Это был самый сенсационный судебный процесс, связанный с королевской семьей, за более чем столетие. Пола Баррелла, дворецкого принцессы Дианы, обвинили в краже и продаже её вещей, но "удивительная забывчивость", а затем "внезапное воспоминание" королевы Елизаветы II спасли монархию и Пола Баррелла от унизительного судебного процесса...
...Спустя годы после смерти Дианы, принцессы Уэльской, Пол Баррелл стал известен публике как ее "опора" - наперсник, который хранил ее самые сокровенные секреты и называл себя "единственным мужчиной, которому она когда-либо доверяла".
Пол Баррелл проработал в королевской семье 21 год, начиная с должности лакея королевы Елизаветы II и заканчивая дворецким Дианы.
Они с принцессой Дианой были настолько близки, что перед тем, как её положили в гроб во Франции, Пол Баррелл собственноручно одел ее в вечернее платье, предоставленное женой британского посла. Королевская семья назначила его попечителем Мемориального фонда Дианы и поручила разобраться в ее имуществе.
"Часто фотографировавшийся в двух шагах позади принцессы, он был подобострастным слугой, который якобы демонстрировал то, что королевский двор ценит больше всего: абсолютную преданность и осмотрительность," - пишет Тина Браун в своем бестселлере "Дворцовые документы".
Но 18 января 2001 года произошел взрыв, который разрушил тщательно создаваемый Полом Барреллом собственный имидж.
Утром в тот день Скотланд-Ярд провел в его доме в Чешире обыск - после того, как дворецкий принцессы Маргарет Гарольд Браун был пойман на продаже дау (вид небольшой гоночной лодки) - украшенного драгоценностями свадебного подарка Чарльзу и Диане от эмира Бахрейна. После того, как он был арестован, он сообщил полиции, что для продажи дау предоставил ему Баррелл.
Когда полицейские спросили Баррелла, есть ли у него дома какие-нибудь вещи из Кенсингтонского дворца, он ответил "нет". "Обыск дома сразу же выявил его ложь, - пишет Браун. - Это был королевский склад, размером с Amazon, наполненный картинами, фотографиями, рисунками и фарфором, принадлежавшим принцессе. Полиция обнаружила две тысячи негативов, в том числе фотографию Чарльза в ванне со своими детьми, а также многие другие, на которых изображены обнаженные юные принцы".
Также была "масса личных записок Уильяма в адрес матери, которые он писал ей из школы", где им использовалось семейное прозвище Дианы - "Вомбат" - и "огромный запас нижнего белья, блузок, костюмов, платьев и ночных рубашек Дианы".
"Даже на столе из красного дерева, который использовал Баррелл, была надпись "Ее Королевское Высочество", - пишет Браун, добавляя, что, когда его увезли в полицейской машине, Баррелл вопил: "Я хочу, чтобы на моем гробу были белые лилии!"
Некоторые предметы, которые предположительно присвоил Баррелл, отсутствовали, в том числе секретные записи Дианы, которые негативно характеризовали Майкла Фосетта, "правую руку" принца Чарльза.
По словам Тома Бауэра, автора книги "Принц-бунтовщик" - биографии тогдашнего принца Уэльского, ставшей бестселлером, который первым раскрыл истинные масштабы выдающейся коллекции Баррелла, осознание того, что эти записи потенциально могут быть обнародованы, повергло Чарльза в панику.
Баррелл же утверждал, что он сказал королеве, что собирается взять на хранение часть вещей Дианы, и что она согласилась.
Хотя Чарльз хотел, чтобы обвинения против Баррелла были сняты, мать и сестра Дианы не поверили утверждению дворецкого о том, что у него было разрешение королевы забрать ее вещи.
Их все больше раздражало то, что бывший дворецкий заявлял о себе как о знаменитости, зарабатывая деньги на написании книг и газетных колонок и выступая с речами на круизных лайнерах на фоне своего общения с принцессой.
Они не собирались подтверждать утверждение Баррелла.
"Надеюсь, у него *фаберже* горят," - сообщает Браун слова матери принцессы Дианы, Фрэнсис Шэнд Кидд.
"Даже долгий брак дворецкого с Марией [горничной и костюмершей Дианы] был фарсом, - утверждает Том Браун, - У него было так много романов с гвардейцами, что повар Дианы называл его "Бертой из казармы".
В 2016 году пара, у которой родилось двое сыновей, наконец развелась, и Пол Баррелл год спустя "вышел замуж" - вступил в брак с адвокатом Грэмом Купером.
Несмотря на серьезные опасения в королевских дворцах, обвинение Полу Барреллу было предъявлено, и в октябре 2002 года в Олд-Бейли в Лондоне начался суд над ним. Его обвинили в краже 310 предметов, принадлежащих принцессе Уэльской, на общую сумму 4,5 миллиона фунтов стерлингов.
Затем внезапно произошло нечто поистине выдающееся – нечто, "Что можно описать только как эпизод магического реализма в Британии 21-го века, - пишет Тина Браун. - Суд над Полом Барреллом был остановлен из-за вмешательства самой королевы Елизаветы II."
В 8.30 утра на 11-й день суда появился командующий Джон Йейтс из Скотланд-Ярда и сказал, что только что разговаривал с сэром Майклом Питом (главный личный секретарь принца Чарльза на тот момент). Пит сказал ему: "Ее Величество вспомнила".
Выяснилось, что накануне королева Елизавета II проезжала мимо Олд-Бейли вместе с принцами Чарльзом и принцем Филиппом, направляясь в собор Святого Павла на поминальную службу.
"Заметив толпу возле суда, Ее Величество спросила об этом Чарльза, - пишет Браун. - Он сказал ей, что Баррелла судят за кражу, а королева, очевидно, понятия об этом не имела. Когда все было объяснено самому информированному монарху в мире, она вспомнила встречу пятью годами ранее, вскоре после смерти Дианы, когда Баррелл добивался аудиенции у нее, чтобы объяснить, что намерен "позаботиться" о некоторых "бумагах" Дианы".
"Как обычно, - заключает Браун, - когда дело касалось ее семьи, королева избегала проблемы как можно дольше, а затем нанесла решительный удар - выпустила золотую пу.лю."
Баррелл был немедленно оправдан и хвастался репортерам перед судом: "Королева помогла мне". Позже он продал свою историю журналу Mirror за 300 000 фунтов стерлингов, в то время как заявление Баррелла и подробности отношений Дианы с мужчинами, включая хирурга Хасната Хана, были опубликованы с его слов в других газетах.
Такие детали, как то, что Чарльз насмехался над нарядами Дианы и называл ее стиль "стиль стюардессы", нанесли принцу серьезный репутационный ущерб.
Баррелл продолжил прибыльную карьеру в качестве королевского комментатора и участника реалити-шоу, но в 2008 году во время расследования в отношении Дианы выяснилось, что он тайно копировал письма между ней и другими членами королевской семьи. На слушаниях он сказал, что это было сделано ради "исторической важности", но его обвинили в том, что он не "скала" Дианы, а "губка".
В своих скандальных мемуарах "Запасной" принц Гарри обвинил бывшего дворецкого в том, что он "доил" смерть его матери ради денег, которые получил за свою книгу "Королевский долг". "Бывший мамин дворецкий написал откровенную речь, которая на самом деле ничего не говорила, - написал он. - Это была всего лишь самооправдающаяся, эгоцентричная версия событий одного человека. Моя мать однажды назвала этого дворецкого своим дорогим другом и безоговорочно доверяла ему. Мы тоже. Теперь это. Он выжимал деньги из её ухода в мир иной. Это заставило мою кровь закипеть".
64-летний Баррелл, вышедший на пенсию после закрытия своего цветочного магазина в 2019 году, ранее в этом году сообщил, что страдает ра.ком простаты.
Он по-прежнему активно выступает в СМИ, комментируя события в королевской семье и отношения между принцами Уильямом и Гарри с точки зрения "я думаю, Диана бы это не одобрила\помирила бы их"...