Найти в Дзене
SEVENTHART

Долли зум. Самый легендарный киноприеем

Оглавление

Долли-зум, транстрав, эффект вертиго, контр-зум, эффект раздвижных фонов – данный прием имеет множество названий, и каждый, хотя бы раз, видел его на киноэкране. Сегодня мы рассмотрим историю создание, конкретные примеры использований и главную идею данной техники.

Фильм с долли зумом
Фильм с долли зумом

Появление

История долли зума в кино насыщена интригами и творческими открытиями. Ее первооткрыватель, великий режиссер Альфред Хичкок, впервые задумал этот эффект во время съемок фильма "Ребекка" в 1940 году. Однако, несмотря на его гениальность, Хичкок не смог достичь желаемого результата в то время. Путь к созданию этой непередаваемой визуальной симфонии продолжался еще долгие 18 лет.

Успех пришел лишь когда на сцену вышел Ирмин Робертс, оператор компании Paramount, который воплотил в жизнь идею Хичкока в его фильме "Головокружение". Действительно, это был момент, когда искусство кинематографа перешагнуло границы и открыло перед нами новый мир визуальных возможностей.

Кадр из "Головокружения"
Кадр из "Головокружения"

Интересно, что Хичкок, вдохновленный идеей, специально пригласил Робертса, чтобы вместе они создали кадр, который иллюстрировал бы ощущение опьянения после обморока на вечеринке. В то время Робертс уже разработал специальную камеру, способную быстро менять фокусное расстояние и позволяющую создавать короткие проекции. Его мастерство в области фокусных объективов, скорее всего, послужило основой для его новаторской работы над эффектом долли зума, который позже стал известен как "тромбонный снимок" или "контр-зум".

Шедевральный прием Ирмина Робертса нашел свое место во многих других фильмах, включая такие хиты как "Бешеные псы", "Челюсти" и "Властелин колец". Этот эффект также был использован в фильме Райнера Вернера Фассбиндера "Китайская рулетка", где он был использован не один раз, а сразу дважды в одном кадре.

Режиссер Джо Данте назвал этот прием "Съемка из 'Челюстей'" из-за сцены в одноимённом фильме , где Рой Шайдер видит нападение акулы на мальчика Алекса - самого известного использования этого эффекта.

Принцип работы

Это кинематографический трюк, который создает впечатление изменения пространства и перспективы в сцене. Он достигается путем одновременного движения камеры вперед или назад и изменения фокусного расстояния объектива. В результате объект в центре кадра остается постоянного размера, но фон расширяется или сжимается.

Вот как это работает:

  1. Движение камеры: Сначала камера двигается вперед или назад по направлению к объекту съемки. Это изменяет расстояние между камерой и объектом.
  2. Изменение фокусного расстояния: В то же время изменяется фокусное расстояние объектива. Обычно оно увеличивается (зумируется) при движении камеры назад и уменьшается (размазывается) при движении камеры вперед.
  3. Создание искажения: Результатом этого двойного движения является создание искаженной перспективы. Объект в центре кадра остается на своем месте, но фон кажется расширяющимся или сжимающимся, что создает впечатление головокружения или странной нестабильности.
Долли зум в фильме "Челюсти"
Долли зум в фильме "Челюсти"

Применение

В мире кинематографа зум доли стала неотъемлемой частью репертуара режиссеров и операторов. Этот замечательный эффект можно разделить на два основных типа: "долли-ин/зум-аут" и "долли-аут/зум-ин". Долли-ин/зум-аут обычно сосредотачивается на объекте, при этом фон отодвигается от персонажа, создавая ощущение неуверенности и дискомфорта. Классическим примером является сцена из фильма "Полтергейст", где знаменитый эффект зум-долли растягивает фон, делая дверь далеко от персонажа, чем она на самом деле является. С другой стороны, долли-аут/зум-ин уменьшает фон, делая его ближе, чем он на самом деле есть.

Сценический эффект

Долли зум широко используется режиссерами, чтобы передать ощущение головокружения, чувства "сближения с самим собой" или ощущение нереальности. Он также может подчеркнуть момент, когда персонаж осознает нечто, что заставляет его пересмотреть все свои предыдущие убеждения. Долли зум - это специальный эффект, который дополняет арсенал креативных возможностей режиссера.

В фильме Сэма Рэйми "Быстрые и мертвые" долли зум в сочетании с наклоном камеры подчеркивает напряженность в перестрелке, создавая драматическое напряжение. Также через зум-доли можно выразить ощущение неловкости и напряжения, как это было использовано в фильме "Разделение" (2018), когда персонаж Кейси Кук с любопытством смотрит вдаль.

Другие важные моменты, которые можно подчеркнуть с помощью зум-доли, включают в себя чувство страха или прозрение персонажа. Кроме того, этот эффект может быть использован для изменения настроения сцены внутри фильма, что отлично продемонстрировано в "Властелине колец: Братство кольца", где режиссер Питер Джексон использовал зум-доли для перехода между событиями с большим эффектом, вместо обычного перехода.

Другие примеры использования

ОСТОРОЖНО! ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!

Зум-доли - это техника, которая прочно вошла в репертуар кинематографа и нашла свое применение во многих фильмах, подчеркивая моменты разрешения, напряжения или эмоционального воздействия. Давайте рассмотрим несколько выдающихся примеров:

  1. "Славные парни" (1990): Режиссер Мартин Скорсезе использовал зум долли, чтобы передать напряженность между персонажами, в частности, в сцене, где Генри погружается в паранойю, пока обедает в кафе с Джимми и следит, следят ли за ним.
  2. "Зомби по имени Шон" (2004): В данном случае долли зум используется для придания комического акцента смелости Шона, которая в конечном итоге оказывается тщетной, когда его дробовик заклинивает.
  3. "Рататуй" (2007): В этом анимационном шедевре зум-доли используется, чтобы подчеркнуть внутренний мир персонажей. Например, интенсивная воспоминания критика о детстве, вызванные блюдом Реми, обозначаются зум-доли. Также техника применяется для выделения связи между персонажами, например, когда Реми чувствует личную связь с Шефом Гюсто на телевизоре.
  4. "Стражи Галактики. Часть 2" (2017): В этой картины зум-доли используется для выражения эмоционального кризиса, когда Питер Квилл узнает ужасную правду о своем отце.
  5. "Во все тяжкие" (2008-2013): Долли зум используется в один из самых ужасных моментов для Уолтера Уайта и передает все отчаяние и бессилие, когда убивают его свояка.
"Во все тяжкие" (2008-2013)
"Во все тяжкие" (2008-2013)