Найти тему
Memento mori

Петропавловское кладбище, Плес

Когда я писала о месте захоронения Исаака Ильича Левитана в этой статье, то уже немного рассказала о самом (на мой вкус) впечатляющем произведении художника — о картине "Над вечным покоем", 1894г.

И сегодня я хочу подробнее поговорить подробнее и о картине, и о кладбище, которое мы на ней видим.
Интересно, что основная часть картины создавалась в Тверской области, около озера Удомля, водная гладь которого в итоге изображена на полотне. Однако местная церквушка никак не сочеталась с пейзажем. Искусствоведы до сих пор спорят, какое конкретное место перенес Левитан на картину, рисуя церковь и заброшенное сельское кладбище, но большинство сходятся во мнении, что это Плес.

И.И. Левитан "Над вечным покоем", 1894г.
И.И. Левитан "Над вечным покоем", 1894г.

Тем более что Левитан в Плесе бывал, и до наших дней сохранился этюд "Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца" 1888 года. Была еще пастель 1893 года "Забытые", на которой изображены покосившиеся кресты на косогоре, но мне не удалось найти это изображение.

Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла была выстроена на высоком холме еще в XVI веке, тем же периодом датируются и самые старые надгробия, найденные на околоцерковном кладбище. До наших дней сохранилось лишь 2 белокаменных надгробия, но одном из которых еще лет 100 назад можно было прочесть, что "здесь похоронен раб Божий Сидор Кириллов сын Ошерин, преставившийся 1 сентября 1572 года", сейчас буквы уже давно нечитаемы.

Постепенно место расположения церкви начали называть Петропавловской горой (в 1972 году официально переименовали в гору Левитана).

В 1845 году рядом выстроили белокаменную церковь Петра и Павла, со своим собственным участком под захоронения. А в 1903 году деревянная церковь, которую запечатлел Левитан, увы, сгорела.

Вид на Петропавловскую гору, 1903 год: видна каменная церковь, а вот деревянной уже нет
Вид на Петропавловскую гору, 1903 год: видна каменная церковь, а вот деревянной уже нет

Далее наша история уже традиционно разделяется на "до" и "после" революции. Кладбища постепенно исчезли, оставшийся каменный Петропавловский храм — частично разобран на кирпич и превращен в электрическую подстанцию. Последний настоятель храма, отец Павел Алексеевич Молчанов, был арестован и выслан в лагеря, где и скончался в 1933 году.

Возрождать "исторический ландшафт" начали в 1970х гг., и в основном это заслуга когда-то рисовавшего здесь художника:

Открыли мемориальный дом-музей И.И. Левитана. Переименовали гору. Навели порядок на территории. А в 1982 году перевезли сюда Воскресенскую церковь 1699 года постройки из села Билюково Ивановской области, похожую на сгоревшую Петропавловскую. Бывший каменный храм, успевший побыть электрической подстанцией, тоже вроде как собираются восстанавливать. Там, на горе, даже поставили статую Левитана с мольбертом.

А живописные кресты около церкви — не настоящие, "новодел". Впрочем, кресты воссоздавались по образцам крестов XVI–XIX вв. Да и кладбище там, под ногами, по-прежнему никуда не делось.

Снимками кладбища поделилась подруга, мне самой пока довелось любоваться на гору лишь с другого холма. Самый большой крест — поклонный, установлен в память о всех похороненных здесь.

Вот такая в Плесе получилась историческая реконструкция знаменитого пейзажа И.И. Левитана. Мне нравится, что исследователи не забыли при этом про кладбище. А с другой стороны, немного странно, что бывшее кладбище превратили в туристический объект. Но не в этом ли чуть ли не единственная возможность сохранить историю?..
Как вы считаете?

И традиционно благодарю всех, кто дочитал до конца.

Воскресенская церковь и Петропавловское кладбище
Воскресенская церковь и Петропавловское кладбище