случай, когда Далай лама пришел на встречу с Кармапой, а тот продолжал сидеть на троне, что Далай-лама счет оскорблением.
Далай лама V становится теократическим правителем Тибета при помощи ойратов
В 1617 г после скоропостижной смерти 4-го далай-ламы в возрасте 27 лет (предположительно отравление), главой гелуг стал Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617—1682), 5-ый Далай лама. В малолетнем возрасте далай-ламы, Гелуг управлял секретарь Сонам Драгпа, который пригласил монгольские войска в Лахасу. В результете, между правительством Цанг и монголами разразилась война 1618 г.
В первый день армия Цанга была практически уничтожена, но на следующий день прибыла вторая армия, численностью гораздо больше первой. Монголы испугались и отступили. Администрация Гелуг тоже бежала, и действующее правительство конфисковало имущество и монастыри гелугпинцев, потребовав за их возвращение выкуп золотом из казны далай-ламы.
Для школ Сакья, Кагью и Ньингма война 1618 года оживила страхи перед вторжением монголов по приглашению Гелуг.
Когда пришло время возводить на трон Пятого Далай-ламу, родившегося в 1617 году, Цанг Деси не хотел, чтобы интронизация происходила в монастыре Гаден вблизи Лхасы, опасаясь нового вторжения. Цанг Деси постановил, что Далай-ламу следует возвести на трон в монастыре Гаден Секхар, расположенном рядом со столицей Цанга, от чего глава администраций Четвертого, а затем и Пятого Далай-ламы, Сонам Чопал, категорически отказался.
Вознамерившись во что бы то ни стало возвести Далайламу на трон, Сонам Чопал тайно отправился в Монголию просить о военной поддержке, в результате монгольские войска под управлением Хонга Тайджи и Лозанга Тензина вновь вторглись в Тибет в 1621 г. и одержали победу над войсками Цанга. Потерпев неудачу в сражении с монголами, в последующие два года (1622–1623) правительство Цанга вернуло все изъятое после войны 1618 года. При этом Далай лама V как и планировалось был интронизирован в Лхасе.
Хонга Тайджи был заместителем Алтан-хана. В дальнейшем титут Баатур Хонга Тайджи было присвоено в 1630-х главе джунгаров далай ламой 5-м. Возможно, Хонг Тайджи в дальнейшем перешел на сторону ойратов, чем и объясняется дальнейший ход событий.
Правительство Цанга начало готовить планы по возвращению контроля над Тибетом. В начале 1630-х годов Цанг Деси заключил союз против монголов с правителем царства Бери в Восточном Тибете (Кхам), приверженцем религии Бон. Правитель Бери напал на несколько гелугпинских монастырей поблизости от его территории.
На этот раз Далай лама решил просить о помощи ойратского военачальника Гуши-хана, стоявшего лагерем на северо-востоке Тибета, недалеко от современного Ладакха. Он и его люди были новообращенными буддистами и последователями школы Гелуг.
Но почему Далай лама в этот раз обратился к ойратам, давним соперникам монголов в регионе, несмотря на то что именно монголы во главе с Алтын ханом обеспечивали до этого военной поддержкой?
Оказывается, наследник Алтын-хана, Омбо-Эрдэни-хунтайджи, алтан-хан хотогойтов Халхи (1627—1657) в течение 1628—1629 годов понес ряд тяжелых поражений от ойратов, в результате чего окончательно потерял все завоеванные территории, захваченные раннее его отцом. Ойратов возглавлял, последний главный тайши Ойратского союза, Хара-Хула. Его старший сын Эрдэни-Батур основал Джунгарское ханство.
Всех четырех ойратский нойонов, дербетского тайши Далай-Батыра, чоросского тайши Чохура, торгутского тайши Хо-Урлюка и хошутского тайши Байбагаса объединял съезд, председателем которого был Хара-Хула, совместно с Байбагас-Батуром.
Байбагас длительное время поддерживал контакты с представителями Далай-ламы в Халхе и пытался установить связь с самим Далай-ламой. В 1615 году по инициативе Байбагаса, поддержанного наместником Далай-ламы, все ойратские князья приняли решение посвятить в монахи по одному из своих сыновей. Байбагас усыновил сына хошутского нойона Бабахан, который впоследствии стал известен как Зая-Пандита (1599—1662). Младшим братом Байбагаса был Гуши-хан, который взял на себя миссию помощи Далай-ламе.
Кроме того, Гуши-хан поддерживал переход Халхи под власть маньчжуров. Манчжуры создали империю Цин в 1616 г, которая быстро расширялась, опираясь на буддийское духовенство школы гелуг в противовес «красной вере» карма-кагью. Поэтому на сторону Кагью перешел монгольский хан Цогто-тайджи, (Тумэнхэн или в некоторых источниках Чонгту ок. 1581—1637). Известно, что он выступал союзником последнего хана Северной Юань Лигдэна в борьбе против маньчжурской экспансии и за объединение монгольских земель. В 1617—1628 годах неоднократно участвовал в сражениях с ойратскими князьями. После поражения в междоусобицах был вынужден в 1630 году покинуть со своими туменами центральную часть Халхи и занять область озера Куку-Нор, где стал покровительствовать школе Кагью.
Возможно, выбор Гуши хана был обусловлен также тем, что территории ойратов находились ближе к Тибету, судя по карте ниже. А Алтан-ханы постепенно входили в орбиту влияния Джунгарского ханства.
То что далай лама в этот раз обратился к ойратам, предкам калмыков, а не монголам, стало историческим решением, обусловленным сложной политической обстановкой в регионе. Таким образом, хотя впервые Далай ламу возвеличили монголы, к высшей власти его привели враги монголов, ойраты.
Торубайху (1582 – 1654), хошутский князь, который за свои деяния получил почетный титул Дай-Гууши (буквально «Великий наставник») и вошел в историю под именем Гуши-хана. сыграл Большую роль в истории Ойратов, Калмыков.
Сонам Чопалу удалось присоединиться к делегации от трех осажденных монастырей. Они рассказали Гушихану о союзе Цанг Деси с вождем Бери и просили защитить школу Гелуг.
«доложил хану и высокопоставленным чиновникам о том, что цзанский царь и другие имеют стремление погубить жёлтую религию, они очень ненавидят желтошапочников и проявляют к ним жестокость…».
Ойратский хан согласился, но сначала решил сам разведать ситуацию в Тибете. Он отправил одного шпиона в Западный Тибет, а другого в Восточный, велев им вернуться в Монголию с докладом через год.
До Цанг Деси дошли слухи о плане Гуши-хана, и он обратился за помощью к Цогто-тайджи. В 1635 году тот отправил своего сына, Арсаланга, с десятитысячным войском в Центральный Тибет на помощь Цанг Деси. Но хитрый Гуши-хан каким-то образом узнал о его плане и немедленно отправился на перехват. Арсаланг двигался в сторону Лхасы под видом паломника, и Гуши-хан встретился с ним в Восточном Тибете, переманив последнего на свою сторону.
Арсаланг въехал в Лхасу, встретился с Пятым Далай-ламой и стал его последователем. Как следствие, он изменил договору своего отца с Цанг Деси и в 1636 г. Напал на армию Цанга в Дам Жунге. Когда Цогто-тайджи узнал о предательстве сына, он отправил войска убить его. Узнав о смерти Арсаланга, Гушихан напал на Цогто-тайджи в Цо Нгоне, северном районе, захваченном Арсалангом.
В этой военной кампании 1637 года приняли участие князья из всех ойратских этнополитических объединений: хошуты, олёты (джунгары), торгуты, хойты и дербеты.
Разгром Цогто-тайджи
На окраине Кукунора, непосредственного преддверия в Тибет, ойратское войско в кровопролитном сражении разгромило 30-тысячное войско Цогто-тайджи. Впоследствии деятельность Цогто-тайджи часто освещается негативно, поскольку силы, которым он противостоял, победили и навязали свое видение исторического процесса.
Цогто-тайджи — центральный персонаж первого монгольского художественного фильма «Степные витязи» (1945), где он предстает патриотом, борцом с маньчжурской агрессией, союзником которой являлась гелугпа.
Гуши-хану удалось установить своё господство в Кукуноре, и здесь возникло новое ойратское ханство — Хошутское, просуществовавшее до 1717 года. После победы в той битве сюда откочевала из Джунгарии основная масса его подданных хошутов. В 1638 году Гуши-хан совершает лично паломничество в Тибет к Далай-ламе. Далай-лама V пожаловал ему ханский титул с печатью и титул «Данзин-Чогьял» («Царь законов и опора религии»). В свою очередь Гуши-хан наделил сановников из свиты Далай-ламы ойратскими титулами да-лама, тайджи, даян и др., которые тибетские чиновники высших рангов носили вплоть до середины XX века.
Далай-лама отказался от предложения посетить Джунгарию, однако в 1639 году вместе с Панчен-ламой IV и настоятелем Гадена отправил туда своего представителя — учившегося в Тибете хошеутского Зая-пандиту Намхая Гьяцо.
Подчинение западного Кхама
Так же, как и Цогто-тайджи, противником школы Гелуг был царь области Бэри в Каме, последователь бонпо Доньод Дордже. Его письмо к дэси Цанга с договором о совместных военных действиях в Центральном Тибете было перехвачено и отослано Гуши-хану. В конечном итоге было принято решение уничтожить бонца-антибуддиста Доньод Дордже, но не дэси Цанга. Гуши-хан вошёл в Кам, и после года войны Доньод Дордже был схвачен, а в 1640 году казнён. Западные области царства Бэри были возвращены в подчинение Центральному Тибету.
Разгром Цанга
После победы над Додьод Дордже Далай-лама узнал, что корпус Гуши-хана не возвращается на Кукунор, а идёт в Центральный Тибет, на Цанг. Дэси Сонам Чойпэл открыл ему, что это была его инициатива, и что теперь разворачивать хошоутов слишком поздно. Однако впоследствии, когда Гуши-хан осадил столицу Цанга Шигадзе, и Сонам Чойпэл начал сомневаться в успехе операции, так как рассчитывал на быструю сдачу, уже сам Далай-лама V убедил своего дэси продолжить осаду до победного конца. В результате жестокого штурма в 1642 году Шигадзе был взят, а Карма Тенкьонг Вангпо пленён.
Внутренняя политика
В 1642 г. Далай-лама был посажен на престол Шигадзе. Правитель ойратского племени хошутов Гуши-хан объявил, что дарует ему верховную власть над Тибетом, что знаменовало основание новой (после школы Сакья) тибетской теократии.
После этого Гуши-хан установив свою власть над всеми районами Тибета и занял «высокий трон тибетских царей». Однако, опасаясь выступления тибетцев против чужеземных правителей, в 1642 году Далай-лама был посажен на престол Шигадзе, что знаменовало основание новой (после школы Сакья) тибетской теократии.. В ответ Гуши-хан и его потомки были провозглашены наследственными правителями Тибета с сохранением ими своего контроля над землями в Кукуноре. Таким образом, Хошутское ханство стало военно-политическим контролёром Тибета.
Столицей, а также резиденцией правительства, была объявлена Лхаса, где в 1645 г. было начато строительство дворца Потала. После подавления про-кармапинских восстаний на северо-западе страны и в Гьянцзе пленный Карма Тенкьонг был казнён, и оппозиция окончательно потеряла опору.
Победа Гуши-хана в войне 1642 году стала поворотным моментом Тибетской истории во многих смыслах. Во-первых, Гелуг возвысились над Кагью, а Десятому Кармапе пришлось бежать из Тибета, чтобы спасти свою жизнь. Во-вторых, через 10 лет после поражения правительства Цанга новое Тибетское правительство Гелуг установило более близкие дипломатические отношения с Китаем, чем существовавшие с конца династии Юань (XIV век). После смерти Пятого Далай-ламы в 1682 году эти отношения эволюционировали настолько, что Тибет начал подчиняться правителям династии Цин. В итоге сложилась современная ситуация, когда Китай считает Тибет своей исторической частью.
Третьим результатом войны 1639–1642 году стало исчезновение того разделения между церковью и государством, которое установили правители Цанга. Вскоре после победы Гуши-хан в ходе большой церемонии сделал Пятого Далай-ламу главой светской власти в Тибете. Таким образом, впервые с периода династии Юань светская и духовная власти Тибета были отданы в руки одного человека. Хотя Пятый Далай-лама полагался на своего главного администратора Сонама Чопала в решении многих политических вопросов, верховная власть оставалась за ним. Это объединение церкви и государства существовало в Тибете вплоть до 2011 года, когда Четырнадцатый Далай-лама Тензин Гьяцо официально передал свою должность главы Тибетского правительства выборному премьер-министру.
В 1640 году Далай-лама опознал перерождение известного монаха Таранатхи в сыне халхаского Тушэту-хана Гомбодоржа, Дзанабадзаре, что дало начало формированию теократии школы гелуг в Монголии. В 1655 году даровал титул хана торгутскому (калмыцкому) тайше Шукур-Дайчину, но тот отказался.
В 1643 году Далай-лама V получил дипломатическое признание со стороны Непала и Сиккима в качестве политического главы тибетского государства. В 1646 году было заключено тибето-бутанское соглашение, по которому дань, ранее уплачиваемая Бутаном Шигадзе, перенаправлялась в Лхасу; однако на следующий год Бутан в ходе краткосрочной войны аннулировал его.
В это же время началось признание должности панчен-лам с Лобсанга Чоки Гьялцена, наставника 5-го Далай-ламы, который получил титул "Панчен Богд" от Алтан-хана и Далай-ламы в 1645 году. Панчен ламы должны были отвечать за поиск реинкарнации далай лам и наоборот.
В 1649—1651 гг. третий цинский император Шуньчжи в ряде писем приглашал Далай-ламу в Пекин, надеясь использовать его влияние на монголов. В 1652 году Далай-лама прибыл в Пекин, в специально построенный для него Жёлтый дворец. Шуньчжи пожаловал его титулом «Проникающий, несущий громовой скипетр, подобный океану лама», получив в ответ титул «Небесный бог, Манджушри, Наивысший, Великий владыка». По просьбе императора и делегации монгольских князей Далай-лама выдал письменные инструкции монастырской жизни.
Около 1669 года, после почти тридцати лет в изгнании, Кармапа X получил от Далай-ламы приглашение вернуться на родину. Он начал свое путешествие в Тибет в 1672 году, в возрасте шестидесяти восьми лет, когда его жизнь уже близилась к концу. Здесь он заболел и скончался в 1674 году в возрасте 70 лет. Правительство Далай-ламы взяло на себя проведение похоронных обрядов для Кармапы. Восемь лет спустя, в 1682 году, Далай-лама умер на вершине своего политического могущества.
Как видим, далай ламы и их администраторы оказались не только духовными лидерами, но и ловиким иполитиками, сумев за короткий срок приобрести духовную и светскую власть в строптивом Тибете, используя силы противников: монголов и ойратов и распространив свое влияние в монгольско-китайском мире.
Читайте также:
- Основные школы тибетского буддизма >
- Ойраты — предки калмыков и частично бурят и монголов >
- Три ханства ойратов: Калмыцкое, Джунгарское и Хошусткое >
- Кхамки — самые красивые девушки Тибета >
- Алтай и его народы >
- Тувинцы >
- Согдийцы — предки таджиков и узбеков >