(1821 - 1881)
Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября н. с.) в Москве. Его отец - Михаил Андреевич – был дворянином; мать - Мария Федоровна - из старомосковского купеческого рода. Закончив частный пансион Л. Чермака, один из лучших в Москве и тяжело пережив смерть матери, Федор по решению отца в 1837 году поступил в Петербургское военно-инженерное училище, одно из лучших учебных заведений того времени.
В 1839 г. неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок – предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность.
Закончив училище в 1843 году, Федор был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание – литература. Первая повесть Достоевского «Бедные люди», опубликованная в 1845 г. в «Петербургском сборнике» Н. А. Некрасова, имела исключительный успех.
Затем были изданы повести «Двойник» (1846 г.) и «Хозяйка» (1847 г.). Позднее вышли «Белые ночи» (1848 г.) и «Неточка Незванова» (1849 г.), в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей «натуральной школы»: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.
Увлеченный идеями утописта Шарля Фурье, Достоевский с 1847 г. посещал кружок М.В. Петрашевского. Основателем кружка был молодой чиновник Министерства иностранных дел, воспитанник Александровского лицея и Московского университета М.В. Буташевич-Петрашевский. Вначале в кружке обсуждались проблемы самообразования, новинки художественной и научной литературы, различные экономические и философские системы.
С зимы 1846/47 г. участники кружка перешли к обсуждению злободневных общественно-политических проблем и к критике николаевского режима. Некоторые члены кружка выступали за насильственные меры против существующего режима.
В апреле 1849 г. Достоевский вместе с петрашевцами был арестован и после 8-месячного заключения в Петропавловской крепости был признан виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка» и приговорен к смертной казни. После инсценировки расстрела, когда Достоевский был уверен в неизбежности смерти, казнь была заменена 4-летней каторгой в Омском остроге (1850 – 1854 гг.), впоследствии описанной им в «Записках из Мертвого дома», и последующей сдачей в солдаты в Сибирский линейный батальон.
Во время ссылки в 1857 г. Достоевский обвенчался с Марией Исаевой, вдовой чиновника А.И. Исаева, которая умерла через несколько лет от чахотки.
Только в 1859 г., дослужившись до прапорщика, Достоевский был помилован по высочайшему указу 17 апреля 1857 года, смог уволиться из армии и вернуться в Петербург
Жизнь Достоевского в это время была очень нелегкой, постоянной борьбы с нуждой, долгами. Тем не менее, он вновь возвращается к литературному творчеству. Им были написаны «Дядюшкин сон» (1859 г.), «Село Степанчиково и его обитатели» (1859 г.), роман «Униженные и оскорбленные» (1861 г.).
Почти десять лет физических и моральных страданий обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него отказом от социалистических иллюзий.
В 1861 – 1865 гг. Достоевский вместе с братом М. М. Достоевским издавал игравшие видную роль в общественном движении 60-х гг. журналы «Время» и «Эпоха», которые отражали точку зрения почвенничества, близкую позициям славянофилов. Достоевский считал, что великое будущее России, могущее облагодетельствовать все человечество, возможно лишь при объединении всех сословий во главе с монархом и православной церковью. Он полагал, что для России губителен путь Западной Европы, совершенный после Французской революции 1789 г. В этом мнении Достоевский утвердился после заграничных поездок в 1862 – 1863 гг. и в 1867 – 1871 гг.
В 1864 г. были написаны «Записки из подполья», важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865 г., будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, начинает работу над романом «Преступление и наказание» (1866 г.), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий.
В 1867 г. Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом.
Вскоре они уезжают за границу: живут в Германии, Швейцарии, Италии (1867 – 1871 гг.). В эти годы писатель работает над романами «Идиот» (1868 г.) и «Бесы» (1870 – 1871 г.), который заканчивает уже в России. В мае 1872 г. Достоевские уезжают на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии покупают скромную дачу и живут здесь с двумя детьми даже зимой. В Старой Русе написаны почти целиком романы «Подросток» (1875 г.) и «Братья Карамазовы» (1878 – 1879 гг.). В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского, император Александр II приглашает его к себе, и знакомит с семьей.
С 1873 года писатель становится ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах которого начинает печатать свой «Дневник писателя».
Широчайшую известность получила речь Достоевского на торжествах по случаю открытия памятника Пушкину в Москве в 1880 году.
Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января (9 февраля н. с.) 1881 г. в Петербурге Достоевский скончался. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
⃰ ⃰ ⃰
Творчество великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского посвящено постижению глубин человеческого духа. В своих произведениях он анализирует самые потаенные глубины сознания, проводя в каждом произведении три ключевые идеи: идею личности как главной ценности, одухотворенной Божьим Духом; идею страдания как реальной подоплеки нашего существования; идею Бога как высшего этического критерия.
Федор Михайлович Достоевский был истинно православным человеком, великим русским патриотом. Свой юношеский грех – участие в кружке петрашевцев он полностью искупил и не только на каторжных работах. Он понял, что разрушительное начало, заложенное в невинных на первый взгляд идеологических упражнениях петрашевцев, может вылиться в нечто более страшное – в подготовке разрушения государственности страны.
Творчество Достоевского нельзя рассматривать иначе, чем через призму Православия; только тогда можно его понять. Федор Михайлович очень любил Россию и русский народ, и любовь эта была выстраданной. Он был убежден, что понятия «русский народ» и «Православие» неотделимы. В своем дневнике за 1881 год он писал:
Русский народ весь в Православии и в идее его. Более в нем и у него ничего нет – да и не надо, потому что Православие всё. Православие есть церковь, а Церковь – увенчание здания и уже навеки... Кто не понимает Православия – тот никогда и ничего не поймет в народе. Мало того: тот не может любить русского народа, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть.
По своему миропониманию Достоевский был близок к славянофилам - труд Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» писатель считал будущей настольной книгой всех русских.
Полемизируя с прозападнически настроенной интеллигенцией, Достоевский отвергал идеи абстрактного гуманизма. Такой гуманизм, без духовного содержания, признающий Православие только частью культуры, основанной на «общечеловеческих ценностях», лишен, по мнению Достоевского, какой либо ценности. О таком гуманизме он отозвался очень точно: «Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?»
О любви к человечеству классик отозвался очень остроумно: «Кто слишком любит человечество вообще, тот, большей частию, мало способен любить человека в частности». Эти слова великого писателя как нельзя лучше раскрывают всю лукавость либеральных рассуждений о гуманизме и прочих «общечеловеческих» ценностях, имеющих масонские корни.
В своих «Братьях Карамазовых», он на примере обычной русской семьи показывает причины раскола всего российского общества. Главной темой произведения является духовный конфликт между двумя братьями – Иваном и Алешей. Иван, являясь апологетом модного тогда нигилизма, бунтует против Бога и пытается вовлечь в этот бунт Алешу: «Я не Бога не принимаю, я мира, им созданного, мира – то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять».
Суждения Ивана очень эмоциональны, но в них заключается явная несуразность: ведь мир – творение Божье и, отвергая этот мир, Иван отвергает Бога. Изначальное лукавство налицо и отсюда душевный надрыв, и неприятие мира у Ивана. На вопрос – как победить зло, есть два ответа. Первый – уничтожить всех носителей зла: так как зло есть всякий грех, а грешен каждый человек, то для искоренения греха нужно уничтожить все человечество. Такой выход абсурден даже для Ивана со всем его радикализмом. Второе решение: если источник зла – свободная воля человека, то эту волю у него нужно отнять. В этом и заключается идея Великого Инквизитора, придуманного самим Иваном Карамазовым.
Поражает прозорливость Федора Михайловича: именно эта идея была взята на вооружение большевиками и воплощалась путем страшных репрессий. Один из лозунгов большевиков в 30 - е годы гласил: «Железной рукой загоним человечество к счастью!»
Гуманистические идеи, распространившиеся по России во второй половине ΧІΧ – го века, ввели в соблазн русскую интеллигенцию. Развитие просветительских утопий перешло в революционное брожение. Революционеры – нигилисты, впервые описанные в литературе Тургеневым, заполняют общество и литературу. Федор Михайлович не мог пройти мимо – на свет появились «Бесы» лучший антинигилистический, антиреволюционный роман.
В основу романа положен реальный факт – убийство членами революционной группы Нечаева в Москве студента Иванова. Название романа – «Бесы» не является аллегорией, это прямое указание на духовное содержание революционеров. Если у Тургенева нигилизм – это отрицание истинных национальных, народных ценностей, обнажение разрушительной сути революционной деятельности, то Достоевский вскрывает духовную сущность нигилизма. Её суть – в безверии, в атеизме, который, даже соединяясь с благими порывами, рождает зло. Социальный хаос, творимый революционерами – это только симптом болезни, её следствие; корень зла – в отрицании революционерами духовности. Дальнейшее развитие событий в России подтвердило прозорливость писателя – страной овладели большевики, реализовавшие свои поистине бесовские устремления.
Предсказывая грядущую революцию, Достоевский видел в ней борьбу против христианской цивилизации, всеобщее «одичание» и установление «жидовского царства»:
Евреи всегда живут ожиданием чудесной революции, которая даст им свое «жидовское царство». Выйди из народов и... знай, что с сих пор ты един у Бога, остальных истреби или в рабов обрети, или эксплуатируй. Верь в победу над всем миром, верь, что все покорится тебе.
Известно высказывание Достоевского в 1891 году, ставшего пророчеством:
"Безбожный анархизм близок: наши дети увидят его... Интернационал распорядился, чтобы еврейская революция началась в России... Она и начинается, ибо нет у нас против нее надежного отпора — ни в управлении, ни в обществе. Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств, начнут разлагать религию, разрушать храмы и превращать их в казармы, в стойла, зальют мир кровью и потом сами испугаются. Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал — это заговор против русских. Предвидится страшная, колоссальная, стихийная революция, которая потрясет все царства мира с изменением лика мира сего. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови".
Прозорливость великого русского писателя поражает – именно так и выглядели события начала двадцатого века, когда обезумевшие от крови большевики залили ею всю страну. Чудовищность большевистских преступлений поразила даже некоторых их «вождей», которые ужасались тому, что натворили. Так, министр просвещения первого большевистского правительства Луначарский, не выдержав лицезрения зверств своих сопартийцев – чекистов, неоднократно подавал в отставку. Писатель Максим Горький, заигрывавший с большевиками до октября 1917 года, после революции стал их убежденным противником. Ужаснулся весь мир – такого размаха кровавых расправ человечество в своей истории ещё не знало. Кровавые ужасы Великой французской революции на фоне большевистского кровавого шабаша просто померкли.
Страшное предсказание о гибели в России «ста миллионов голов» в случае победы революции в России сбылось полностью: в 1990 году еженедельник «Аргументы и факты» за номером 13 (494) опубликовал данные, согласно которым общие потери населения России за период с 1917 по 1959 год составили 110,7 миллионов человек.
Прозорливость Федора Михайловича проявилась в отношении к славянам. В своем дневнике он писал: «Хочу сказать одно совсем особое словцо о славянах, которое мне давно хотелось сказать. Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян!»
Так оно все и произошло. Всем известно, каким количеством жертв обошлось освобождение болгар от турецкого рабства и приобретение с помощью России независимости. Но факт и то, что в мировых войнах — в Первой мировой и во Второй мировой Болгария выступала на стороне врага.
Несмотря на некоторую резкость своих суждений на национальную тему (которые явно не вписываются в нынешнюю систему толерантности), махровым националистом Федор Михайлович не был и не признавал этой черты за русским народом. Русский человек по своим убеждениям, по мнению Федора Михайловича, никогда не был националистом. В широком понимании русский национализм является ипостасью общечеловечности и эту мысль он выразил замечательно:
Мы не считаем национальность последним словом и последней целью человечества. Только общечеловечность может жить полною жизнью. Но общечеловечность не иначе достигается, как упором в свою национальность каждого народа Идея… национальностей есть точка опоры, Антей.
В своей знаменитой «Речи о Пушкине», произнесенной 8 июня 1880 года, Федор Михайлович эту мысль развивает:
Да, назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только…стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.
О гениальном русском писателе и мыслителе Федоре Михайловиче Достоевском и его творчестве написаны тысячи книг, но по – настоящему его талант и предназначение его, раскроются, может быть, только через столетия…