«Исландия русского эпоса» - так в своё время, называли Север нашей страны фольклористы Рыбников и Гильфердинг, отправившиеся туда записывать каким-то чудом сохранившиеся былины. Однако, как показала история, далеко не они первые записали там живое слово русского эпоса. В 1881 году Елпидифор Васильевич Барсов, издает открытое им «Богатырское слово, в списке начала XVII века».
Этот список, называемый «Путник» принадлежал нескольким поколениям одного рода – «посадским людям», живших в Турчасовской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии, и во второй половине книги указана дата 1642 год, однако анализ скорописи первой половины книги позволяет сделать вывод, что самые ранние записи в ней принадлежат к началу XVII века. «Путник» написан живым, народным языком, содержит в себе описания путешествий по святым местам и былину.
Богатырское слово
Былина эта озаглавлена как «Богатырское слово» и, вероятно, является старейшей дошедшей до нас письменной записью русского народного эпоса.
Былина эта во многом уникальная, как в плане сюжета, так и наличием имен богатырей неизвестных уже ни сборнику Кирши Данилова, ни «классическим» записям былин XIX века.
В богатырскую дружину из «Слова» входят известные нам Илья Муромец сын Иванович, Добрыня Никитинич, Алёша Попович. А так же загадочные дворянин Залешанин, Сухан Доментьянович (возможно Сухман), богатырь Белая Палица и некто Щата Елизынич.
Сюжет былины частично напоминает записанную в XIX веке «Илья Муромец и Идолище в Царьграде», в которой старый казак спасает царя Константина от злого Идолища. Илья Муромец встречает перехожего калику, который рассказывает нерадостную весть – в Царьграде беда, заняло его Идолище поганое со своим войском. И русский богатырь решает помочь братьям по вере.
В «Богатырском слове» всё наоборот. Перехожие калики приносят весть, что царьградские богатыри хвалятся, что разгромят Святую Русь:
«Государь Добрыня Никитич!
Ходили мы прямых вестей отведывать.
Есть ли столько цареградских богатырей,
Идти ли им в Киев-город?
И вести прямые неизменные:
При царе богатыри похваляются,
Хотят Киев-город наш ти взяти,
И великого князя с великою княгинею в полон вести
А удалых богатырей, статных людей,
Под меч всех склонити,
А злато и серебро покатить телегами».
За такую наглость византийцев русские богатыри идут походом на Царьград, который защищает татарское войско и царьградские богатыри Идол Скоропеевич и Тугарин. Наши побеждают, но не лишают царьградских богатырей жизни и отпускают их. Владимир Всеславьевич горд своими витязями:
«Гой еси, мои князи и богатыри!
Цареградских богатырей было сорок два,
А с ними было татар людей много,-
Не рать ли в поле была?
А моих богатырей только семь было!»
Заканчивается былина словами, которые Барсов и поставил в заглавии «Богатырское слово. Во веки аминь.»
Эта былина во многом уникальна тем, что ставит вопрос либо о сильном изменении сюжетов за те столетия перед записью былин фольклористами, либо о её авторском, не народном происхождении.
Интересным является то, что традиционно Царьград и греки не наделены в былинах негативной семантикой. Здесь же Царьград защищают татары, царь Константин является антагонистом святой Руси, а «царьградские богатыри» это типичные змееподобные или мифические чудища из более поздно зафиксированных сюжетов – Идолище и Тугарин. Повторяется и словесная перепалка Тугарина и Алёши Поповича, что говорит о том, что эти два персонажа были врагами в народном творчестве многие века.
Конечно, признанным первым сборником былин является первое издание сборника Кирши Данилова (1804 год), первым автором использующим мотивы былин был Михаил Чулков с его богатырскими сказками (1780 года издания). Богатырское слово же записано минимум в 1642 году.
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.