Найти в Дзене

Цифровое фортепиано, или всё-таки «живое»? Немного о последствиях выбора современных учеников

Оглавление

Технологический прогресс иногда влечёт за собой ряд «побочных эффектов» для таких консервативных направлений человеческой культурной деятельности, как исполнительское фортепианное искусство.

Как пианистка с 27-летней практикой, могу поделиться своим выводом на счёт выбора инструмента:

  • Цифровое фортепиано либо для закоренелых профессионалов, для выборочного исполнения.
  • Либо для исключительно любителей.
  • Или для иных, не академических исполнительских направлений.

Иллюстрация категории лицензии Creative Commons
Иллюстрация категории лицензии Creative Commons

То есть, по-настоящему учиться владению искусства исполнительского мастерства на цифровом инструменте – по меньшей мере не лучший выбор, каким бы превосходным и дорогостоящим он ни был.

Я, например, каждый раз боюсь его сломать.

«Игрушки»

Я в шутку так называю цифровые модели, особенно когда таковыми являются домашние инструменты учащихся.

Я не особо понимаю как устроено электронное пианино, однако, вполне представляю, как устроен механический инструмент. А самое главное – что происходит в момент нажатия его клавиш.

Параллельно с ознакомлением исполнительских основ хорошо бы демонстрировать ученикам механические процессы фортепианного «организма». Потому что это неизбежно взаимосвязанные явления.

Истина элементарна. Учить ребёнка приёмам звукоизвлечения с учётом инструментальной механики на пианино, в котором она напрочь отсутствует – выглядит довольно странно. Это попросту бессмысленный процесс.

Ведь звук, это результат физического взаимодействия двух тел: человеческого и тела музыкального инструмента, так сказать. И это своеобразная наука.

Даже некорректное положение локтя и лишнее напряжение в области бёдер может не лучшим образом сказаться на звуке. Но цифровое фортепиано к этому не чувствительно, так как источником звука в этом случае является не исполнитель, воздействующий на него, а само пианино, в котором заложена чёткая и довольно ограниченная программа реакций на прикосновение.

И не важно, тыкнуть ли в клавиатуру как в пульт от телевизора или блаженно погружать в неё подушечки пальцев. Звук будет один. Но ощущения в теле же разные?!

И выходит так, что ребёнок, обучающийся на подобном технологичном творении, в итоге обучается несоответствию между телесными ощущениями и звуковым результатом.

А пианист, это человек, который всю эту кухню знает «от» и «до» на практическом уровне. И чем богаче его опыт взаимодействия с инструментом, тем в большей степени это мастер.

О каком мастерстве может идти речь без механики? Это имитация.

Но при всём, ни в коем случае не желаю обесценить значение и несомненные плюсы электронных музыкальных инструментов, которые не стану рассматривать в данной статье.

Волшебный рояль

Любопытно заметить, но с инструментами, механика которых не в лучшем состоянии, происходит то же несоответствие. Они неадекватно реагируют на воздействие исполнителя, от них трудно добиться определённого качества звука.

Однако, играя на идеально выверенном рояле со всей проделанной регулировкой и прочим, пианист словно бы и не играет – рояль играет сам [шутка].

Просто в этом случае пианисту не приходится приспосабливаться под некорректное состояние механики фортепиано, что затрачивает массу сил. Остаётся просто играть и получать удовольствие (обходящееся в значительно более высокую цену, нежели сервисное обслуживание электронного инструмента).

Вывод

Если Ваш ребёнок начал заниматься на фортепиано, несмотря на моду не стоит покупать дорогостоящий электронный инструмент. В ближайшем будущем его, возможно, придётся заменить на классическое механическое пианино. Или продать. Ведь горшки с цветами ставить неудобно [шутка], корпус отсутствует по причине отсутствия механики…

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статья: