Хубилай был внуком великого Чингисхана. Родился он в 1215 году. Этот год славен в истории тем, что именно в нем король Англии Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей, ограничивающую произвол монархии и дающую некоторые юридические права простым гражданам. Но то было на западе Евразии, а мы пока обратимся на ее восток.
Удивительно, но мать Хубилая была христианкой. Его старший брат Мунке (в переводе – вечный хан) участвовал в походе Хана Батыя на Киев, окончившемся жестоким разорением древнерусской столицы, и впоследствии стал четвертым великим каганом Монгольской империи (каган – высший титул в кочевой иерархии, хан ханов). Желая расширить империю, старший брат поручил младшему завоевать Китай.
В поднебесной в то время правила династия Сун. Эпоху правления двух династий, Тан и Сун, которая в сумме насчитывает более пятисот лет, принято называть классическим периодом в истории Китая. Это было время его экономического и культурного расцвета. Росло число городов, китайские ремесленники достигли высот мастерства в изготовлении изделий из фарфора, шёлка, лака, дерева и слоновой кости. Именно в этот период в Китае были изобретены книгопечатание, бумажные деньги и порох.
Тогда же шло и строительство основной части Великого канала, пересекшего весь Китай с юга на север и соединившего реки Хуанхэ и Янцзы, а также множество озер. Если кто-то наивно полагает, что такой канал – это просто широкая канава, глубоко ошибается. Чтобы канал не размылся и не заилился, требуется высокое развитие инженерной мысли, знание поведения водного потока, точные расчеты и совершенные технологии.
А Великий канал судоходен до сих пор. И сегодня он является одной из важнейших внутренних водных артерий Китая, соединяя морские порты Шанхай юге страны и Тяньцзинь на севере. Протяжённость канала — 1782 км, а с ответвлениями до Пекина и других крупных городов — 2470 км.
В тот же классический период в Китае была сформирована система государственных экзаменов, которые способствовали воспитанию образованной элиты. Человек, сдавший такой экзамен, владеющий знанием классических текстов, получал возможность занять ранг чиновника, даже не имея знатного происхождения. Люди гуманитарных профессий — писатели, философы, ученые — считались привилегированным классом.
Хубилай быстро и успешно завоевал северную часть Китая и направился, было, на юг, но получил известие о смерти брата Мунке и попытках другого брата Ариг-Буги занять ханский престол. Пришлось срочно заключить перемирие с династией Сун и вернуться в Каракорум. Отстояв свое право на трон, Хубилай провозгласил себя Сэцэн-ханом (мудрым ханом) Монгольской империи, чья территория к тому времени простиралась от Азии до Восточной Европы.
И вернулся в Китай. Здесь Хубилай не ринулся в лоб, а терпеливо повел очень умную и хитрую политику, сочетая военные действия с дипломатией и примирительными жестами по адресу китайского населения. Так, он самолично трижды отпускал на свободу по нескольку десятков сунских купцов, которых его войска захватывали на границе.
Однажды Хубилай показательно отчитал своих военачальников, казнивших двух плененных сунских полководцев без суда и следствия. Стремясь переманить к себе как можно больше дезертиров из сунской армии, он награждал перебежчиков землями, тканями и стадами. Эта политика принесла успех: приток перебежчиков из южного Китая к монголам потек рекой.
И через 15 лет военных действий в сочетании с тонкой дипломатией, в феврале 1276 года столица Сунской империи Ханьчжоу пала. Вдовствующая императрица Се передала монголам императорскую печать династии Сун, а малолетний император Сянь был привезён к Хубилаю, который принял его милостиво, как родного.
Еще три года остатки китайских войск сопротивлялись в южных провинциях, но в итоге были полностью разгромлены. Хубилай подчинил своей власти не только всю территорию Китая, но и соседние страны: Бирму, Камбоджу и Корею. Не задалось только со Вьетнамом (мы знаем, какие вьетнамцы заядлые вояки) и Японией (тут помешал «камикадзе» - «божественный ветер», тайфун, разметавший огромный непобедимый монгольский флот. Кстати, поднимите руку те, кто знал, что у татаро-монголов был флот).
И вот тут начинается самое интересное. В отличие от других монгольских вождей, которые умели только воевать на лошадях, Хубилай был очарован китайской культурой. Он полюбил китайские города. Хотя его дед, Чингисхан, прославился утверждением, что города вообще не нужны, так как в них неудобно пасти лошадей.
Хубилай приблизил к себе конфуцианских советников, принял на работу и подружился со многими китайскими учёными, а также перенял китайскую систему государственной службы для управления страной. Им был введён целый ряд полезных реформ и улучшений. В 1291 году он разделил империю на 12 провинций. Своей мудростью новый император заслужил широкую популярность в Китае.
Чем дальше, тем глубже осознавал Хубилай культурное различие между монгольской кочевой жизнью и оседло-земледельческой жизнью в Китае. Жизнь монголов состояла в основном из состязаний по борьбе, стрельбы из лука, верховой езды, их едой была баранина на костре и молоко, в то время как жизнь китайцев изобиловала нежными шелками, поэзией и живописью, изысканными деликатесами, базировалась на рациональной системе налогообложения и развитой торговле.
При Хубилае Китай стал страной, открытой путешественникам со всего мира. Именно во время его правления сюда приехал знаменитый венецианский купец и путешественник Марко Поло. Хубилай принял его на службу, давал важные поручения и отправлял во многие места своей империи. Марко Поло был впечатлен обширностью территории и процветанием Китая по сравнению со странами Европы. Он описал Хубилая как «самого мудрого правителя в мире с удивительными людьми, землей и товарами»
За довольно короткий период под властью хана Хубилая страна добилась единения, экономического процветания и социальной стабильности. Однако монгольские аристократические семьи (если можно так их назвать) не поддержали его идею о принятии китайской культуры. Всю жизнь Хубилай страдал от семейной вражды и гражданских войн со своими соперниками-князьями в монгольских степях.
Он очень любил свою жену. Ее кончина стала для него тяжелым ударом. А через пять лет умер и сын, единственный наследник. Хубилай взял, было, в жены племянницу почившей супруги, но та не смогла стать достойной заменой. Император запил, предался чревоугодию и подорвал свое здоровье. Тем не менее прожил 78 лет. Перед смертью он отдал императорскую печать своему внуку Тэмуру, который и стал вторым императором новой китайской династии Юань (знакомое слово, не правда ли?)
Закончим стихотворением, вышедшим из-под пера Хубилая. Да-да, живя в Китае он стал поэтом, причем весьма плодовитым. Говорят, написал многие сотни стихов. Но до нас дошло, к сожалению, только одно. Написано оно на горе с видом на вот этот буддийский храм:
Вот это стихотворение. Почувствуйте его ауру через восемьсот лет после написания:
Я взошел на Душистую гору в приветливое время весны.
Не унывая я поднялся на вершину и встретил Золотое Лицо.
Цветы сияли яркими лучами и благоприятные цвета сияли как радуга.
Дым благовоний веял туманом и исходил благословенный свет.
Капли дождя были как пузыри на нефрите бамбук на краю большой скалы.
Ветер играл песню среди зеленых сосен на горном перевале.
Перед Буддой в храме я провел церемонию воскурения.
И на обратном пути я ехал на Синем Драконе в королевской карете.
(Перевод лингвиста Б. Буяна)
Не забываем лайк и подписку! Впереди много интересного.
Читаем также: