Найти в Дзене

Семь границ, пять языков и три религии. О романе «Книги Якова» Ольги Токарчук, нобелиата по литературе

Яков Франк не писал книг. Но у него был верный летописец Нахман из Буска, который записывал все, что говорил Яков, а сверх того, когда никто не видел, вел дневниковые записи — «Поскрёбки».

Яков Франк — реальная историческая личность, и его биография не расходится с романной. Это польский еврей, живший в 18 веке, который объявил себя мессией, собрал последователей и начал путь духовных исканий.

То, что вытворял Яков, даже в Википедии читать интересно. Основанная им, раввином-иудеем, секта вошла в конфликт с ортодоксальными евреями и дважды попыталась влиться в католицизм, а между этими попытками — принять ислам. Яков и последователи, гонимые властью и обстоятельствами, кочевали по странам — Польша, Турция, Валахия (современная Румыния), Германия.

Яков создал для своих последователей особые религиозные обряды, включающие элементы разных религий. Он считал, что берет лучшее в каждой из них.

-2

Путь Якова — это канва романа, а его содержание — это подробный и густонаселенный исторический контекст, в который нас погружает Ольга Токарчук.

Ольга Токарчук — обладательница Международной Букеровской премии (2018) и Нобелевской премии по литературе (2018, присуждена в 2019 году) с формулировкой «за воображение, с энциклопедической страстью показывающее нарушение границ как способ жить».

Собственно, это и есть лаконичная характеристика «Книг Якова».

Ольга Токарчук — автор двух десятков романов. Славу ей принесло произведение «Книги Якова». Именно этот роман, написанный в 2014 году, Шведская академия квалифицировала как opus magnum писательницы, ее главное литературное достижение.

Ольга Токарчук.
Ольга Токарчук.

Завязка очень интересная — в семье еврея-книжника Элиши Шора из города Рогатина намечается свадьба одного из его детей. Съезжаются ближние и дальние родственники из разных уголков Польши. И одна семья привозит с собой почти умирающую от старости ветхую Енту.

Чтобы не испортить свадьбу, Шор прибегает к старинному колдовству: вешает на шею Енте амулет с заклинанием. Но старушка проглатывает бумагу со словами, дающими бессмертие. И получает дар видеть все.

Часть происходящего в романе мы видим глазами Енты, чье сознание оторвалось от тела и научилось пронзать пространство и время.

Еще часть — глазами Нахмана, когда читаем его дневники-«Поскрёбки». Нахман, раввин из Буска - один из главных героев книги. У него проницательный ум, он хорошо подготовлен теологически, знает несколько языков. Он полностью предан Якову, он был свидетелем чудес, совершенных Яковом в начале своего пути, он сам убедил Якова, что тот является мессией.

-4

После крещения, когда евреи брали себе христианские имена и фамилии, Нахман назвался Петром Яковским. И он, подобно Петру, трижды отрекшемуся от Христа, пока не пропел петух, также станет предателем — чтобы исполнились все пророчества, мессия должен пасть как можно ниже. Увидев, как избитого Якова ведут в темницу, Нахман-Петр заключает: механизм спасения действует правильно.

В книге много религиозных параллелей, и библейских, и каббалистических.

Вечно гонимые с насиженных мест евреи, терпящие притеснения со стороны Речи Посполитой и погромы от казаков, в католичестве видели возможность получить равные с титульным населением права.

Поэтому за Яковом пошли многие, в основном, это были беднейшие слои, ищущие лучшей жизни.

Собственно, секты так и создаются — люди верят, что их жизнь изменится к лучшему. Особенно, если есть харизматичный лидер, красавец-мужчина в пестром халате и высокой чалме, умеющий убедительно говорить и пророчествовать.

-5

Среди персонажей романа есть и польская знать, и представители католичества. Перед нами самые разные типы. Романтик-ксендз Бенедикт Хмелевский пишет свою книгу и полностью погружен в историю культуры. Епископ Солтык закладывает евреям епископский перстень, чтобы взять денег и покрыть карточные долги, а затем обвиняет своих заимодаавцев в использовании крови христианских детей в своих ритуалах. Чего не сделаешь, чтобы спасти свое реноме!

И сам переход нескольких тысяч евреев в католичество тоже становится разменной монетой в чьих-то торгах. Архиепископ Лубенский готов на этот шаг, потому что понимает: такой прилив новообращенных возвысит его в глазах Папы Римского и поможет продвинуться по службе.

-6

А религиозный аферист Антоний Коссаковский по прозвищу Моливда помогает евреям проложить путь в католичество, потому что видит в этом для себя множество бонусов. От возвращения в истеблишмент до денег

«Душевный порыв… Они мне близки. Потому что они порядочны и их намерения честны», — пафосно объясняет он родственнице свою позицию.
А когда та говорит, что почему бы евреям и не заплатить ему за помощь, ведь он нуждается, Моливда снова настаивает, что делает это по велению души. Но потом нехотя добавляет, что да, они ему за это платят.

Интриги и подковерные игры польской знати делают свое дело — происходит массовое крещение. Но во благо это или нет — сказать сложно. Просто был такой факт, изменивший судьбы тысяч людей, масштабировавший понятие «выкрест» и вбросивший в ономастику целую плеяду новых фамилий: Потоцкие, Яковские, Воловские, Шимановские. Новообращенные меняли свои фамилии на польский манер, либо производили их от местности, откуда они были родом.

Книга в почти тысячу страниц читается без особого сопротивления, написана она языком слегка вычурным, но очень образным. Кстати, нумерация страниц в ней обратная, как в еврейских книгах.

Когда начинаешь ее читать, ощущение, будто попадаешь в какой-то невероятный и экзотический мир. Это ощущение усиливают иллюстрации. Я думала, что они исторические, но оказалось, что они специально созданы для книги.

И напоследок несколько понравившихся цитат:

«Случается, что Бог устает от своей светозарности и тишины, его мутит от бесконечности. Тогда, словно огромная суперчувствительная устрица, чье тело, столь обнаженное и нежное, ощущает малейшие колебания частиц света, он сокращается внутри себя, высвобождая вокруг пространство, и там из абсолютного ничего мгновенно возникает мир».
«К Богу ведет много путей. Есть дороги и есть бездорожье».
«В определенном смысле жизнь есть постоянная утрата. Тот факт, что мы что-то получаем, становимся богаче, — величайшая иллюзия. На самом деле богаче всего мы в момент рождения, а потом уже только теряем».

Читали? Будете?

О том, как у меня оказалась эта книга, я рассказывала здесь:

Благодарю Анастасию, хозяйку канала «Ариаднина нить», за подарок!

Еще больше отзывов о книгах — в подборке «ПРОчитано!»