начало здесь:
Известно, что материки и острова — это всего лишь надводные части тектонических платформ, которые плавают в жидкой раскаленной магме, как льдины плавают в воде. Каждый материк окружен мелководной каемкой, которая является его продолжением, той же платформой, но только залитой океаном, и называется шельфом.
Когда платформы сталкиваются, они крушат и сминают края друг друга, наползают одна на другую, вздыбливая торосы, как это делают полярные льды. Эти торосы мы знаем как горные системы. И одна из самых молодых — та, что отделяет центральный юг Евразии от остального материка.
Образовалась эта горная страна, когда огромный остров Индия, а, вернее, сказать, платформа, на которой он ехал, пересекла весь Индийский океан и со всего маху врезалась в платформу Евразии. Это столкновение было, пожалуй, самым мощным и интересным геологическим событием за последние 500 миллионов лет.
Каких-то сто миллионов лет назад, в Меловом периоде, когда динозавры вступили в последнюю фазу своего развития, а наши предки уже обзавелись плацентой, Индия все еще болталась возле юга Африки. Вон она, смыкается платформой с Мадагаскаром. Но потом отделилась и резко рванула на север, к южному берегу Азии, который никто из живущих не видел, и ученые даже не представляют, каким он был.
Азиатская и индийская платформы столкнулись как раз ко времени вымирания динозавров. Но даже тогда между Индией и Азией все еще лежали разделяющие их почти 1,3 тысячи километров воды, покрывавшей шельф, подводную часть плит. Но Индия перла и перла на север. И она не только сомкнулась с Азией, но смяла и вздыбила ее край, породив Гималаи – самые высокие горы на Земле.
Индия и сегодня продолжает свое движение в северном направлении примерно на 7 см в год, и, как следствие, Гималаи растут ежегодно на несколько миллиметров. Сплошная горная гряда обеспечила Индии уникальный климат. За горами на севере, совсем недалеко — засушливые пустыни с резко континентальным климатом. А тут, стоит спуститься со гималайских склонов вместе с ручьями и великими реками, как вокруг повсюду — влажный тропический рай.
Вздыбившиеся горы четко разделили Южную Евразию на три довольно изолированных части: Средиземноморье, Индию и Китай. И хотя первобытные люди, расселяясь по материку, проникли повсюду, все-таки в этих трех частях развились три весьма обособленных цивилизации. Если бы такого вторжения Индии не случилось, человечество развивалось бы совсем по-другому, и общение востока с западом было бы гораздо активнее.
Первым, кто поставил задачу объединить их под единым правлением, едиными финансами и даже смешать культуры и народы — был Александр Македонский. В 327 году до н. э. он вышел из завоеванной им огромной державы персов и устремился в земли, почти неведомые. В те времена греческие ученые полагали, что край света находится не так далеко на востоке, и Индия лежит как раз на берегу Великого восточного океана, за которым земли уже нет.
Легенды рассказывали о сказочных богатствах этой страны, но ни реального представления о ее размерах, ни о трудностях, связанных с ее захватом, ни тем более о странах, которые лежали ещё дальше на востоке – никто не имел никакого представления. О существовании Китая греки в то время даже не догадывались. Однако Александру Македонскому еще не было и тридцати, и неизвестность для него никакого препятствия не составляла.
Он только что объединил под своей властью весь известный на тот момент мир. Монеты с его профилем являлись главным платежным средством от Египта до Бухары. Повсюду в его честь назывались города, в храмах ему возносились молитвы. Еще в детстве мать призналась ему, что зачала его не от отца, македонского царя Филиппа Второго, а от самого Зевса! А египетский оракул в оазисе Сива признал его фараоном.
Он женил своих лучших воинов на девушках из самых знатных персидских родов, чтобы дать начало новой единой нации и сам дал невестам-персиянкам богатое приданное. После такого оставался лишь один завершающий шаг: дойти до «края земли», омыть свое оружие в водах Великого восточного океана и окончательно подчинить себе всю ойкумену, как называли греки обитаемую сушу. Однако поход оказался труднее, чем ожидалось.
Правда, вначале продвижения войска по долинам Инда и его притокам проходило относительно спокойно. Александр столкнулся как с многочисленными мелкими независимыми царствами, которыми управляли раджи, так и с племенами, жившими еще в первобытной дикости. Сражаться с горячим парнем Александром тут никто особенно не хотел. Уж как он некоторых задирал, но они реагировали вяло. Некоторые раджи добровольно переходили на его сторону.
Однако позже встретились все же и такие, которые оказали серьезное сопротивление. Особенно много проблем доставил раджа Пор, навязавший в 326 году до н.э. Александру жестокое сражение на берегах реки Гидаспа, притока Инда. Греко-македонская и индийская армии расположились на противоположных берегах реки, которая была широка и полноводна.
Перейти вброд Гидасп было невозможно, поэтому Александр приказал подготовить корабли, а также использовать кожаные мешки, набитые сеном. Однако перенаправляться через бурную реку прямо напротив сильного вражеского войска было крайне опасно, и Александр предпринял обходной манёвр. Примерно в 26 км выше по течению от лагеря он тайно подготовил место переправы. Туда была под покровом ночи переброшена часть его сил, там же находился и сам царь.
В назначенный день основные войска должны были, отвлекая врага, имитировать подготовку к посадке на суда. Именно так и произошло. Тем временем Александр со своими отрядами быстро и незаметно для Пора форсировал Гидасп и ударил по индийским войскам с левого фронта. Его первая атака пришлась на конницу и колесницы индийцев под командованием сына Пора. С помощью своей кавалерии Александр Македонский разгромил их. Пор, узнав об этом, лично повел большую часть армии навстречу врагу.
Остальные силы греков, воспользовавшись этим, начали переправу через Гидасп. Они напали на индийцев с тыла, и те оказались зажаты с двух сторон в «клещи». В авангарде у Пора находилась линия боевых слонов. В битве при Гидаспе греки впервые столкнулись с таким массовым применением этих мощных животных, которых можно назвать своеобразными танками древнего мира.
Лошади греков боялись слонов, потому в атаку на них были брошены отряды пехотинцев. Атака имела успех: те слоны, чьи погонщики были убиты, стали неуправляемыми, другие были ранены и в бешенстве топтали своих же воинов. Тем более, что слонов перед боем всегда подпаивали вином. Это лишало их страха и перед чужими, и перед своими. В конце концов противник был полностью разгромлен и обращен в бегство. Сам Пор, весь израненный, попал в плен.
Армия Александра двигалась всё дальше на восток, переходя через глубокие реки, прокладывая путь в диких тропических джунглях, и постоянно подвергалась набегам местных племён. Однако Индия оказалась несравненно большей по размеру, чем полагал Александр. Пленники говорили, что самые мощные индийские государства ещё впереди. Александра это совершенно не пугало, скорее наоборот, но армия была уже абсолютно измучена.
Воины, непривычные к индийским климатическим условиям, страдали от тропических лихорадок, мокли под проливными дождями, гибли от укусов змей и ядовитых насекомых. В конце концов войско взбунтовалось и отказалось переходить через реку Гефасис перед долиной Ганга и продолжать поход. Это стало серьёзным ударом по самолюбию Александра, но изменить что-либо было не в его силах.
После нескольких дней уговоров полководец приказал собираться в обратный путь. На месте последней стоянки Александр велел оставить «лагерь великанов» (огромные палатки, оружие, конюшни и 12 алтарей). Покорив на обратном пути еще несколько царств и раджей, Александр Македонский двинулся обратно в Вавилон – готовить новый, более масштабный и серьезный завоевательный поход в Индию и на Цейлон. Теперь он знал намного больше, и аппетит его только разжегся.
Отпустив флот, он пошел с войском пешком по пустынному южному берегу нынешнего Ирана. Тоже от незнания. Путь оказался невыносимо тяжелым. Потери войска от жажды и изнурения были намного больше, чем во всех сражениях, вместе взятых. Когда Александр дошел до Персидского залива и увидел там свой флот, великий полководец заплакал, как ребенок.
Вот таким был первый контакт двух разных цивилизаций – средиземноморской и индийской. А что было потом? Какие еще цивилизации сталкивались между собой после долгой изоляции, очень мало или ничего не зная друг о друге? Об этом уже в следующей статье.
Продолжение следует. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Не забываем лайк! Денег тут не просят.
Читайте также: