Работу на Международной космической станции продолжает экипаж 70 основной экспедиции в составе: командир экспедиции Сергей Прокопьев (Россия), бортинженера Дмитрий Петелин (Россия), Франциско Рубио (США), Джасмин Могбели (США), Андреас Могенсен (Дания), Сатоси Фурукава (Япония), Константин Борисов (Россия), Олег Кононенко (Россия), Николай Чуб (Россия). Лорел О`Хара (США).
Рабочий день на станции начался очень рано в связи с убытием экипажа корабля «Союз МС-23». После подъема утреннего туалета и конференции с наземными ЦУПами, космонавты начали работу по программе отстыковки. Сергей Прокопьев сверил по спискам грузы, подлежащие возвращению и уложенные в спускаемом аппарате. Затем он провел захолаживание корабля перед спуском. В это время Дмитрий Петелин демонтировал воздуховоды в корабль и убрал быстросъемные винтовые зажимы.
В Узловом модуле собрались все члены экипажа, где провели телевизионный сеанс «Закрытие люков». После этого Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Франциско Рубио попрощались с остающимися на станции товарищами, перешли в бытовой отсек КК «Союз МС-23» и закрыли переходные люки. Со стороны станции люк закрыл Олег Кононенко. Он же выполнил и перевод клапанов выравнивания давления в нужную конфигурацию.
Убедившись, что люки закрыты, ЦУП-М начал длительный процесс контроля герметичности стыка. В это время Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Франциско Рубио облачились в аварийно-спасательные скафандры «Сокол-КВ» перешли в спускаемый аппарат и закрыли люк в бытовой отсек с последующей проверкой герметичности отсеков. Разместившись в ложементах, космонавты плотно притянули себя ремнями и зафиксировались в креслах «Казбек-УМ».
Завершив все необходимые проверки ЦУП-М выдал команду на расстыковку. В 07.54.22. UTC корабль «Союз МС-23» отстыковался от Узлового модуля «Причал» Международной космической станции. Экипаж проконтролировал прохождение сигналов по закрытию системы стыковки и внутреннего перехода ССВП, отмены сцепки и расхождения объектов. Была выдана команда «Готовность системы ориентации» ГСО-1 и -2. Отстыковка на МКС была отмечена традиционными ударами в колокол, которые произвел Андреас Могенсен.
Через три минуты после отстыковки, отойдя под влиянием пружинных толкателей на безопасное расстояние, с использованием двигателей причаливания и ориентации был выдан первый импульс увода от МКС длительностью 8 секунд. Затем корабль выполнил разворот по крену ориентируясь на блок датчиков угловой скорости БДУС и акселерометры. В это время с борта станции Олег Кононенко и Константин Борисов вели наблюдение и съемку стыковочного узла уходящего корабля на предмет посторонних предметов. Узел был чист и маневры были продолжены.
Через минуту после первого был выдан второй импульс продолжительностью 15 секунд. В результате этого импульса корабль был переведен на другую орбиту и начал режим автономного полета. Экипаж готовился к сходу с орбиты и посадке.
А в это время на Земле кипела работа по обеспечению встречи возвращающегося экипажа. Поисково-спасательное обеспечение было организовано Росавиацией во взаимодействии с Министерством обороны России. Госкорпорацией «Роскосмос», Федеральным медико-биологическим агентством, РКК «Энергия им. С.П. Королева и Центром подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.
Перед приземлением специалисты Росавиации провели облет района №6 основной посадки юго-восточнее города Джезказган, а также запасных районов вблизи города Аркалык, и убедились в пригодности их использования.
Для обеспечения безопасности возвращения КК «Союз МС-23» было задействовано более 150 военнослужащих, 12 вертолетом МИ-8, два самолета Ан-12 и один Ан-26, 14 единиц автотехники, в том числе 6 поисково-эвакуационных машин ПЭМ.
Завершив режим автономного полета в 10.24.09. UTC был включен сближающе-корректировочный двигатель СКД, который выдал тормозной импульс продолжительностью 279 секунд. В результате импульса корабль сошел с орбиты. В 10.51.58. UTC произошло отделение бытового и агрегатного отсеков корабля, а в 10.54.51. UTC спускаемый аппарат корабля вошел в плотные слои атмосферы.
Корабль выполнял спуск по штатной программе автоматического приземления. В 11.03.13. UTC состоялся ввод основного парашюта. Через 14 минут спускаемый аппарат корабля «Союз МС-23» произвел посадку в 148 километрах юго-восточнее города Джезказган в Казахстане. Космонавты Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Франциско Рубио вернулись на Землю. Продолжительность их полета составила 370 суток 21 час 22 минуты.
После приземления спускаемый аппарат упал на бок, а снова надувшийся купол парашюта еще немного протащил его по поверхности степи, пока Сергей Прокопьев его не отстрелил.
Перед открытием люка, подоспевшие спасатели перекатили лежащий на боку корабль, чтобы ослабевший в невесомости экипаж не висел в нем вниз головой. Устанавливать СА на днище не стали и эвакуацию космонавтов проводили из лежащего на боку корабля. Сначала извлекли Сергея Прокопьева, а затем по очереди Дмитрия Петелина и Франциско Рубио. Их усадили в кресла, а затем последовал визуальный осмотр космонавтов врачами с измерением пульса и артериального давления крови. Тем временем корабль подняли в вертикальное положение, чтобы легче было вытаскивать грузы.
Через некоторое время космонавтов на креслах поднесли к кораблю, и они оставили на нем свои автографы. Потом экипаж отнесли в развернутую неподалеку оранжевую медицинскую палатку, где космонавты провели некоторое время привыкая к земной гравитации, сняли скафандры «Сокол-КВ» и переоделись в комбинезоны. После этого космонавтов на вертолетах доставили в Джезказган, откуда Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин на самолете отправились в Москву, а Франциско Рубио в Хьюстон в США. На этом 69 основная экспедиция на МКС была завершена.
С этого момента на Международной космической станции начала работу 70 основная экспедиция. В связи с ранним подъемом для космонавтов и астронавтов был сделан короткий день, но все же они многое успели сделать. Получив известие о благополучном возвращении своих коллег на Землю, обитатели космического дома приступили к выполнению задач дня.
Продолжением исследования CIPHER занималась Лорел О`Хара. Были выполнены научные мероприятия, включая электроретинографию и оптическую когерентную томографию. Эти действия являются частью исследования структуры и функции глаза, которое является частью набора экспериментов CIPHER. Исследование CIPHER состоит из 14 исследований, призванных улучшить наше понимание физиологических и психологических изменений у людей во время миссий продолжительностью от недель до одного года. Проведение одних и тех же исследований в миссиях разной продолжительности позволяет ученым экстраполировать их на многолетние миссии, такие как трехлетний полет туда и обратно на Марс. Эти данные могли бы предоставить более глубокие знания об изменениях, которые могут произойти в ходе таких миссий, и поддержать разработку контрмер для укрепления здоровья и благополучия астронавтов.
Медицинский эксперимент «Коррекция» провел Николай Чуб. Целью эксперимента «Коррекция» является определение механизмов потери массы костной ткани и её выраженности во время космического полёта, описание динамики изменений и определение механизмов восстановления, а также возможности прогнозирования обратимости после возвращения на Землю. Он собрал у себя биоматериал, который включал образцы венозной крови, слюны, мочи и волос. Затем кровь была обработана с помощью центрифужного комплекса «Плазма-03», после чего все образцы были помещены в термоизолирующий контейнер ЕССО и уложены в морозильник MELFI на хранение. Далее космонавт заполнил анкеты с регистрацией количества принятой жидкости и наименования медицинских препаратов.
Экипаж продолжил демонтаж и замену научного модуля и компонентов теплообменника экспериментальной системы CAL. Сегодняшние мероприятия проводили Джасмин Могбели и Сатоси Фурукава. Они выполнили проверку, замену линий и очистку волоконно-оптического кабеля. Также был заменен компьютер стойки РТ-2. Эта работа будет продолжаться всю неделю, и ее целью является замена устаревающего научного модуля 3 новым научным модулем 3B. Лаборатория CAL производит облака атомов, охлажденных примерно до одной десятимиллиардной градуса выше абсолютного нуля — намного холоднее, чем средняя температура дальнего космоса. При таких низких температурах атомы почти не движутся, что позволяет ученым изучать фундаментальное поведение и квантовые характеристики, которые трудно или невозможно исследовать при более высоких температурах. В условиях микрогравитации исследователи могут достичь даже более низких температур, чем это возможно на земле, и наблюдать за этими облаками холодных атомов в течение более длительных периодов времени.
Тестирование новой российской радиотехнической системы высокоскоростной передачи информации РСПИ-М продолжал Олег Кононенко. Он проконтролировал работу аппаратуры и передал данные по пульту с индикацией наземным специалистам, которые дистанционно вели тестовые прогоны.
Работой с оборудованием стойки по изучению горения CIR в Лабораторном модуле Destiny занималась Лорел О`Хара. Она извлекла неисправный процессор ввода-вывода IOP из стойки CIR и подготовила его к отправке на землю. Стойка CIR включает в себя оптический стенд, камеру сгорания, систему контроля топлива и окислителя и пять различных камер для проведения исследований горения в условиях микрогравитации. Установка в настоящее время не работает из-за проблем и необходимой заменой. В настоящее время на CIR установлена вставка для исследования по воспламенению и тушению твердого топлива SoFIE, которая позволяет проводить широкий спектр исследований горения твердых материалов и пожаротушения.
Проверку переносных аварийных средств комплектов PEPS выполнял Андреас Могенсен. Этот аудит был проведен для того, чтобы убедиться, что портативный огнетушитель PFE, комплект тройников для удлинительных шлангов EHTK, портативный дыхательный аппарат PBA и маска для предварительного дыхания не повреждены и функционируют должным образом. Аудит также включал техническое обслуживание ремней безопасности для быстрого надевания маски QDM, который выполняется раз в год.
Сантехническими работами на станции занимались Джасмин Могбели и Сатоси Фурукава. Они настроили клапана и провели перекачку солевого рассола из бака для рециркуляции через узел обработки мочи UPA в переносную емкость ЕДВ-У. Слив выполнялся с помощью системы перекачки UTS. После завершения процесса, клапана были соответствующим образом переконфигурированы, а емкость ЕДВ заменена. Основная цель системы UTS - обеспечить автоматизированный контроль потока мочи из санитарно-гигиенической стойки WHC в сборный резервуар для хранения сточных вод UPA.
#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA #Роскосмос