«Симфония – самая лирическая из всех музыкальных форм. Не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано» (Петр Чайковский)
Среди всех симфоний Чайковского Третья стоит особняком: в ней пять частей (во всех остальных – по четыре), и она единственная написана в мажорной тональности – здесь главенствуют светлые и радостные образы.
Над симфонией композитор работал летом, находясь в гостях у своего старого друга — композитора и поэта Владимира Шиловского. За три недели, что он провел в деревне, Чайковский успел закончить все сочинение и приступить к оркестровке.
Премьера Третьей симфонии состоялась осенью 1875 года в Москве под управлением Николая Рубинштейна, вызвав, по словам одного из рецензентов, «видимое удовольствие слушателей». А через два с лишним месяца симфония прозвучала в Петербурге под управлением Эдуарда Направника. Известный критик Герман Ларош написал после премьеры: «По силе содержания, по разнообразному богатству формы, по благородству стиля, запечатленному самобытным, индивидуальным творчеством, и по редкому совершенству техники симфония г. Чайковского составляет одно из капитальных явлений музыки последних лет...».
21 октября Третью симфонию можно будет услышать в Светлановском зале в исполнении Арсентия Ткаченко и Национального филармонического оркестра России. В программу вечера также вошли виртуозная Фантазия для фортепиано с оркестром Чайковского (солист – Арсений Тарасевич-Николаев) и «Восемь русских народных песен» Лядова.