Найти в Дзене

Энергетика космических аппаратов

Для работы любых технических систем нужна энергия. Можно сказать, что эта проблема решена лишь частично. При весьма значительной площади солнечных батарей (более 1600 м2), мощность генерации на МКС примерно 75-90 кВт. Очевидно, что этого мало. Да и при удалении от Солнца интенсивность светового потока будет снижаться, а значит, упадет и генерация. Нужна большая мощность. Например, у хорошей подводной лодки мощность по электроэнергии в районе 3-5 мВт. Конечно, солнечные батареи в космосе надежный и проверенный источник электроэнергии. И отказываться от него глупо. Но чтобы получить значительную мощность, например 1 мВт, потребуется более 17 000 м2 солнечных панелей. И потом, при значительном удалении от Солнца, уровень генерации от солнечных батарей становится ничтожно мал.

Для работы автоматических зондов в дальнем космосе традиционно используются термо—эмиссионные ядерные источники. Идея хорошая. Но есть два недостатка, которые грубят всю идею. Дороговизна — что бы наработать необходимый активный материал, нужно затратить кучу денег и времени на действующих АЭС. И второй, они работают не долго, и постоянно. То есть независимо от того нужна сейчас энергия или нет, они постоянно излучают и стареют. Год или два и все, такой источник умер — сгорел.

Другое дело, двухконтурные АЭС, на быстрых нейтронах, работающие в закрытом газотурбинном цикле. Однако, чем меньше активная зона у реактора, тем больше требуется уранового обогащения. В малых АЭС часть нейтронов попросту вылетает из активной зоны. А с другой стороны, на такой АЭС можно достичь срока службы –- 20-30 лет без перезарядки. И такие работы ведутся в России.

Схема работы космического ядерного буксира «Зевс». Журнал "Русский космос", апрель 2022 г.
Схема работы космического ядерного буксира «Зевс». Журнал "Русский космос", апрель 2022 г.

В рамках проекта Роскосмоса «Зевс-Нуклон» предполагается разработка не только собственно реактора мегаватного класса, но системы капельного охлаждения и даже космического буксира (многоразового грузового корабля) с ионным двигателем. В любом случае, это будет значительный прорыв. Далее возможна разработка более мощных реакторов для космических станций, Лунных или Марсианских баз и др. Будем надеяться, что эти проекты будут реализованы.

За границей в Великобритании и США тоже работают над подобными вопросами. Интересно, что производитель люксовых авто Rolls-Royce, тоже решил поучаствовать в космической гонке и создать свой реактор.

Ядерный реактор для жизни на Луне и Марсе. Источник изображения: Rolls-Royce
Ядерный реактор для жизни на Луне и Марсе. Источник изображения: Rolls-Royce

Теоретически существуют и другие варианты получения электричества в космосе. В частности, использовать солнечный ветер. Однако, далее популярных статей пока дело не дошло. И потом, чтобы провести реальные испытания подобной техники, нужно не только подняться в космос, но и выйти за пределы магнитосферного купола Земли — иначе солнечный ветер не поймать. И, опять-таки, при удалении от Солнца, интенсивность солнечного ветра сильно падает.

Наука
7 млн интересуются