Долли-зум, транстрав, эффект вертиго, контр-зум, эффект раздвижных фонов – данный прием имеет множество названий, и каждый, хотя бы раз, видел его на киноэкране. Сегодня мы рассмотрим историю создание, конкретные примеры использований и главную идею данной техники.
Появление
История долли зума в кино насыщена интригами и творческими открытиями. Ее первооткрыватель, великий режиссер Альфред Хичкок, впервые задумал этот эффект во время съемок фильма "Ребекка" в 1940 году. Однако, несмотря на его гениальность, Хичкок не смог достичь желаемого результата в то время. Путь к созданию этой непередаваемой визуальной симфонии продолжался еще долгие 18 лет.
Успех пришел лишь когда на сцену вышел Ирмин Робертс, оператор компании Paramount, который воплотил в жизнь идею Хичкока в его фильме "Головокружение". Действительно, это был момент, когда искусство кинематографа перешагнуло границы и открыло перед нами новый мир визуальных возможностей.
Интересно, что Хичкок, вдохновленный идеей, специально пригласил Робертса, чтобы вместе они создали кадр, который иллюстрировал бы ощущение опьянения после обморока на вечеринке. В то время Робертс уже разработал специальную камеру, способную быстро менять фокусное расстояние и позволяющую создавать короткие проекции. Его мастерство в области фокусных объективов, скорее всего, послужило основой для его новаторской работы над эффектом долли зума, который позже стал известен как "тромбонный снимок" или "контр-зум".
Шедевральный прием Ирмина Робертса нашел свое место во многих других фильмах, включая такие хиты как "Бешеные псы", "Челюсти" и "Властелин колец". Этот эффект также был использован в фильме Райнера Вернера Фассбиндера "Китайская рулетка", где он был использован не один раз, а сразу дважды в одном кадре.
Режиссер Джо Данте назвал этот прием "Съемка из 'Челюстей'" из-за сцены в одноимённом фильме , где Рой Шайдер видит нападение акулы на мальчика Алекса - самого известного использования этого эффекта.
Принцип работы
Это кинематографический трюк, который создает впечатление изменения пространства и перспективы в сцене. Он достигается путем одновременного движения камеры вперед или назад и изменения фокусного расстояния объектива. В результате объект в центре кадра остается постоянного размера, но фон расширяется или сжимается.
Вот как это работает:
- Движение камеры: Сначала камера двигается вперед или назад по направлению к объекту съемки. Это изменяет расстояние между камерой и объектом.
- Изменение фокусного расстояния: В то же время изменяется фокусное расстояние объектива. Обычно оно увеличивается (зумируется) при движении камеры назад и уменьшается (размазывается) при движении камеры вперед.
- Создание искажения: Результатом этого двойного движения является создание искаженной перспективы. Объект в центре кадра остается на своем месте, но фон кажется расширяющимся или сжимающимся, что создает впечатление головокружения или странной нестабильности.
Применение
В мире кинематографа зум доли стала неотъемлемой частью репертуара режиссеров и операторов. Этот замечательный эффект можно разделить на два основных типа: "долли-ин/зум-аут" и "долли-аут/зум-ин". Долли-ин/зум-аут обычно сосредотачивается на объекте, при этом фон отодвигается от персонажа, создавая ощущение неуверенности и дискомфорта. Классическим примером является сцена из фильма "Полтергейст", где знаменитый эффект зум-долли растягивает фон, делая дверь далеко от персонажа, чем она на самом деле является. С другой стороны, долли-аут/зум-ин уменьшает фон, делая его ближе, чем он на самом деле есть.
Сценический эффект
Долли зум широко используется режиссерами, чтобы передать ощущение головокружения, чувства "сближения с самим собой" или ощущение нереальности. Он также может подчеркнуть момент, когда персонаж осознает нечто, что заставляет его пересмотреть все свои предыдущие убеждения. Долли зум - это специальный эффект, который дополняет арсенал креативных возможностей режиссера.
В фильме Сэма Рэйми "Быстрые и мертвые" долли зум в сочетании с наклоном камеры подчеркивает напряженность в перестрелке, создавая драматическое напряжение. Также через зум-доли можно выразить ощущение неловкости и напряжения, как это было использовано в фильме "Разделение" (2018), когда персонаж Кейси Кук с любопытством смотрит вдаль.
Другие важные моменты, которые можно подчеркнуть с помощью зум-доли, включают в себя чувство страха или прозрение персонажа. Кроме того, этот эффект может быть использован для изменения настроения сцены внутри фильма, что отлично продемонстрировано в "Властелине колец: Братство кольца", где режиссер Питер Джексон использовал зум-доли для перехода между событиями с большим эффектом, вместо обычного перехода.
Другие примеры использования
ОСТОРОЖНО! ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!
Зум-доли - это техника, которая прочно вошла в репертуар кинематографа и нашла свое применение во многих фильмах, подчеркивая моменты разрешения, напряжения или эмоционального воздействия. Давайте рассмотрим несколько выдающихся примеров:
- "Славные парни" (1990): Режиссер Мартин Скорсезе использовал зум долли, чтобы передать напряженность между персонажами, в частности, в сцене, где Генри погружается в паранойю, пока обедает в кафе с Джимми и следит, следят ли за ним.
- "Зомби по имени Шон" (2004): В данном случае долли зум используется для придания комического акцента смелости Шона, которая в конечном итоге оказывается тщетной, когда его дробовик заклинивает.
- "Рататуй" (2007): В этом анимационном шедевре зум-доли используется, чтобы подчеркнуть внутренний мир персонажей. Например, интенсивная воспоминания критика о детстве, вызванные блюдом Реми, обозначаются зум-доли. Также техника применяется для выделения связи между персонажами, например, когда Реми чувствует личную связь с Шефом Гюсто на телевизоре.
- "Стражи Галактики. Часть 2" (2017): В этой картины зум-доли используется для выражения эмоционального кризиса, когда Питер Квилл узнает ужасную правду о своем отце.
- "Во все тяжкие" (2008-2013): Долли зум используется в один из самых ужасных моментов для Уолтера Уайта и передает все отчаяние и бессилие, когда убивают его свояка.