Одна из основных и самых сложных задач пианиста заключена в раскрытии всего богатства фортепианного звучания.
Это является показателем технического мастерства и профессионализма, чувствительности слуха и степени эстетической потребности, вкуса исполнителя.
Ни одна развитая моторика не может свидетельствовать о высоком уровне пианистического мастерства без должной качественной тембральной составляющей исполнения.
Некоторые принципы пианистической «кухни»
Можно с утра до вечера гонять гаммы и этюды, но лишь с пользой для дела. А значит, важно всё пропускать через слух, не только лишь тактильное, физическое ощущение рук.
Но слух имеет свойство уставать в процессе концентрированной работы, и этот момент нужно чётко определять во время занятий.
После «отключения» слуха, любая работа на инструменте становится бесполезной, если не сказать вредной.
Поэтому не рекомендуется заниматься «без головы», когда мысли заняты чем-то отвлечённым от музыки, а руки переходят в режим автопилота.
Ведь важно научиться точности в воспроизведении, а такое состояние может лишь дать приблизительные результаты.
Иногда пианист вполне может увлечься технологическим совершенствованием, «праздником»
беглой игры, что вполне естественно. Ведь радость технической свободы — одна из целей пианистической работы для исполнителя. Однако, техника не должна в итоге оказаться пустышкой: вместе с привычкой работать над физической свободой, важно также привить себе потребность в качественном звуке, обогащенном всеми свойствами возможностей инструмента.
Что есть богатство звука
В словах этого не передать. Это возможно лишь услышать. Но если звучание пианино/рояля можно назвать:
- объёмным, в котором присутствует соразмерность сочетания басов/нижних регистров и верхних;
- с умеренной, «чистой» педалью (эффектом «акварели» в звуке);
- с чуткими переходами интонации,
«звучащими» паузами, в которых время словно застывает;
- и главное — артикулировнные, чётко воспроизведённые звуки в отдельности и также их выверенное сочетание в одновременном звучании в гармониях.
«Живое» пианино или электронное?
Как у профессиональной пианистки, у меня одно мнение по этому поводу: конечно живой инструмент.
Это отдельная тема, затрагивающая моменты механики и строения музыкального инструмента в целом, которое предполагает те возможности звукоизвлечения, его качественной стороны, которых лишено любое чисто электронное пианино, даже соответствующее по цене автомобилю.
Поэтому, при всех его плюсах, всё же научиться пианистической школе возможно только на традиционном живом инструменте.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также другие материалы о профессиональной жизни пианиста и композитора в разделе канала «О профессии»