Найти тему

Вопрос дня ребёнку

782 прочитали
Источник pinterest
Источник pinterest

Моим читателям в Телеграм-канале «Учимся учить иначе» очень понравилась одна практика, которой я делилась. Мы на канале уже месяц разбираем по косточкам критическое мышление, из чего оно состоит и как его развивать в себе и в детях. Способов масса, а некоторые способы и приёмы можно применять буквально на ходу. Вот один из таких способов – на ходу – это приём «Вопрос дня ребёнку». Расскажу и вам, мои любимые Дзен-читатели.

Приём заключается в том, что вы вводите в ежедневный ритуал вопрос, на который отвечают дети. Я обычно отвечаю вместе с ними, если кто-то из родственников с нами рядом, то и они участвуют. И обязательно по каждому вопросу я прошу объяснить – почему. Это развивает навыки аргументации и построения причинно-следственных связей, а это поднавыки критического мышления.

Изначально я воспользовалась карточками «Вопрос дня ребёнку» от Вики Дмитриевой. Она любезно сделала для нас, занятых родителей, 90 готовых карточек с вопросом дня ребёнку.

Готовые карточки от Вики Дмитриевой, их можно заказать в любом интернет-магазине
Готовые карточки от Вики Дмитриевой, их можно заказать в любом интернет-магазине

Но в какой-то момент я поняла, что мне некоторые вопросы кажутся плоскими, и я стала эти вопросы придумывать сама. Дочке 5-летней это нравится так, что она иногда утром просит: «Мама, а задай нам сегодня вот такой вопрос дня…». И это уже стало таким ожидаемым элементом дня, что, когда мы идём в машину из школы (вопрос дня у нас приурочен к 10-минутной поездке из школы домой), она прямо бежит: «Ура, сейчас будет вопрос дня!») Уж не знаю, что приводит в такой восторг, возможно, сам факт того, что ей задают такой же вопрос, как старшему брату и что она, как большая, рассуждает.

Вопросы самые разные. Вот примеры из готовых карточек, специально выбрала наиболее интересные:

Пример карточек
Пример карточек

А вот эти мои:

"Какой самый классный вопрос ты сегодня задал?"

"Если бы ты сейчас заново проснулся, то что бы изменил в своих словах, действиях?"

"Что сегодня тебя удивило?"

Некоторые вопросы (после того, как я услышала ответы) заставили меня сильно задуматься. Например, как-то сын на вопрос «Кто из людей приносит тебе радость и как?» ответил, что никто. Так, я получила сигнал, что надо к нему внимательнее приглядеться. Пригляделась, оказалось, он тогда переживал не самый счастливый жизненный период. Я кардинально изменила своё общение с ним, именно тогда ему нужна была исключительно любовь, принятие и закрывание глаз на любые странности его поведения.

Сын мучает экзистенциальными вопросами бедное животное
Сын мучает экзистенциальными вопросами бедное животное

Иногда ответы детей вас поразят. Недавно я сама задалась вопросами, которые изначально в своём блоге задал мой хороший приятель и человек, на которого я ориентируюсь в предпринимательстве, Павел Ковшаров. Там список вопросов был большой, но мне очень понравились вот эти:

"Какие три полезные привычки тебе помогают?"

"Какие три вредные привычки тебе мешают?"

Ответила сама. Потом задала эти вопросы детям. Ярослав (14 лет), подумал буквально секунд 15, довольно быстро выдал свои размышления. Но меня удивила Варя (5 лет). Я думала, что она или совсем не сможет ответить, или найдёт одну привычку в каждой категории. Я спросила, готова ли она вообще взять такие сложные вопросы, и предложила упростить, сократить до 1-2 привычек. Она сказала: «Нет, я назову по три, но мне надо подумать». Думала довольно долго, минут 5. Отвечала тоже не супер оперативно, минут 10. Но выдала не просто по три привычки, а даже с аргументацией, которую я и не просила. Вот её список, он забавный и по-детски наивный, конечно же 👇👇👇

Мои полезные привычки, которые мне помогают:

1️ Я часто хулиганю, это помогает, потому что так весело и не скучно

2️ Я иногда что-то выпрашиваю, это полезно, потому что так я могу пополнять свою коллекцию (у нее коллекция Квами и коллекция Инчентималз)

3️ Я часто перебираю профессии, кем я хочу быть (она это и правда делает часто, можно назвать привычкой), это полезно, потому что если я начну это делать позже, то до пенсии буду выбирать, а так я начала рано, значит, к концу школы уже точно выберу.

Заметьте уровень утилитарности и прагматизма в этом анализе полезных привычек. Ну и честности ))) Ни один взрослый бы не признался при других людях, что привычка выпрашивать на самом деле ему помогает, так как позволяет реализовать меркантильные интересы.

У Вари сейчас самый забавный возраст, конечно
У Вари сейчас самый забавный возраст, конечно

Мои вредные привычки, которые мне мешают:

1️ Я сначала говорю, а потом думаю, это вредно, потому что часто потом жалею, что так сказала

2️ У меня вредная привычка смотреть мультики с монстрами, я их люблю, но потом ночью мне иногда эти монстры снятся

3️ Иногда я не слушаю педагога, это плохая привычка, потом, когда просят что-то делать, я иногда не знаю, что делать, потому что прослушала

Достойный уровень рефлексии. Для меня это стало уроком, что иногда мы упрощаем мир дошкольника, а он гораздо сложнее, чем мы думаем, и они понимают про себя гораздо больше, чем мы предполагаем. И не стоит бояться задавать им сложные вопросы, и даже составные, состоящие из двух, в каждом из которых надо назвать чего-то три про себя.

Самое сладкое время, когда Варя за мной, как хвостик, везде
Самое сладкое время, когда Варя за мной, как хвостик, везде

Когда я преподаю учителям технологию Кооперативного обучения, то часто учителя жалуются, что дети не могут формулировать мысли. У нас есть самый базовый приём Кооперативного обучения, где дети по кругу на время должны по очереди что-то говорить. Это могут быть репродуктивные ответы, например, «фотосинтез – это…» или продуктивные, например, «в «Грозе» мой любимый герой …, потому что…». И вот самая частая жалоба, что не могут ничего сказать. Не имеют мнения, не умеют развёрнуто высказываться. Порой дети просто вообще в ступоре от того, что у них спросили их мнение, аргументацию. У моих детей с этим точно в школе нет проблем. Иногда я, кстати, усложняю задачу. Прошу не просто ответить на вопрос дня, а говорить определённое время. Попробуйте! Работает.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.