Технологический прогресс иногда влечёт за собой ряд «побочных эффектов» для таких консервативных направлений человеческой культурной деятельности, как исполнительское фортепианное искусство.
Как пианистка с 27-летней практикой, могу поделиться своим выводом на счёт выбора инструмента:
- Цифровое фортепиано либо для закоренелых профессионалов, для выборочного исполнения.
- Либо для исключительно любителей.
- Или для иных, не академических исполнительских направлений.
То есть, по-настоящему учиться владению искусства исполнительского мастерства на цифровом инструменте – по меньшей мере не лучший выбор, каким бы превосходным и дорогостоящим он ни был.
Я, например, каждый раз боюсь его сломать.
«Игрушки»
Я в шутку так называю цифровые модели, особенно когда таковыми являются домашние инструменты учащихся.
Я не особо понимаю как устроено электронное пианино, однако, вполне представляю, как устроен механический инструмент. А самое главное – что происходит в момент нажатия его клавиш.
Параллельно с ознакомлением исполнительских основ хорошо бы демонстрировать ученикам механические процессы фортепианного «организма». Потому что это неизбежно взаимосвязанные явления.
Истина элементарна. Учить ребёнка приёмам звукоизвлечения с учётом инструментальной механики на пианино, в котором она напрочь отсутствует – выглядит довольно странно. Это попросту бессмысленный процесс.
Ведь звук, это результат физического взаимодействия двух тел: человеческого и тела музыкального инструмента, так сказать. И это своеобразная наука.
Даже некорректное положение локтя и лишнее напряжение в области бёдер может не лучшим образом сказаться на звуке. Но цифровое фортепиано к этому не чувствительно, так как источником звука в этом случае является не исполнитель, воздействующий на него, а само пианино, в котором заложена чёткая и довольно ограниченная программа реакций на прикосновение.
И не важно, тыкнуть ли в клавиатуру как в пульт от телевизора или блаженно погружать в неё подушечки пальцев. Звук будет один. Но ощущения в теле же разные?!
И выходит так, что ребёнок, обучающийся на подобном технологичном творении, в итоге обучается несоответствию между телесными ощущениями и звуковым результатом.
А пианист, это человек, который всю эту кухню знает «от» и «до» на практическом уровне. И чем богаче его опыт взаимодействия с инструментом, тем в большей степени это мастер.
О каком мастерстве может идти речь без механики? Это имитация.
Но при всём, ни в коем случае не желаю обесценить значение и несомненные плюсы электронных музыкальных инструментов, которые не стану рассматривать в данной статье.
Волшебный рояль
Любопытно заметить, но с инструментами, механика которых не в лучшем состоянии, происходит то же несоответствие. Они неадекватно реагируют на воздействие исполнителя, от них трудно добиться определённого качества звука.
Однако, играя на идеально выверенном рояле со всей проделанной регулировкой и прочим, пианист словно бы и не играет – рояль играет сам [шутка].
Просто в этом случае пианисту не приходится приспосабливаться под некорректное состояние механики фортепиано, что затрачивает массу сил. Остаётся просто играть и получать удовольствие (обходящееся в значительно более высокую цену, нежели сервисное обслуживание электронного инструмента).
Вывод
Если Ваш ребёнок начал заниматься на фортепиано, несмотря на моду не стоит покупать дорогостоящий электронный инструмент. В ближайшем будущем его, возможно, придётся заменить на классическое механическое пианино. Или продать. Ведь горшки с цветами ставить неудобно [шутка], корпус отсутствует по причине отсутствия механики…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статья: