Найти тему
Sally

Забытая культура футбольных рыцарей

Начнем с небольшой предыстории. В России ярко выраженная фанатская культура появилась только в 90-ых, хотя зародилась в 70-ых годах. Стоит понимать разницу между «болельщиками» и «фанатами». Футбольный болельщик — примерный советский гражданин. Он кричит с трибун слова поддержки (не всегда цензурные), радуется забитому голу или, наоборот, бубнит, сетует на не забитый мяч в ворота соперника. Футбольные фанаты — это британская агрессивная культура. Интерес у них заключается не столько в самой игре, сколько в единстве фирмы (фанатской группы), агрессии по отношению к болельщикам другой команды. Они — рыцари мяча, готовые придти на матч ради потасовки. Практически все футбольные матчи 90-ых в России были сопряжены с насилием, массовыми драками. Впоследствии околофутбольная культура обрела такой масштаб, что власти не всегда справлялись с ней.

Автор фото: КП РФ
Автор фото: КП РФ

Несмотря на кричащие заголовки о массовых беспорядках, движение футбольных фанатов принято называть культурой, и вот почему: у рыцарей мяча была своя идеология — их объединяла любовь к футболу и неугасаемое чувство справедливости. Молодые люди объединялись в фирмы, носили только определённые бренды и выглядели так, как это подобало канонам культуры.

Самые популярные бренды, которые напрямую ассоциируются с околофутбольной культурой.

Stone Island или, как говорят в народе «стоник» — дочка C.P. Company. К сожалению, этой истории о хулиганах с девизом «поясни за шмот» настолько много лет, что от нее пахнет протухшими яйцами и треками Федука. Фирменный патч с розой ветров не всегда ассоциировался с околофутбольным движем. На удивление, отец бренда Массимо Ости — интеллигентный итальянский дизайнер, а не лысый британец. Официально «стоник» критикует фанатские забивы, но гордится своим легендарным статусом в среде хулиганов. Видимо, поэтому время от времени бренд «заигрывает» с футболом. Кстати, в 84-ом Stone Island чуть не стал спонсором Италии на чемпионате Европы.

Автор фото: championat.com
Автор фото: championat.com

Английские фанаты не довольны позиционированием C.P. Company. Они не поясняют за свой шмот? Это не совсем так. Просто ведущие дизайнеры бренда Алессандро Пунджетти и Пол Харви не смотрят футбол. Си-пи, как и стоник, не поддерживают связь с фанатским движением, но и не отрицают ее. C.P. Company уверены в связи: спорт = маскулинность, а маскулинность = си-пи. Кто-то до сих пор верит, что линзы, вмонтированные в капюшон куртки, созданы для массовых погромов в режиме инкогнито. Разочарую — это отсылка к одежде автогонщиков из 20-ых годов.

Вы знали, что основатель бренда Fred Perry тоже не фанат футбола? Фредди вырос в богатой семье, увлекался теннисом. Но это совершенно не волнует ультраправых. Proud Boys, например, в восторге от фирменных черно-желтых поло, а бренд, напротив, пытается избавиться от неприятных ассоциаций — то открещивается от связей со скинами, то ограничивает продажи, но на время.